«Папа, как там на войне?»

«Папа, как там на войне?»

Когда началась война, я был еще маленьким. Помню себя пятилетним ребенком. Семья наша жила в Юрьеве-Польском, во Владимирской области. Дома все молились. Пока шла война, отец был на фронте. Он пришел в 1945 г. Я спросил его тогда: «Папа, как там на войне?» И он рассказал, что, когда приспела Пасха, было жарко. Отец про­шел в окружную кукурузным полем, чтобы зайти в церковь помолиться. Пробрался к хра­му, осторожно заходит туда, смотрит – а там генералы, пол­ковники, офицеры – все здесь! Папа тоже стал молиться. Один из помощников, ниже чином, заметил его и говорит тихонько: «Уходи давай скорее, чтоб тебя не видели!» Тогда строго было, боялись, что кто-то увидит и донесет. Моего отца могли потом по распоряжению на передовую кинуть, чтобы он погиб как ненужный свидетель.

Все молились, хоть и тайно, и проси­ли помощи у Бога. Как говорят, на войне неверующих не бывает. Но меня удиви­ло другое. Казалось бы, страшная война закончилась, уже праздновали Победу, отстояли свою землю – столько городов, деревень и сел – а тут начинается хрущев­ское гонение на Церковь, и храмы, кото­рые сберегли от разрушения в войну, на­чинают один за другим закрывать. За это время было закрыто 15 тысяч храмов! Мой отец и другие люди обращались в разные инстанции: «Защитите, пожалуйста!» Но практически никто не вступился, все побоялись, даже ветераны. Ведь опять стали сажать по тюрьмам, и любой мог попасть под подозрение, а уж тем более за такое.

Вот такое сложное время тогда наста­ло. Всем обещали, что теперь будет хоро­шая жизнь. Отец только перед смертью получил разрешение на бесплатный про­езд в транспорте, а умер он в 1985 г. До этого никаких льгот не было.

В Патриаршем календаре за 2015 г. на стр. 273 приводятся слова Святейшего Па­триарха Кирилла о том, что свободу мож­но обрести только в монастыре. Так и есть. Потому что подлинная свобода – это сво­бода от страстей. Для истинного монаха заключение или другие жизненные испы­тания не страшны, потому что внутренне, духовно он свободен. Что нам переживать, если материально, юридически или еще как-то мы не защищены или не обеспече­ны, когда мы со Христом, Господом нашим и Богом. Нужно, чтобы любовь к Богу у братии и у нас с вами была, как у препо­добного Сергия. 

Сейчас жалуются, что, дескать, то пло­хо, другое плохо... Дорогие мои! Запом­ните, что в Евангелии Господь говорит: «Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15:20). Но если священник будет гово­рить в храме на проповеди: «Приходите в православие: нас распинают, убивают, мучают, сажают, голодом морят», – то еди­ницы захотят прийти. А если поставить вопрос по-другому: «Христос пострадал, отдал Свою жизнь, чтобы мы спаслись. Он пожертвовал Собой, а мы ради любви к Богу последуем за Ним по крестному пути испытаний и скорбей», – тогда откроется глубина жизни во Христе.


  
Архимандрит Никодим (Деев)

Отец Никодим (в миру – Валентин Васильевич Деев) родился 1 июля 1936 г. Окончив в 1955 г. среднюю школу, вскоре поступил в Московскую духовную семинарию. В 1961 г. Валентин получил на руки аттестат об успешном окончании духовной школы. Сдав вступительные экзамены, он поступил в Московскую духовную академию. В 1964 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В следующем году 2 апреля наместником Лавры архи­мандритом Платоном (Лобанковым) был пострижен в монашество, а 11 апреля митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) был хиротонисан во иеродиакона. В том же году иеродиакон Никодим окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 июля 1967 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил его в сан иеромонаха. Его Святейшеству со­служили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) – два будущих Патриарха. Отец Никодим поступил в аспирантуру при МДА, окончил ее 17 июня 1974 г. В 1981 г. возведен во игумена, в 1990 г. – в сан архимандрита.


STSL.Ru


Источник:журнал «Покров», № 3/549, июль – сентябрь, 2017.
9 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.