Памяти архимандрита Матфея (Мормыля)

Памяти архимандрита Матфея (Мормыля)

Архимандрит Матфей говорил, что Литургия – это малая Пасха, которую необходимо всегда служить как в последний раз, на последнем дыхании. Богослужение было его стихией.

Верно. Еще он говорил так: «Проклят всякий, кто делает дело Божие с небрежением». Он до последнего не оставлял любимого дела. Даже когда уже сидел в коляске, то, преодолевая физическую немощь, приезжал в храм, чтобы провести службу или очередную спевку.

Как сейчас в обители преподобного Сергия отмечают памятные даты, посвященные легендарному «голосу» Лавры?

В день его кончины (с 14 на 15 сентября) все съезжаются в Сергиев Посад, служат Божественную литургию, панихиду – в общем, молятся, поминают.

Как Вам кажется, было ли что-то общее у отца Матфея с его небесным покровителем апостолом и евангелистом Матфеем?

Вы знаете, было очень трогательно, когда уже больного Батю выводили на полиелей под руки и в этот момент пели величание апостолу, где есть такие слова: «И чтим болезни и труды твоя». Ощущение, что пели про отца Матфея.

Вы были келейником архимандрита в течение трех с половиной лет.

Вместе со мной келейничал мой одноклассник. К слову, сейчас он священник, а я крестный его детей. Средний сын у них с супругой родился 14 сентября, и назвали его Матфеем. Вот такая связь поколений, и мы верим, что это батюшка «сделал» подарок своему келейнику.

А начиналось всё так: на втором курсе моего обучения в семинарии меня благословили помогать отцу Матфею. Я был из так называемых «местночтимых», как говорил Батя, – это те студенты, которые живут в Сергиевом Посаде или в его окрестностях. Официально мы могли уходить на все каникулы, но при этом должны были присутствовать на всех лаврских службах, которые нам ставил в расписание регент. Другими словами, мы не несли послушаний в Академии, только в Лавре. В этом время батюшка уже серьезно болел, надо было постоянно колоть ему инсулин, периодически ездить в больницу. С каждым годом его состояние ухудшалось.

Каким образом строился Ваш день в «должности» келейника, в чем была Ваша основная задача?

В восемь утра батюшке приносили завтрак, а до этого нужно было его причесать, поставить ему уколы, дать таблетки. У архимандрита Матфея была феноменальная память, поэтому монашеское правило он совершал наизусть. Если в этот день у него были запланированы занятия со студентами, то я помогал ему одеться, собраться, подготовить лекции. Вот так и строился мой день. После окончания семинарии я допел летнюю практику и по распределению уехал в Тулу. Больше мы с батюшкой не виделись.

Чем стало для Вас общение с этим уникальным человеком? Каким он Вам запомнился, чему учил, как наставлял в монашеской жизни?

Как говорится, большое видится на расстоянии, и по-настоящему оценить масштаб личности порой можно только по прошествии какого-то времени. Несомненно одно: отец Матфей – олицетворение монашеского послушания, монашеской учености.

Это человек, который не боялся говорить правду, и он мог сказать ее любому, невзирая на сан и положение. Не терпел фальши (ни в чем), не любил ничего лишнего и наносного, уважал простоту, бегал карьеры. Он не был духовником в общепринятом смысле, придерживался принципа: спросят – ответь, не спрашивают – молчи.

Раньше я этого не осознавал, а теперь, читая труды святителей Иоанна Златоуста или Игнатия (Брянчанинова), иногда ловлю себя на мысли, что узнаю в них отца Матфея. В период нашего с ним общения я еще не был монахом, но в качестве задела на будущее вынес для себя многое.

Запомнилось, как Батя рассказывал, что во время пострига, и особенно в первую из трех ночей, которые новопостриженный проводит в храме, нужно быть очень внимательным, так как в это время можно увидеть своего нового ангела-хранителя. Возможно, он говорил об этом, опираясь на собственный опыт, а может, иносказательно – утверждать не берусь. Но тот факт, что в постриге мне нарекли такое же имя, как и у него, – безусловно, не случайность. В жизни христианина, а тем более монаха, нет ничего случайного, всё происходит согласно Промыслу Божию. В нашу последнюю встречу отец Матфей подарил мне параман. Параман интересный: не привычного черного, а белого цвета.

Но самая главная память у меня о батюшке – это его «перелинка», как он называл свою маленькую короткую мантию. Он страдал гландами, легко простывал (все-таки человек южный), а «перелинка» шерстяная, она его грела. Отец Матфей был в ней на всех службах. Когда я хожу в ней по монастырю, меня нередко принимают за католика или старовера. Вот такое благословение – «святынька» от Матфея «старшего» Матфею «младшему».

Батя очень хотел, чтобы я стал послушником в Лавре, но я не представлял, как буду вставать на братское правило в пять утра. Это сейчас выработалась привычка, а тогда… К тому же я видел себя в более спокойном, уединенном месте.

Выходит, Высоко-Петровский монастырь в центре столичного мегаполиса – тот самый случай, когда человек предполагает, а Бог располагает? Ведь теперь Вы живете на куда более оживленной территории, чем Лавра. Хотя в самой обители святителя Петра Московского на Петровке удивительным образом сочетается несочетаемое: это тихая пристань в бушующих стихиях городской жизни.

Монашество не зависит от количества проживающих в обители насельников, зданий и прочего – это внутреннее состояние. Но к пониманию этого тоже надо прийти. Ну, и не будем забывать о том, что всё течет, всё меняется. С возрастом я полюбил рано вставать. Даже если тяжело порой подняться на полунощницу, потом всё равно ощущаешь благодать, появляется совершенно другой настрой.

Что касается Высоко-Петровского монастыря, действительно, есть незримое ощущение, что находишься за городом, а не в суетной Москве, и это отмечают многие. Братия в обители немногочисленная, и это помогает выстроить нормальные духовные отношения, так как мы уже хорошо знаем друг друга. Поэтому в какой-то мере мечта о тихом монастыре сбылась. 

Вы помните день, когда отца Матфея не стало?

Я как раз был в Лавре по делам и намеревался заехать к нему в больницу. Но не успел. Мне позвонил его келейник отец Андрей и сказал: «Бати больше нет»… Проститься с батюшкой съехалось очень много народу, одних только архиереев было человек десять. И то, что похоронили его на территории Лавры, говорит само за себя.

С иеромонахом Матфеем (Мунтяну)

беседовала Христина Полякова

27 ноября 2015 г.




11 сентября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.