Памяти архидиакона Ювеналия (Крука)

Архидиакон Ювеналий Крук

Воспоминания иеромонаха Варлаама (Белановича) об отце Ювеналии, почившем 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни.

Когда из этой временной жизни уходят праведники, души близких им людей исполняются скорби. Скорби не за них, а о себе. Ибо их телесная смерть лишает нас возможности получить духовное утешение от общения с ними. Уходя из этого мира, они оставляют нас сиротами.

Так случилось и 9 ноября 2022 года, когда около половины десятого утра раздался удар лаврского колокола, а вместе с ним разнеслась и печальная весть о кончине одного из старейших насельников монастыря, архидиакона Ювеналия. Тихий и кроткий старец до последнего своего издыхания переносил все страдания, сопряженные с тяжелой болезнью, безропотно и терпеливо. Сами врачи удивлялись этому и между собой говорили: «Вот это старец! Такого мы еще не видали».

Такими были последние дни лаврского архидиакона, но большая часть его жизни окутана тайной. Тайной духовной борьбы. Она происходила вдали от взора окружающих его людей. Взору человеческому было доступно лишь его величественное служение. Величественное не мелодичными переливами голоса, а глубокой проникновенностью и умением донести до слушающего смысл читаемых им богодухновенных текстов. Его мощный голос, призывая людей на молитву в начале всенощного бдения и Литургии, не прельщал сердце старца. Он пользовался им как даром, полученным от Господа.

Прежде чем приступить к повествованию о жизни батюшки, хотелось бы рассказать о довольно неожиданной для меня откровенной беседе с ним. Произошло это незадолго до его кончины. Ранее он никогда не рассказывал ни о себе, ни о своих родных. А тогда поведал мне о своем дедушке Константине, который был старостой в храме (если я всё правильно запомнил, храм в честь блгв. кн. Александра Невского в городе Барановичи). Когда в 1939 г. территория западной Беларуси была присоединена к СССР, то гонения на церковь, бушевавшие по всему Советскому Союзу, постигли и эту землю. В 1940 г. дедушку отца Ювеналия отправили на Соловки, откуда он уже не вернулся.

Отец, Алексей Харлампович, читал в храме Апостол за богослужением. Временами он пешком отправлялся на богомолье в Почаевскую Лавру, находящуюся в 300 км от его родного дома. Мать отца Ювеналия, Надежда Константиновна, долгое время пела на клиросе в приходском храме деревни Новая Мышь. Эта приветливая бабушка, исполненная твердой веры, каждый праздник приходила в церковь, опираясь на тросточку. Сердце ее горело любовью к богослужению.

Архидиакон Ювеналий Крук

В такой благочестивой семье 10 мая 1947 г., проживавшей на то время в деревне Мутьковичи, родился сын-первенец, названный родителями Николаем.

Архидиакон Ювеналий Крук

О раннем периоде его жизни мало что известно. В 1954 г. Николай пошел в Новомышскую среднюю школу и окончил ее в 1965 г. Учеба в школе для сына верующих родителей была сопряжена с постоянными притеснениями. Учителя, одурманенные безбожной идеологией, занижали ему оценки, а порой открыто высмеивали перед всем классом. Его аттестат об окончании средней школы есть не что иное, как плод исповедничества. Тройки, стоящие в нем, как дошедшее до нас свидетельство, лучше любого слова говорят о той несправедливости, с которой пришлось столкнуться юному Николаю.

С 1965 по 1966 г. Николай обучался на курсах телерадиомастеров при Барановичском ДОСААФе. Как свидетельствуют батюшкины земляки, он очень хорошо разбирался в электронной технике. Транзисторы, радиоприемники и многое другое приносилось в его дом, и отец Ювеналий всё это чинил. Из раннего периода его жизни известно, что он увлекался жонглированием. Некоторые даже говорят, что он хотел поступать в цирковое училище. В его военном билете имеется лаконичная запись, свидетельствующая о многом, — в партии не состоит. Глубоко религиозное воспитание давало свои плоды. Трудно представить, что ему пришлось пережить в эти годы. Ведь на этот период приходится этап хрущевских гонений, но он выстоял, не дрогнул.

Архидиакон Ювеналий Крука

С 1966 по 1968 г. будущий служитель церкви был призван на воинскую службу в ряды советской армии. За первый год службы Николай окончил учебное подразделение при 6-й части по специальности командир ВУС-030 с общей оценкой «отлично». За подобные успехи ему было присвоено звание сержанта. По увольнении из армии с 13 января 1969 г. по 31 июля 1971 г. работал радиомехаником на 55-м ремонтном заводе воинской части в городе Барановичи и продолжал постоянно посещать храм Преображения Господня в деревне Новая Мышь. В рекомендации к поступлению протоиерей Николай Р. характеризует его как сына благочестивых родителей, любящего Церковь Божию. Эта любовь у него проявилась еще в юности, при ревностном прислуживании во время богослужения служащему священнику.

Архидиакон Ювеналий Крук

Переломным моментом в жизни старца послужила беседа с отцом Петром (Русаком). Этот мудрый пастырь, заприметив молодого Николая, пригласил его к себе на беседу и в процессе разговора предложил поступить в семинарию. Когда отец Ювеналий вспоминал об этом, то обычно не рассказывал подробностей о ходе беседы, а лишь спокойно замечал:

«Я тогда еще ничего и не знал о том, что такое семинария и чему там учат. Я говорю отцу Петру: “Батюшка, я и не слышал ничего об этом и что там нужно сдавать”. А отец Пётр мне: “Я тебе помогу подготовиться”. Я пришел к нему домой. Он дал мне программку для поступления в семинарию и книжки. Я читал и готовился по ним. Когда пришло время подавать документы, отец Пётр посоветовал мне ехать поступать в Загорск, в Лавру. Благословил сняться с воинского учета, как будто я еду в Минск поступать в техникум. Сдав документы, домой я уже, как благословил батюшка, не возвращался. Пожил там какое-то время при монастыре до начала экзаменов. И так вот поступил в семинарию. Нас было двое, кого отец Пётр отправил поступать в семинарию. Второй, Миша Архименко, не послушал батюшку и вернулся после подачи документов домой, так вот ему не дали поступить в семинарию».

Интересно, что на вступительных экзаменах музыкальный слух отца Ювеналия был оценен приемной комиссией всего лишь на скромную троечку. Все те удивительные вокальные данные он развил в процессе обучения в семинарии и при пении на клиросе в братском хоре.

Обучаясь в семинарии, отец Ювеналий держался особняком, ни с кем старался не заводить дружбы, но при необходимости ровно и лаконично давал ответ вопрошающему. Удаляясь от праздных бесед, он не гнушался людьми, а лишь избирал более важные для себя занятия — чтение и молитву. Большую часть своего времени он проводил за книгой. Во многих книгах в его келии сохранились пометки: разными цветами он подчеркивал что-то важное для себя. Вокруг него кипела обычная студенческая жизнь — куда-то все торопились, суетились, а он оставался ровным. Лишь порой на его лице появлялась легкая улыбка. Таким запомнился Николай Крук своим одноклассникам.

«С первых дней своего пребывания в семинарии, — вспоминал старец, — сразу же записался в иконописный класс и стал посещать его. Занятия в нем вела Мария Николаевна Соколова. Это был удивительный человек, она не только знала писания святых отцов, но и в жизни своей осуществляла заповеди Божии. Это мы наблюдали постоянно при встречах с ней. Ее манера поведения, ее скромность, милосердие, кротость, глубокая собранность, цельность, устремленность к Богу оказывали большое воздействие на нас. Для нас, людей, только что пришедших из мира, было удивительно наблюдать поведение Марии Николаевны. Для нас общение с ней имело большое воспитательное значение».

Между ними образовалась невидимая для обычного человеческого ока духовная связь. Многие навыки иконописания и реставрации отец Ювеналий унаследовал от нее. Незадолго до кончины матушки он приехал к ней домой и не знал, о чем говорить, сознавая, что она скоро оставит этот мир. Понимая причину переживаний своего ученика, Мария Николаевна сказала, что не боится говорить о смерти, что она всю жизнь готовилась к этому моменту и смерть ее не пугает. Что-то подобное незадолго до кончины старца услышал из его уст и один лаврский игумен. Эти слова до глубины души тронули его.

На праздник Архистратига Божия Михаила в 1972 г. отец Ювеналий впервые побывал у старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса). Общение с батюшкой произвело на него неизгладимое впечатление, и тогда он попросил старца принять его под свое духовное окормление. С этого момента все жизненно важные вопросы отец Ювеналий решал с отцом Сампсоном. Видя расположение души своего ученика, старец спросил его о планах на дальнейшую жизнь. Сделал он это, впрочем, не потому, что не знал о его стремлении к уединенной монашеской жизни, а для того, чтобы не навязывать свою волю духовному своему сыну. Услышав же ответ его о желании уйти в монастырь, старец посоветовал не медлить, а подавать прошение на втором курсе Академии. Если бы не этот мудрый совет старца, то отец Ювеналий мог бы лишиться возможности стать иноком монастыря преподобного Сергия.

Исполняя благословение старца, 17 января 1977 г. Николай Крук написал прошение на переход в монастырь и уже в феврале был зачислен в братию. С этого момента началась другая жизнь. Послушания, поручаемые ему священноначалием, он старался нести с усердием и любовью, за что снискал любовь и уважение. А уже 30 марта наместник монастыря архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг его в монашество в Троицком соборе и нарек имя ему Иувеналий, в честь святителя Иерусалимской Церкви. Облекшись в иноческие одежды, он начал еще ревностнее подвизаться в посте и молитве.

Архидиакон Ювеналий Крук

Заприметив это, отец наместник предложил рукоположить его в диаконский сан. Монах Ювеналий по своему смирению начал отказываться. Тогда отец Иероним, проявив твердость, сказал: «Не примешь сан — выгоню из монастыря!» Ничего не оставалось делать, как только покорится воле настоятеля.

Так 12 апреля 1977 г. ректор Академии архиепископ Дмитровский Владимир (Слабодан) рукоположил благоговейнейшего монаха Ювеналия в диакона. Новое для себя служение отец Ювеналий совершал с благоговением и страхом Божиим, за что уже в 1981 г. был награжден правом ношения двойного ораря, а через семь лет в канун праздника обретения мощей преподобного Сергия в Успенском соборе возведен в сан архидиакона митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионам.

Архидиакон Ювеналий Крук

С этого момента начинается новая эпоха лаврской истории. Молодые иеродиаконы, набираясь опыта в служении, имели перед своими глазами живой пример того, как это служение должно совершать, а в случае возникновения недоуменных вопросов они всегда могли обратится к отцу Ювеналию за советом, и он всегда лаконично и просто давал ответ. Однако у старца были и свои секреты, которыми он не торопился делиться. Одним из них была манера каждения. Кадило, один из атрибутов диаконского служения, он держал по-особому. Помню, как мне хотелось перенять этот его навык. Каждый раз, когда он брал кадило в руки, мои глаза пытливо пытались разглядеть положение пальцев. Старец же, словно нарочно, делал всё так ловко и быстро, что рассмотреть было крайне затруднительно.

Множество трудов положил отец Ювеналий и в деле реставрации. С 1989 по 2007 г. он возглавлял реставрационную мастерскую Лавры. Как много икон и фресок было отреставрировано при его непосредственном участии. А скольких он научил премудростям и тонкостям этого дела. Активное участие принимал батюшка и в реставрации Лавры к празднику 700-летия со дня рождения преподобного Сергия.

Многие послушания, которыми был обременен отец Ювеналий, не мешали ему совершенствоваться духовно. Каждый вечер и утро старец либо служил, либо пел на клиросе. Рассказывают, что как-то на день Ангела вместо обычного поздравительного слова имениннику отец Кирилл (Павлов) повернул отца Ювеналия лицом к братии и сказал: «Вот вам всем пример» — и запел многая лета.

И действительно, на протяжении долгих лет архидиакон Ювеналий являлся живым примером для многих насельников монастыря. Да и не только для братии. Каждый год после праздника Успения старец уезжал в отпуск на свою малую родину. Его приезда ожидали многие. На протяжении всего года у многих накапливались недоуменные вопросы, которые они стремились разрешить в беседе со старцем. Кто-то приглашал его к себе домой, кого-то он принимал в родительском доме, а кто-то разрешал свои вопросы, поймав батюшку в церкви или на улице. Вез отец Ювеналий с собой в отпуск и множество различной литературы. Всё это предназначалось к раздаче. Читая ее, народ глубже понимал духовные истины. Это было своего рода апостольское служение.

Архидиакон Ювеналий Крук

Рассказывают, что как-то владыка Феогност, будучи наместником Лавры, просил отца Ювеналия принять сан священства и стать лаврским духовником. Старец со смирением начал отказываться, ссылаясь на благословение матери оставаться диаконом до самой смерти. Такое послушание своей родительнице сильно поразило владыку.

Архидиакон Ювеналий Крук

Всё изменилось осенью 2019 г. Выходя из храма после ранней Литургии, отец Ювеналий упал и сломал ключицу. В процессе лечения врачи выявили у него тяжелое заболевание — саркому. С этого момента началась его борьба с этим тяжелым недугом. Впрочем эта борьба была лишена желания пожить подольше. Выполняя предписание врачей, старец предал себя воле Божией. «Как Богу угодно будет», — говорил он. В 2022 г. перед праздником Успения Пресвятой Богородицы батюшка снова упал и повредил сосуд. Образовалась большая гематома. Однако, не взирая на это, он не стал отменять своей привычной поездки в Беларусь, словно предвидя близость своей кончины. По возвращении оттуда отца Ювеналия положили сначала в монастырскую медсанчасть, а затем перевезли в Химкинскую больницу, где батюшка и почил 9 ноября 2022 года.

Иеромонах Варлаам (Беланович)
10 января 2023


11 января 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.