День памяти святого апостола Иуды Иаковлева, брата Господня

Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.


Святой апостол Иуда. Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова. 


Святой апостол Иуда     

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-во года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Ин тропарь апостола Иуды, брата Господня, глас 1

Чистоту душевную и житие непорочно стяжав,/ Пречистаго Света, нам приближшагося, быв по плоти брат и ученик,/ благочестия проповедник и языком учитель истинный,/ Иудо всехвальне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак апостола Иуды, брата Господня, глас 2

Павлу явлься собеседник, апостоле,/ с сим нам проповедь возвестил еси Божественный благодати,/ тайноглагольниче Иудо блаженне./ Сего ради вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.



***
Предлагаем Вашему вниманию проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 05.06.2014), произнесенную им на ранней Божественной литургии в Успенском соборе 2 июля 1980 года.


Архимандрит Виталий (Мешков)

 «О мире душевном»

 

Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа!

Дорогие братия и сестры! С тех пор как человек был изгнан из рая, лишился он и благодатного мира, Нет мира в костех моих от грехов моих. Я изнемог и сокрушен чрезмерно, взываю от терзания моего горестно! - восклицает псалмопевец Давид.

Мы бы никогда не избавились бы от зла, никогда не обрели бы мира, если бы не пришел Божественный примиритель Господь наш Иисус Христос. Его рождение ангелы встречали славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 13). Этот мир с Богом куплен для нас дорогою ценою крестных мук Христа Спасителя, Божественного Агнца. По воскресении Своем, Христос явился ученикам и приветствовал их словами «Мир вам!» Эти  первые слова воскресшего Бога полны великой радости для людей. Грех ниспровержен, смерть побеждена, мир дарован людям и спасение всем верным. Христос и ученикам Своим повелел благовестить о мире. Он учил: Входя в дом приветствуйте его, говоря «Мир дому сему», если будет дом достоин, то мир ваш придет на него (Мф. 10,12).

Вот и апостол Павел неоднократно напоминает нам о том, что к миру призвал нас Господь (1 Кор. 1, 3) и говорит: Да владычествует в сердцах ваших мир Божий…! (Кол. 3, 15) И Церковь Христова постоянно заботится о том, чтобы мы имели мир душевный и низводит его на нас своими молитвами. И сами мы приходим сюда в храм, чтобы хоть на время уйти от забот и тревог нашей жизни, чтобы здесь среди молитв и песнопений мятежные сердца наши хоть на время обрели этот благодатный мир Христов. Мир – это радость чистой совести, это свет ума, просвещенного Божественной истиной, и это сердце исполненное любви к Богу и ближним. Велик мир у любящих закон Твой. Глас радости и спасения в жилище праведника (Пс. 33, 15) – говорит Псалмопевец. И далее наставляет: Уклоняйтесь от зла и делай добро, ищи мир и следуй за ним Пс. 17, 15). Св. отцы и подвижники Христовы прилагали много усилий и совершали большие подвиги, чтобы очистить сердце и стяжать мир. Но он доступен нам всем, для всех даровал его Христос. Мы должны стремиться к Нему, полюбить Его, исполниться Им и ходить в Нем. Невозможно избежать всех тревог в жизни, но можно подняться над ними, научиться оставаться спокойным в любых условиях жизни. Верою отгоним всякий страх, потому что Господь – крепость наша, Спаситель наш (Пс. 26, 1). Мы христиане и сама смерть нам не страшна, потому что не может умереть живущий в Боге. В болезнях тела и среди лишений усматриваем мы благое, ибо теми исцеляется душа. Нам нужно научиться быть умеренными во всем потому что не будет мира души, которая день и ночь беспокоится о тленном. Будем помнить, что Царство Божие не пища и не питие, но радость и мир во святом Духе. Мы не будем иметь мира, пока не научимся любить всех и прощать всем, помня, что – радость у миротворцев и будем стараться сохранять единство духа в союзе мира (1 Кор. 7, 15). Будем ходить в простоте сердца. Никому без смирения невозможно стяжать мира. Предадимся всецело в руки Божии и будем все встречать со смирением и благодарением  Богу, Который сам о всем и всегда печется о нас.. Будем всегда помнить и исполнять заповедь Христа Спасителя, Который завещал своим верным ученикам: Мир оставляю вам, мир мой даю вам, в мире скорбны будите, Меня гнали и вас изженут, вы не от мира сего и Я вас избрал, но мужайтесь: Я победил мир. И этот мир, как знамение победы, пусть всегда пребывает в вас.

Помолимся, дорогие братья и сестры, одному из двенадцати учеников Христовым – апостоле Иуде, брату Господню по плоти, память которого сегодня мы совершаем, чтобы по его молитвам Господь даровал нам мир душевный.

По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа и заповедовал быть миротворцами в странах: Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Апостол Иуда учил, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще добрые дела, свойственные христианскому учению. И он также  учил, чтобы иметь мир в душе необходимо стяжать молитву, иметь глубокую непоколебимую веру, иметь любовь ко всем не взирая на личность, а также молиться за врагов и молиться за всех обижающих нас.

Св. апостол Иуда мученически скончался около 80го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Дорогие братья и сестры, почему Господь в I веке уже заповедовал иметь мир в душе и  Церковь Христова всегда молится – «Миром Господу помолимся»? Святая Церковь не напрасно этим призванием постоянно напоминает нам о мире нашей душе. Мир, как говорят, святые отцы, есть невозмутимое спокойствие духа и сердца, или мир Божий. Этот мир тот, который ниспосылается Богом в души, искренно верующих и верно живущих по вере Христовой. В это время Господь сообщается с человеком и миром осеняет его. И каждый человек может иметь этот Божественный мир, потому что человек есть образ Божий и тело его является лишь храмом живущего в нем Духа Святаго. Об этом свидетельствует апостол Павел: не весте, яко имате от Бога и несте свои (1 Кор. 6, 19). А Дух Божий это и есть тот ми, как говорит св. Кирилл Александрийский, который постоянно пребывает в душах и телесах наших. К сожалению немногие имеют этот Божественный мир в своей душе по причине грехов, оскверняющих все их существо. Грех же без слезного сердечного и таинства исповеди искоренен быть не может. И святая Церковь заботясь о нашем спасении, и водворении мира в душах наших, постоянно заповедует очищать свою совесть покаянием. Впавши в грех, мы становимся повинными перед правосудием Божиим и врагами Богу. Можем ли мы в таком виде предстать пред лицем Божиим, надеясь лишь на ходатайство за нас святых угодников Божиих и Его Пречистой Матери? Конечно нет, если не положим, по крайней мере, твердого намерения и обета принести покаяние и больше не гневить своего Владыку беззакониями. Нераскаянному грешнику и сама молитва обращается в грех… и даже присутствие в храме Божием есть новое оскорбление святости и величия Божия. Но чтобы всегда молиться Богу в ожидании молитвенного плода мира, необходимо всегда сохранять в себе дух умиления и сердечного сокрушения. Верою и покаянием, благоговением и страхом Божиим можно найти тот мир с Богом, без которого, по слову Апостола, никто не узрит Бога и не получит плода своей молитвы. Но как стяжать этот мир и спокойствие? Этому учит нас святой Иоанн Лествичник. Он говорит: «Все доброе, что можете только делать делайте; никого не упрекайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте. Если так будите поступать, то недалеко будите от Царствия Божия» [Леств. сл. 1; 21], а оно есть царство мира, единодушия и любви. Любовь же по апостолу Иоанну Богослову есть Бог, Бог любы есть (1 Ин 4, 8). Может ли явиться, хотя на время, в царство мира человек гневливый и раздражительный, человек мстительный и злопамятный, человек, в сердце которого вонзилось кусочек огорчения и досады, ненависти и памятозлобия к своему ближнему? Без мира с ближними не может быть и мира душевного, и спокойствия духа.

Все мы знаем, что мир душевный возмущается не только тогда, когда нас оскорбляют, но и тогда, когда мы подаем повод оскорбляться на нас другим. Ведь каждый из нас желает водворить  в душу Божий мир и сделаться Сыном Божиим. Для этого необходимо смирить свою гордость и уничтожить свое самолюбие и попросить у своего ближнего прощения, которому сделал неприятность или дал повод ко греху. Пусть даже ближний не желает примириться, но нам необходимо исполнить волю Божию, исторгнуть из своего сердца яд вражды и сделать с своей стороны все для водворения мира в душе. Для того, чтобы иметь мир, необходимо знать самую легкую заповедь: Аще хохочете  да творят нам человецы, тако и вы творите им (Мф. 7, 12), говорит Господь, т.е. если не желаешь, чтобы не оскорбили тебя, не оскорбляй никого сам. Неприятно тебе, если друзья оказывают ненависть, вражду, недоброжелательство, не имей и сам подобного расположения и другим не делай этого. Будь благожелателен и снисходителен, не мсти за оскорбления, не обличай их недостатки, делай все так, как учит и требует истинная и нелицемерная Любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не  завидует, не мыслит зла (1 Кор. 14, 4-5), - говорит ап. Павел. Кто пойдет по этому пути любви и милосердия, тот конечно, найдет мир душевный. А для этого, чтобы сохранить  его в себе, необходимо помнить слово апостола Павла, который говорит в своем послании к Филипийцам: Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достословно, что только добродетель и похвала о том и помышляйте (Филип. 4, 8). Так постараемся и мы братья и сестры исполнять заповедь Апостола, чтобы пребывал с нами тот мир, который завещал Спаситель своим верным ученикам, в частности прославляемому ныне ученику апостолу Иуде: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Аминь.



2 июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.