Память святителей Александра, Иоанна и Павла Нового, Патриархов Константинопольских

Св. Александр жил на рубеже III—IV вв. Он был человеком простого происхождения. Не наставленный в книжной премудрости, он, тем не менее, сиял добродетелями и апостольской благодатью. Поэтому его сочли достойным священнического сана, в котором он сослужил свт. Митрофану [4 ин.], архиепископу Византия. 


Святитель Александр Константинопольский

После победы над Лицинием в 324 г. св. Константин устроил ораторское состязание: протопресвитер Александр вел спор с языческими риторами Византия. Один из философов стал обвинять императора Константина в том, что он вводит новшества в делах религии. Тогда Александр встал перед ним и сказал: «Повелеваю тебе именем Христа, единственного истинного Бога, умолкни!» Тотчас же ритор онемел — и все признали силу истинной веры [1].

Когда свт. Митрофан стал уже слишком старым и больным, чтобы заседать на Первом Никейском Соборе (325), от его имени туда был отправлен Александр [2]. По преданию, после окончания Собора император просил всех просиявших там богоносных отцов прибыть в Константинополь и благословить только что основанный город. Тогда св. Митрофану явился Ангел Господень и открыл, что через десять дней он предаст душу Богу и должен оставить преемником блаженного Александра [3]. Услышав эту новость, святые отцы возрадовались. Совершив погребение св. Митрофана, они торжественно рукоположили Александра в первого епископа новой столицы империи (325).

После Собора св. Александр, которому было тогда около восьмидесяти шести лет, прославился как защитник православной веры от ереси Ария и его сторонников. Согласно некоторым источникам, он совершил также апостольские путешествия во Фракию, Македонию, Фессалию и на острова, где проповедовал Никейский Символ веры.

Когда Ария призвали в Никомидию дать отчет о своем исповедании, ему удалось ввести в заблуждение императора и подписать такое исповедание веры, в котором он ограничивался признанием того, что Сын Божий рожден прежде всех веков. Арий потребовал, чтобы его вернули в лоно Церкви. Под давлением Евсевия Никомидийского император отнесся благосклонно к его прошению и поручил епископам, собравшимся на Собор в Тире, рассмотреть его (335).

Этот Собор, состоявший в основном из сторонников Ария, превратился в неправедный суд над свт. Афанасием, которого обвинили в волхвовании, насилии и сеянии раздора. Свт. Афанасию удалось тайно отплыть в Константинополь, где он тщетно пытался добиться аудиенции у императора. Собор тем временем низложил его, вслед за чем последовала ссылка в Трир.

Арий попытался вернуться в Александрию, но там вспыхнуло восстание против него, и император вызвал его в Константинополь, чтобы св. Александр принял его в евхаристическое общение с Церковью. Евсевий Никомидийский и его сторонники всячески давили на константинопольского епископа и приготовили все для литургии, на которой он должен был принять причастие вместе с еретиком. Св. Александр укрылся в церкви Святой Ирины и, простершись перед святым алтарем, молился днем и ночью, проливая обильные слезы и взывая ко Господу: «Если Арий должен примириться с Церковью, то дай уйти Твоему служителю. Но если Ты смилуешься над Твоей Церковью и не пожелаешь предать Твое наследие на поругание, забери Ария, чтобы ересь не принималась за истинную веру». В субботу, накануне того дня, когда должна была совершиться церемония, Арий был на агоре, неподалеку от порфировой колонны, воздвигнутой императором Константином. Ему внезапно понадобилось справить естественную нужду. В отхожем месте его внутренности лопнули, и он умер позорной смертью, лишившись и причастия, и жизни.

Узнав об этом, св. Александр воздал Господу благодарение, потому что Бог еще раз показал, что даже при поддержке власти и сильных мира сего ересь не может восторжествовать над истиной Церкви [4]. Однако на этом беды не кончились, и св. Александр должен был продолжать борьбу за Православие.

Он почил в мире через несколько месяцев после смерти св. Константина (337), в возрасте девяноста восьми лет, стяжав на Небесах награду за апостольские труды. Он удостоил св. Павла [6 н.] стать его преемником на епископском престоле и в борьбе за Православие.


Также в этот день вспоминается свт. Иоанн, Патриарх Константинопольский. Хотя доподлинно не известно, память какого именно из патриархов отмечается, можно предполагать, что речь идет о св. Иоанне VIII Ксифилине.

Он взошел на патриарший престол в 1064 г. и скончался в 1075 г. в возрасте шестидесяти пяти лет [5]. Св. Иоанн родился в Трапезунде, а образование получил в Константинополе. Иоанн был другом Михаила Пселла, хотя не разделял его увлечение неоплатонической философией, впоследствии приведшей Михаила к ереси. Св. Иоанн отличался блистательными познаниями в юридических науках, и ему было доверено преподавание права в императорском университете, восстановленном усилиями Пселла. Затем, вследствие несправедливых обвинений со стороны придворных, святой должен был оставить столицу.

Он принял иноческий постриг и прожил около десяти лет в обители на горе Олимп в Вифинии. По смерти патриарха Константина III Лихуда (1063) император Константин Дука вызвал св. Иоанна и, невзирая на его нежелание, сделал Константинопольский Патриархом. В неспокойное время, когда угроза со стороны турок сельджуков становилась все более серьезной, на патриаршем престоле оказался сторонник мира и всеобщего примирения, даже пошедший на сближение с Армянской Церковью. Патриарх Иоанн всю жизнь прожил в большой бедности и совершенной душевной чистоте. Он раздавал нищим все, что имел, организовывал и публичные раздачи продовольствия, содействовал строительству и восстановлению многих церквей. Он ежедневно служил Божественную литургию, невзирая на то, что многие приходские священники выказывали недовольство по этому поводу. Св. Иоанн был лучшим в разъяснении догматов и канонических постановлений Церкви. 

  
Святитель Павел IV, прозванный Новым

Еще один патриарх Константинополя вспоминается в этот день. Св. Павел IV, прозванный Новым, родился на о. Кипр [6]. Он был чтецом и прославился как речами, так и добрыми делами. Против своей воли он был избран патриархом во второе воскресенье Великого поста 780 г., после того как Константинопольский престол долгое время пустовал из-за иконоборческой ереси. Принужденный нечестивым императором Львом IV, св. Павел подписал документ, в котором давал обязательство не воздавать почитания иконам. Но император умер вскоре после интронизации св. Павла, и он взял свои слова обратно.

Тем не менее яд ереси продолжал распространяться, и больной патриарх будучи не в силах противостоять этому, предпочел оставив престол и удалиться в монастырь Флора, не поставив в известность регентствующую императрицу св. Ирину [7 авг.]. Ирине и ее сыну Константину VI тотчас же стало известно об удалении патриарха, и они явились к нему, чтобы узнать причины его решения. Блаженный Павел в слезах сказал им: «Я не должен был соглашаться восседать во главе Церкви, отпавшей от Причастия с другими Церквами» Императоры оставили его, исполненные печали и горечи, и вскоре прислали посольство патрикиев и сенаторов, чтобы склонить его к возвращению. Он ответил им с твердостью: «Если не будет созван Вселенский Собор, чтобы исправить господствующее среди нас заблуждение, для вас не будет спасения». Тогда они спросили, почему он согласился подписать акт императора-еретика, и св. Павел отвечал: «По этой причине я и плачу, и поэтому я решил принести покаяние, моля Господа, чтобы Он не покарал меня за то, что я не смог исповедать истину, страшась вашего безумия». 

Он почил в мире двумя или тремя месяцами позже (784), что стало причиной великой скорби во дворце и среди православных, ибо все восхищались добродетелями и благочестием св. Павла. Благодаря его настояниям, а также твердой решимости императрицы и св. Тарасия [25 фев.], преемника св. Павла, тогда же началась подготовка к Седьмому Вселенскому Собору, который восстановил почитание святых икон (787).


Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря

Составитель — иеромонах Макарий (Симонопетрский),
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


Примечания

[1] Об этом чуде сообщается в «Хронографии» Феофана. Ed. С. de Boor. P.23.

[2] Его имя отсутствует в списке отцов, подписавших постановления Собора. Однако сохранился список Послания, отправленного св. Александру Антиохийским Собором, подтверждающего каноническое осуждение Ария и его сторонников.

[3] Эта версия сохранилась в агиографической традиции (см. пересказ «Жития свв. Митрофана и Александра» в Библиотеке св. Фотия, codex 256: PG 104, 113). Согласно церковным историкам, св. Александр был рукоположен в епископский сан в 314 г. Однако вполне возможно, что он оставался учеником и помощником св. Митрофана до его смерти.

[4] О смерти Ария сообщает св. Афанасий в письме к св. Серапиону 338 г. (PG 25,685). Этот рассказ повторяется у церковных историков.

[5] По другим сведениям, имеется в виду св. Иоанн III Схоластик. Однако он поминался уже под 21 февраля.

[6] По другим сведениям, этот св. Павел Новый — Павел III, занимавший патриарший престол с 688 до 693 г. и председательствовавший на Пятошестом (Трулльском) Соборе в 692 г. В лекционарии Par. lat. 9282 (IX в.) он поминается под 2 сентября, вместе со св. Иоанном Постником.


12 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...