Память благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.)

Память благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.)

Рав­ноап­о­столь­ный по­двиг его был пред­ска­зан ему дя­дей, свя­тым Бо­я­ном. Пер­вые го­ды прав­ле­ния ца­ря Бо­ри­са скла­ды­ва­лись неудач­но. Бол­га­рам при­хо­ди­лось ча­сто во­е­вать с со­сед­ни­ми на­ро­да­ми, стра­ну по­се­ща­ли го­лод и мор, и в 860 го­ду Бол­га­рия на­хо­ди­лась в бед­ствен­ном со­сто­я­нии. Царь Бо­рис ви­дел спа­се­ние стра­ны, пре­бы­вав­шей в язы­че­стве, в про­све­ще­нии ее ве­рой Хри­сто­вой.

Во вре­мя од­ной из войн бол­гар с гре­ка­ми взят в плен име­ни­тый при­двор­ный Фе­о­дор Ку­фа­ра, ра­нее при­няв­ший ино­че­ский по­стриг. Он был пер­вым че­ло­ве­ком, по­се­яв­шим се­ме­на еван­гель­ские в ду­ше бол­гар­ско­го ца­ря. В од­ном из по­хо­дов гре­ка­ми бы­ла взя­та в плен ма­ло­лет­няя сест­ра ца­ря Бо­ри­са и вос­пи­та­на при дво­ре ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра в пра­во­слав­ной ве­ре. Ко­гда скон­чал­ся им­пе­ра­тор Фе­о­фил, царь Бо­рис ре­шил вос­поль­зо­вать­ся бла­го­при­ят­ным слу­ча­ем, чтобы ото­мстить гре­кам за преды­ду­щие по­ра­же­ния. Од­на­ко вдо­ва им­пе­ра­то­ра, Фе­о­до­ра, про­яви­ла му­же­ство и по­сла­ла вест­ни­ка к бол­гар­ско­му ца­рю с пре­ду­пре­жде­ни­ем, что она са­ма го­то­ва за­щи­щать им­пе­рию и по­сра­мит про­тив­ни­ка. Царь Бо­рис пред­по­чел мир­ный со­юз, и в знак при­ми­ре­ния со­сто­ял­ся об­мен плен­ных Фе­о­до­ра Ку­фа­ры и ца­рев­ны бол­гар­ской, ко­то­рая еще бо­лее рас­по­ло­жи­ла бра­та к хри­сти­ан­ской ве­ре.

Несколь­ко поз­же в Бол­га­рию был по­слан свя­ти­тель Ме­фо­дий, про­све­тив­ший вме­сте со сво­им бра­том Ки­рил­лом сла­вян све­том Хри­сто­вой ве­ры. Свя­ти­тель Ме­фо­дий со­вер­шил Кре­ще­ние ца­ря Бо­ри­са, его се­мей­ства и мно­гих бо­яр. Бол­га­ры-языч­ни­ки, узнав об этом, хо­те­ли умерт­вить ца­ря Бо­ри­са, но их за­го­вор был раз­ру­шен но­во­кре­ще­ным ца­рем, а бол­гар­ский на­род, ли­шен­ный мя­теж­ных во­ждей, доб­ро­воль­но при­нял Кре­ще­ние. Меж­ду Ви­зан­ти­ей и Бол­га­ри­ей был за­клю­чен мир, ос­но­ван­ный на един­стве ве­ры, ко­то­рый не на­ру­шал­ся до кон­ца прав­ле­ния бла­го­вер­но­го ца­ря. Боль­шое уча­стие в ду­хов­ном утвер­жде­нии бол­гар­ско­го на­ро­да при­нял Гре­че­ский пат­ри­арх Фо­тий. В 867 го­ду в Бол­га­рию бы­ли по­сла­ны про­по­вед­ни­ки от Рим­ско­го па­пы, с этих пор в те­че­ние трех лет в Бол­га­рии ца­рил раз­дор меж­ду Гре­че­ской и Рим­ской Церк­ва­ми. Со­сто­яв­ший­ся в 869 го­ду Со­бор в Кон­стан­ти­но­по­ле по­ло­жил ко­нец рас­пре, и 3 мар­та 870 го­да Бол­га­рия окон­ча­тель­но при­со­еди­ни­лась к Во­сточ­ной Церк­ви, и пра­во­сла­вие в ней еще бо­лее утвер­ди­лось. В Бол­га­рии про­сла­ви­лись свя­тые по­движ­ни­ки: свя­ти­те­ли Го­разд (па­мять 27 июля) и Кли­мент Охрид­ский (па­мять 27 июля). Бла­го­вер­ный царь Бо­рис укра­шал стра­ну хра­ма­ми и спо­соб­ство­вал рас­про­стра­не­нию бла­го­че­стия, впо­след­ствии в Бол­га­рии бы­ла учре­жде­на пат­ри­ар­шая ка­фед­ра. На склоне лет свя­той царь Бо­рис уда­лил­ся в мо­на­стырь, оста­вив пре­стол сы­но­вьям Вла­ди­ми­ру и Си­мео­ну. На­хо­дясь в мо­на­сты­ре, бла­го­вер­ный царь узнал о том, что пра­вив­ший по­сле него Вла­ди­мир стал на путь от­ступ­ни­че­ства от хри­сти­ан­ства. Со­кру­ша­ясь о про­ис­шед­шем, свя­той Бо­рис вновь об­ла­чил­ся в цар­ские одеж­ды, на­ка­зал непо­кор­но­го сы­на и, ли­шив его зре­ния, по­са­дил в тем­ни­цу. По­ру­чив прав­ле­ние млад­ше­му сы­ну Си­мео­ну, бла­го­вер­ный царь Бо­рис воз­вра­тил­ся в мо­на­стырь. Лишь од­на­жды он вы­шел из него для от­ра­же­ния на­ше­ствия вен­гров. Пре­ста­вил­ся свя­той бла­го­вер­ный царь Бо­рис, в Свя­том Кре­ще­нии Ми­ха­ил, 2 мая 907 го­да.


Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский

Тропарь благоверному и равноапостольному царю Борису, во святом Крещении Михаилу Болгарскому, глас 6

Исполнен страха Божия/ и Крещением святым просвещен,/ был еси жилище Святаго Духа,/ благоверный царю Борисе./ Утвердив же веру Православную на земли Болгарстей/ и жезл царствия оставив,/ вселился еси в пустыню,/ процвел еси в подвизех/ и обрел еси благодать пред Господем./ Ныне же предстоя Престолу Всевышняго,/ моли даровати нам, молящимся тебе,/ спасение душ наших.

Кондак благоверному и равноапостольному царю Борису, во святом Крещении Михаилу Болгарскому, глас 8

Взбранный воеводо Бога Вышняго,/ силою Креста победивый востание тьмы/ и насадивый благочестие на земли твоей,/ имеяй же дерзновение ко Господу,/ сохраняй молитвами твоими достояние твое, да зовем ти:/ радуйся, равноапостольне царю Борисе,/ крестителю земли Болгарския.

Молитва благоверному и равноапостольному царю Борису, во Святом Крещении Михаилу Болгарскому

О великий угодниче Христов благоверный царю Борисе, болгарскаго рода крестителю и всех нас пред Богом предстателю. Иже, нечестие отринув языческое и, во Единаго Истиннаго Бога веровав, Божественное Крещение восприял еси и светом благочестия просветил еси всю землю болгарскую; по сих же тленный венец земнаго царства оставив, безмолвное житие возлюбил еси и подъял еси труды великия, во еже подвигом иночества Православие на земли твоей утвердити, бденными молитвами благоутробие Небеснаго Царя преклоняя к новокрещенным людем. К тебе убо ныне, якоже чада ко отцу, усердно прибегаем, грешнии и недостоинии, и в сокрушении сердца умильно глаголем: призри милостивно с Небесных высот на моление наше и твоими к Богу молитвами утверди нас незыблемо в вере Православней. Соблюди отечество твое и люди от всякаго злаго обстояния, прося нам у Господа Бога нашего всех, яже ко временней и вечней жизни, благопотребных благих, яко да благочестно поживше в веце сем, сподобимся и райския жизни насладитися, идеже вкупе с тобою и всеми святыми прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
15 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...