Очистить сердце от страстей

Очистить сердце от страстей

Архимандрит Георгий (Тертышников, † 1998),

магистр богословия,

доцент Московской духовной академии,

многолетний насельник Троице-Сергиевой Лавры


В доказательство Своего Божественного посланничества Господь наш Иисус Христос совершил чудеса, исцеляя различные недуги и изгоняя злых духов из людей.

В сегодняшнем евангельском чтении говорилось об изгнании Спасителем целого легиона злых духов из гадаринских бесноватых. Это историческое событие имеет отношение и к каждому из нас.

Великий учитель Православной Церкви – святой Иоанн Златоуст – говорит, что всякий человек, имеющий греховные страсти, находится под влиянием и властью бесов, ибо страсти являются орудием злых духов и семенем сатанинским в естестве человека.

Греховные страсти суть одни из главных препятствий в деле спасения. Что же представляют собой страсти, каково их происхождение?

Человек был создан Богом безгрешным и святым. А после грехопадения он потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю.

Яд греха проникает внутрь естества потомков Адама и там производит разрушительное действие подобно тому, как моль точит одежду, как ржа съедает металл.

Естественные потребности души и тела, не управляемые высшею силою, превратились во множество греховных наклонностей и привычек; под влиянием диавола возникли страсти, разрушающие силы человека.

Таким образом, страсти греховные являются нравственными недугами, болезнями души человеческой. Но они не имеют своей сущности и могут быть полностью искоренены из человека, не нарушая его природного естества.

Смысл человеческой жизни – в восстановлении утраченного прародителями живого общения с Богом. В этом общении – источник вечной радости как на земле, так и в загробном мире.

Но общение и единение с Богом достигается христианином тогда, когда сердце его будет очищено от греховных страстей, чувств и пожеланий. Как говорит епископ Феофан Затворник, «в пустыне ли кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение, – всякому неотложный закон: очистить свое сердце от страстей».

Особое внимание следует обратить на такие страсти, как гордость, тщеславие, самолюбие и осуждение ближних, ибо это – адский дым и смрад.

В таинстве Крещения христианин получает прощение своих грехов, но остатки их – греховные страсти и привычки – остаются в человеке. Последователь Христа должен изучить свои греховные недуги и искоренить их из сердца.

С особой силой эти нравственные немощи проявляют себя в человеке, начинающем путь к вечной жизни. Этот период в духовной жизни христианина преподобный Иоанн Лествичник поясняет следующим сравнением. Если посмотреть на болото в тихую погоду, то вода в нем покажется тихой и прозрачной. Но стоит только всколыхнуть воду, как сразу обнаружится множество нечистот, находящихся в глубине болота.

Так и человек до начала духовной жизни имеет множество греховных недугов, но не замечает их. Когда же он начинает путь к вечной жизни, эти страсти под действием злых духов восстают с особой силой, чтобы воспрепятствовать спасению. Поэтому вся земная жизнь последователя Христова есть поприще постоянного подвига. Подвигами же христианин привлекает благодать Божию, которая рассеивает зло и укрепляет в добре.

И нужно постоянно помнить, что в духовной жизни необходима христианину помощь Божия, которая испрашивается усердной, постоянной молитвой к Господу – Врачу немощей наших, душевных и телесных.

Кто мужественно с помощью Божией борется со страстями, исполняя заповеди Господа, тот постепенно очищает свое сердце и по мере очищения его сближается с Господом.

И в житиях многих святых, Богу угодивших и прославленных, мы видим, что они всю жизнь проводили в строгих трудах и подвигах, посредством которых изгоняли худые наклонности и страсти, а на место их водворяли добрые навыки. Таким путем подвижники становились храмами Божиими, по слову Спасителя (см.: Ин. 14, 13).

Достигнув живого, личного богообщения на земле, святые выполнили свое назначение и достигли вечной, блаженной жизни. И сейчас они являются путеводными звездами в обители небесные для нас, живущих на земле.

Братие и сестры! Время земной жизни нашей бесценно. Постараемся здесь, на земле, исцелиться от греховных страстей – орудий злых духов – и вступить в общение с Богом и святыми небожителями. Тогда, окончив свой путь, мы достигнем Отечества Небесного.


Из проповеди в Неделю 5-ю по Пятидесятнице


Источник: Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова) / Сост. иеродиак. Пафнутий (Фокин). – Сергиев Посад, СТСЛ, 2017. – С. 145-148.


STSL.Ru


11 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...