Обучение детей духовного сословия в России в XVIII веке

Обучение детей духовного сословия в России в XVIII веке

Московский митрополит Платон (Левшин, 1737-1812) в своей «Автобиографии» описывает, как он проходил обучение со своим братом в Славяно-латинской академии в Москве. В 1757 г. по окончании обучения Платон (Левшин) был принят в Академию учителем пиитики и греческого языка. В 1761 г. стал ректором Троицкой семинарии. C 1766 г. – священноархимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры, член Святейшего Синода. В 1775 г. назначен архиепископом Московским, с 1775 г. – директором Славяно-латинской академии, которая при нем стала Славяно-греко-латинской.

Петербургский чиновник надворный советник Иван Григорьевич Григорьев (1738 – после 1802) родился в семье суздальского священника Московской губернии.«Записки» И. Г. Григорьева впервые были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1802 г. Из них мы узнаем, что в возрасте шести лет отец сам начал учить его азбуке. Автор описывает и процедуру проверки знаний епархиальным архиереем, свое внутреннее состояние во время встречи с высшим должностным лицом епархии. По возвращении домой автор продолжил обучение уже у частных лиц, причем купеческого звания. К сожалению, о годах обучения в семинарии автор умалчивает, не приводит никаких сведений.

Витебский губернский прокурор коллежский советник Гавриил Иванович Добрынин (1752-1824) родился в семье священника в селе Радогож Севского уезда Белгородской губернии. Чтению и письму мальчика обучал дед-монах со стороны отца, живший в Севском Спасском монастыре. Ближайшая семинария, как пишет Г. И. Добрынин, находилась в пятистах верстах в Москве, народных училищ еще не было, «а университеты и гимназии не для нас, да правду сказать, мы с дедом ни о чем этаком, чего нет, и помышлять не могли». Поэтому в 1765 г. Гавриила отдали в контору графа П. Г. Чернышева для усовершенствования в письме. В воспоминаниях Г. И. Добрынина раскрыт дальнейший путь сына сельского священника, получившего основы образования от дедов и в монастыре, совершенствования его умений в письме на гражданском поприще.

В отдельную группу можно выделить мемуары детей священников, обучавшихся в православных духовных школах на Украине, которые появились уже в XVI-XVII вв. под эгидой православных братств, создававшихся в различных городах Речи Посполитой, и наследовали традиции европейского богословского образования раннего Нового времени.

Поэт и переводчик греческих классиков, издатель ряда журналов Иван Иванович Мартынов (1771-1833) родился в местечке Перволочине Полтавской губернии в семье священника Николаевской церкви. В 1780 г. на девятом году он вместе со старшим братом был отдан на обучение в Полтавскую семинарию. Братьев приняли на казенное содержание в бурсу, учрежденную при семинарии для бедных сирот. В начале 1788 г. И. И. Мартынов начал преподавать греческий язык в семинарии, а в сентябре того же года был послан в Александро-Невскую семинарию в Петербург для подготовки в качестве преподавателя.

Сенатор, пензенский губернатор, действительный тайный советник, литератор Федор Петрович Лубяновский (1777-1869) родился в селе Млине Зеньковского уезда Полтавской губернии в семье священника. Отецотдал Федора в возрасте 10 лет учиться в Харьковский коллегиум. По результатам экзаменов тот был принят сразу в 3-й класс. В своих воспоминаниях Ф. П. Лубяновский высоко отзывается об этом учебном заведении и его руководителе.

Профессор Санкт-Петербургского университета Яков Васильевич Толмачев (1779-1873) родился в слободе Липцы Харьковской губернии в семье причетника-дьячка. Воспоминания Я. В. Толмачева очень ярко характеризуют нелегкое детство детей сельского духовенства, вынужденных заниматься тяжелым физическим трудом, помогая семье. По предписанию духовного начальства в 1793 г. на 14-м году жизни Якова отдали учиться в Харьковский коллегиум. Толмачев ярко описал помещение бурсы и бытовые условия, в которых приходилось жить ученикам. Как и авторы других воспоминаний, благодаря настойчивому овладению знаниями Толмачев многого добился в жизни и смог написать интересные воспоминания, которые стали для нас источниками ценных сведений о далеком прошлом.

Подведем итог. Все авторы мемуаров выросли в семьях сельских священников или дьячков центральной России или Украины. Их воспоминания подтверждают типичное явление российской действительности XVIII столетия: практику обучения этих детей началам грамоты в семье или в малых частных школах, действовавших неподалеку от дома. Причем, в отличие от дворян, нередко начинавших учиться грамоте в сравнительно позднем возрасте, дети, принадлежавшие к духовному сословию, начинали обучаться с 5-6 лет. Мы имеем пример неплохого знания латыни и сельским священником, способным обучить сына ее основам так, что его приняли в среднее учебное заведение сразу в 3-й класс. Примечательно, что пять из шести авторов воспоминаний продолжили свое обучение в семинариях, коллегиуме, Славяно-греко-латинской академии, Московском университете и информация об этом обучении ярко отражает сложные условия, в которых им приходилось овладевать знаниями.

А. В. Емельянова

Источник: Вестник ПСТГУ.Сер. 4: Педагогика. Психология. Вып. 4 (35). М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – С. 90-102.


3 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.