Обре́тение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484)

Обре́тение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484)

Пре­по­доб­ный Гер­ман был ро­дом из го­ро­да Тотьмы Перм­ской епар­хии. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли не мог­ли на­учить его гра­мо­те, но вос­пи­та­ли ум и серд­це сына в стро­гих пра­ви­лах хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. С юных лет, стре­мясь к бо­го­уго­жде­нию и спа­се­нию, он по до­сти­же­нии зре­ло­го воз­рас­та по­свя­тил себя все­це­ло на слу­же­ние Богу в ино­че­ской жиз­ни. Мол­ва о чрез­вы­чай­ном удоб­стве Соло­вец­ко­го ост­ро­ва для пу­стын­но­го по­движ­ни­че­ства при­влек­ла его на Бело­мор­ский бе­рег, и с ры­бо­ло­ва­ми ле­том, ве­ро­ят­но, 1428 года он по­се­тил ме­сто сво­их бу­ду­щих по­дви­гов. Хотя Соло­вец­кий ост­ров вполне со­от­вет­ство­вал вле­че­ни­ям его души и пред­став­лял­ся ему со­вер­шен­но удоб­ным для глу­бо­ко­го без­мол­вия, од­на­ко же он не ре­шил­ся остать­ся там на жи­тель­ство один. По окон­ча­нии лета прп. Гер­ман воз­вра­тил­ся с ры­бо­ло­ва­ми на Помор­ский бе­рег и, по­се­лив­шись на реке Выге при ча­совне, под­ви­зал­ся в мо­лит­ве и по­сте.

Полю­бив Соло­вец­кий ост­ров, пре­по­доб­ный Гер­ман сде­лал­ся со вре­ме­нем про­вод­ни­ком и со­жи­те­лем пер­вым оби­та­те­лям его – пре­по­доб­ным Сав­ва­тию († 1435; па­мять 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря) и Зоси­ме († 1478; па­мять 17/30 ап­ре­ля). Уда­лив­шись из Вала­ам­ско­го мо­на­сты­ря и отыс­ки­вая бо­лее уеди­нен­ное ме­сто, инок Сав­ва­тий, объ­ятый ог­нем Боже­ствен­ной люб­ви и сми­рен­но­муд­рия, устре­мил­ся к Бело­му морю с непре­одо­ли­мым же­ла­ни­ем до­стиг­нуть Соло­вец­ко­го ост­ро­ва. На реке Выге он встре­тил­ся с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, от ко­то­ро­го еще бо­лее услы­шал об удоб­стве Соло­вец­ко­го ост­ро­ва для пу­стын­но­жи­тель­ства. Заго­то­вив ла­дью, съест­ные при­па­сы и ору­дия для воз­де­лы­ва­ния зем­ли, око­ло 1429 года оба по­движ­ни­ка пере­се­ли­лись на пу­стын­ный Соло­вец­кий ост­ров. Под Секир­ной го­рой, на рас­сто­я­нии од­ной вер­сты от бе­ре­га, они устро­и­ли кел­лию, где со­вер­ша­ли спа­си­тель­ный по­двиг пу­стын­но­жи­тель­ства. Здесь они были уте­ше­ны осо­бен­ным зна­ме­ни­ем, пред­ве­щав­шим бу­ду­щее пред­на­зна­че­ние ост­ро­ва, а имен­но: Гос­подь бла­го­сло­вил Соло­вец­кий ост­ров для уеди­нен­ной мо­на­ше­ской жиз­ни. Поэто­му ми­ряне не мог­ли на нем дол­го оста­вать­ся. Но один ры­бак дерз­нул по­се­лить­ся там с же­ной. Одна­жды в ран­нее вос­крес­ное утро пре­по­доб­ный Сав­ва­тий услы­шал плач и сто­ны. И ко­гда пре­по­доб­ный Гер­ман по­шел к ме­сту, от­ку­да они слы­ша­лись, то уви­дел жен­щи­ну в сле­зах, ко­то­рая и рас­ска­за­ла ему, что два свет­лых юно­ши били ее, по­веле­вая оста­вить ост­ров, опре­де­лен­ный по воле Божи­ей для жи­тель­ства ино­ков. После это­го ры­бак с же­ною от­плыл с ост­ро­ва.

В су­ро­вом по­дви­ге пре­по­доб­ные Гер­ман и Сав­ва­тий про­ве­ли око­ло ше­сти лет. В 1435 году пре­по­доб­ный Гер­ман уехал на Оне­гу за при­па­са­ми, а пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ото­шел ко Гос­по­ду. Но слу­чи­лось это не на ост­ро­ве, а на реке Выге, куда пре­по­доб­ный Сав­ва­тий при­плыл в пред­чув­ствии кон­чи­ны для при­ча­ще­ния Св. Таин. Одна­ко в ско­ром вре­ме­ни Гос­подь при­вел к пре­по­доб­но­му Гер­ма­ну дру­го­го пу­стын­ни­ка – юно­го от­шель­ни­ка Зоси­му, ко­то­рый со­ору­дил кел­лию на бе­ре­гу прес­но­вод­но­го озе­ра, в по­лу­вер­сте от кел­лии пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. С это­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Гер­ман сде­лал­ся по­сто­ян­ным оби­та­те­лем ост­ро­ва, участ­ни­ком мо­лит­вен­ных по­дви­гов пре­по­доб­но­го Зоси­мы и рев­ност­ным по­мощ­ни­ком его в ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря. Будучи че­ло­ве­ком некниж­ным, но убеж­ден­ный в том, что жизнь ве­ли­ких по­движ­ни­ков весь­ма на­зи­да­тель­на, прп. Гер­ман впо­след­ствии ве­лел за­пи­сать кли­ри­кам для па­мя­ти все, что он ви­дел при жиз­ни пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия, о при­ше­ствии сво­ем с ним на ост­ров и о раз­ных со­бы­ти­ях из жиз­ни бла­жен­ных от­цов. Таких за­пи­сок оста­ва­лось нема­ло, ими вос­поль­зо­вал­ся при со­став­ле­нии жи­тия пре­по­доб­ных Зоси­мы и Сав­ва­тия уче­ник пре­по­доб­но­го Гер­ма­на Доси­фей. Так­же пре­по­доб­ный за­ве­щал уче­ни­кам со­би­рать в оби­тель кни­ги.

Более пя­ти­де­ся­ти лет про­вел пре­по­доб­ный Гер­ман на су­ро­вом, хо­лод­ном ост­ро­ве, про­во­дя жизнь в непре­стан­ной Иису­со­вой мо­лит­ве и тру­дах, ста­ра­ясь как мож­но бо­лее быть по­лез­ным для оби­те­ли. Но по нуж­дам мо­на­сты­ря ча­сто пу­те­ше­ство­вал на твер­дую зем­лю. Свя­тая лю­бовь не взи­ра­ла ни на опас­но­сти пла­ва­ния по об­ман­чи­во­му морю, ни на дру­гие неудоб­ства пути, нелег­кие осо­бен­но для ста­ро­сти. И са­мая смерть за­стиг­ла его на служ­бе оби­те­ли. В 1479 году при игу­мене Арсе­нии, пре­ем­ни­ке св. Зоси­мы, пре­по­доб­ный Гер­ман был по­слан в Нов­го­род по де­лам мо­на­сты­ря, в оби­те­ли св. Анто­ния Рим­ля­ни­на по­чув­ство­вал бли­зость кон­чи­ны и по­сле ис­по­ве­ди и при­ча­ще­ния Св. Таин мир­но пре­дал дух свой Богу. Соло­вец­кие ино­ки хо­те­ли пе­ре­вез­ти тело свя­то­го стар­ца в род­ную оби­тель. Чест­ные мощи свя­то­го были об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и с че­стью по­ло­же­ны с пра­вой сто­ро­ны ал­та­ря в мо­на­стыр­ском хра­ме во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая, ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. Впо­след­ствии над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го Гер­ма­на была устро­е­на ча­сов­ня, а в 1860 году в оби­тели был освя­щен ка­мен­ный храм его име­ни.

Око­ло 1602 года пре­по­доб­ный Гер­ман явил­ся пре­сви­те­ру Гри­го­рию, слу­жив­шему в го­ро­де Тотьме, и по­ве­лел ему на­пи­сать его об­раз вме­сте с пре­по­доб­ны­ми Зоси­мой и Сав­ва­ти­ем и со­ста­вить ему тро­парь. Пре­сви­тер Гри­го­рий ис­пол­нил по­ве­ле­ние свя­то­го. Все с ве­рою при­хо­див­шие к иконе пре­по­доб­но­го Гер­ма­на по­лу­ча­ли исце­ле­ния от неду­гов.

Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Иоаки­ма (1674–1690) и ар­хи­епи­ско­па Хол­мо­гор­ско­го Афа­на­сия со­вер­ша­ет­ся с 1692 года 30 июля/12 ав­гу­ста.

Сохра­ни­лось ру­ко­пис­ное жи­тие свя­то­го, со­став­лен­ное око­ло 1627 года ино­ком Соло­вец­кой оби­те­ли. К жи­тию при­ло­же­но опи­са­ние чу­дес, со­вер­шив­ших­ся от ико­ны пре­по­доб­но­го Гер­ма­на в Тотьме.

Тропарь преподобному Герману Соловецкому, глас 8

Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Ин тропарь, древний, преподобному Герману Соловецкому, глас 8

Украсився, премудре, постническим житием,/ спостник был еси и сожитель в морстем отоце/ преподобным отцем Зосиме и Савватию,/ сподвизавел в молитвах, и трудех, и в пощениих,/ преподобне отче Германе,/ но, яко имея дерзновение к Богу,/ моли избавити нас от враг и спасти души наша.

Кондак преподобному Герману Соловецкому, глас 4

Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.

Молитва преподобному Герману Соловецкому

О, преподобне и богоносне отче наш Германе, безмолвнаго иноческаго жития во острове Соловецтем первоначальниче! Молим тя мы недостойнии, предстояще пред честной иконой твоей: буди молитвенник и ходатай о нас грешных пред престолом Вседержителя Бога, Емуже в дерзновении предстоиши со ангелы и всеми святыми, да дарует нам, яко благий и человеколюбивый, вся потребная к животу и благочестию, душам и телесем нашим здравие, во всех благих преспеяние и Свою всесильную помощь во всяких искушениих, бедах же и напастех, воздвизаемых на ны от враг спасения нашего; обители же твоей моли избавитися от всякаго злаго обстояния, и приходящим в ню ближним и дальним получити вся просимая ко душевней и телесней пользе. Наипаче же испроси, угодниче Христов, всем нам грехов отпущение, христианскую кончину жития и наследие Царства Небеснаго у Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
12 Августа 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...