Образы Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой Лавры в школьных учебниках XIX – начала XX веков

Образы Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой Лавры в школьных учебниках XIX – начала XX веков

Учебный предмет «История» был введен в образовательных учреждениях России в конце XVIII в. по учебной программе Главных народных училищ 1786 г. Курс «Отечественная история» преподавался в IV классе. В школьных исторических курсах «История России» изучалась только в уездных училищах и гимназиях, минуя приходские школы.

Главная задача истории заключалась в передаче исторических картин жизни людей, которые могли вызвать в юношестве интерес к человечеству вообще и патриотическое чувство к своему государству и своему народу. Так, изучение истории постепенно приобретало нравственное влияние на обучающихся: «на умы и сердца народов, необходимые в системе общественного воспитания» и в содействии к распространению истины, мудрости и добродетели [1]. Поэтому при обучении истории необходимо было обращать внимание на пробуждение в детях благородных нравственных чувств, в особенности глубокой и истинной любви к своему Отечеству.

Об особой роли истории в системе народного просвещения России С.С. Уваров, в то время попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, написал Александру I в своем докладе в ноябре 1813 г. «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерства народного просвещения». В нем автор сформулировал концепцию народного образования в духе «официальной народности», считая преподавание истории в учебных заведениях страны «делом государственным». Суть его состояла в признании «поучительного, нравственно-назидательного назначения истории, просвещения и воспитания историей дворянских детей, в необходимости пробуждения в них духа патриотизма, дворянской гордости и чести, национального чувства» [2].

Несомненно, значительное место в исторической науке занимал религиозный компонент. Как отметил профессор императорского Царскосельского лицея И.К. Кайданов: «История учит нас трудному, но необходимому искусству – уметь терпеливо сносить все на свете и примириться со своей судьбой, ибо во все времена и везде страдания и бедствия были уделом рода человеческого. Судьбы царств и народов содержатся в деснице Божьей» [3]. Исторические примеры развития государств и народов давали учащимся представления об их возвышении и падении «в океане времени» по причине Святой Воли Провидения.

Так, изучение отечественной истории в учебных заведениях России в XIX – начале XX в. имело важное значение в деле нравственного воспитания учащихся и в усвоении ими основ христианского благочестия: трудолюбия, гуманности, подвижничества и добродетели, а также любви к Отечеству. Темы уроков в учебном историческом курсе «Сергий Радонежский и Троице-Сергиев монастырь» в этом отношении являлись благодатным материалом, вызывавшим в юношестве патриотическое чувство к своему государству и своему народу.

Основным предметом исследования стали учебные пособия по истории, издававшиеся в России в XIX – начале XX в. Следует отметить, что содержание школьных учебников интересно именно тем, что по нему можно судить об официальной правительственной политике к тем или иным проблемам и событиям прошлого. Кроме того, для многих современников они являлись одним из основных источников знаний о прошлом. Полагали, что со временем факты и хронология исторических дат исчезнут из памяти учащихся, а формирование понятий о нравственном значении событий, при познании которых развивались представления о чести и достоинстве, долге и их обязанностях перед обществом оказывали влияние на воспитание гражданских начал. Поэтому при знакомстве с жизнью Сергия Радонежского и историей его обители учащиеся постигали правила, необходимые для человека и гражданина.

Данная тема в школьных учебниках истории представлена в нескольких разделах: по истории Русской Православной Церкви (об основании монастыря в XIV в.), в жизнеописании князя Дмитрия Донского (о благословении его Сергием Радонежским на Куликов скую битву), в событиях Смутного времени (осада монастыря) и теме «Петр I» (восстания стрельцов 1682 и 1689 гг.)

Несомненно, яркий образ Сергия Радонежского предстает в его биографическом описании только с положительной стороны. Особо подчеркивались его нравственные черты. «В миру св. Сергий назывался Варфоломеем, – отмечалось в учебном пособии Д.И. Тихомирова. – Он был боярского рода и жил с родителями в городе Радонеж, (близ Москвы). С самого раннего детства Варфоломей во всем отличался от своих сверстников. Был он кроток, скромен, послушлив и прилежен. Ему не давалась сначала грамота, и он горько плакал и усердно молился; а когда Бог открыл ему дарование, он радовался, благодарил Бога и прилежно читал и пел на клиросе. Ребенок удалялся от детских забав и не по-детски постился: по средам и пятницам и вовсе ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водою. Большую часть ночи проводил он без сна, в молитве» [4]. О благонравии Сергия говорилось и в других учебниках истории: «с детства выказывал склонность к строгой подвижнической жизни..., большую часть ночи проводил без сна, в молитве... Благочестивый ребенок... Кротость, благочестие, доброта и любовь ко всем – вот свойства, которыми отличался он от своих сверстников... Несокрушимая твердость... Пример строгой жизни и трудолюбия... Смирение было главным свойством Сергия» [5].

О Сергии рассказывалось, что он обладал даром предвидения; что молитва его имела чудесную силу, что смиренный подвижник всегда вел суровую жизнь, полную всевозможных лишений и тяжких трудов; был прост и добродушен в обхождении с другими; с тою же добротою обращался он как с нищими, питавшимися на счет монастыря, так и с князьями и боярами, делавшими богатые вклады [6].

Важным мотивом в жизнеописании являлось влияние Преподобного на представителей власти: Сергий мирил князей и предостерегал их от губительных усобиц, внушал всем покорность Московскому князю. Он же благословил великого князя Дмитрия вановича на войну с татарами, предсказал ему победу, воодушевил мужеством и князя, и все его войско [7].

В рассказах по истории создания и развития монастыря подчеркивалось величие, богатство и могущество Лавры. Возрастала слава смиренного игумена – страннолюбца и великого милостивца, возрастала и расширялась и его обитель. Скоро вокруг монастыря стали вырастать деревни, села; валили леса, распахивали землю, и сделалась пустыня людным местом [8].

Как правило, первоначально писали о нищем состояния обители, а затем о ее несчетном богатстве. Сначала эта обитель была очень бедна. Братии было всего двенадцать человек. Скудость во всем была такая, что богослужение совершалось при свете березовой лучины, богослужебные книги были писаны на березовой коре, священные сосуды были деревянные, священнические ризы шились из простой крашенины. Случалось, что по нескольку дней хлеба не было, и братия голодала... Сам игумен одевался так бедно, что его принимали иногда за нищего; однако он постановил строгим правилом для братии жить своим трудом, а просить милостыню было строго запрещено; позволялось принимать только добровольные, не выпрошенные даяния. Св. Сергий подобно св. Феодосию подавал братии пример строгой жизни и трудолюбия: сам пек хлебы, шил обувь, носил воду, рубил дрова. Никогда не видали его праздным. В итоге своего исторического пути обитель представлялась как «замечательный», «древнейший», один из самых богатых русских монастырей» [9], где «в начале XVII в. было до 100 000 крестьян, а в ризнице хранились богатства несметные в монете, сосудах, дорогих каменьях и проч.» [10].

Обитель давала приют беззащитным и беспомощным старикам, женщинам и детям, больным и калекам. На общие деньги лечили больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих, всякому нуждающемуся помогали. По слову Божьему, иноки были истинные братья – и друг для друга, и для всякого пришельца – христианина.

Авторы учебных пособий уделяли значительное внимание сюжету попечительства царствующих особ Троице-Сергиевой лавре, которая пользовалась значительным покровительством великих князей. Например, Н.Г. Устрялов отмечал, что Иван Грозный... не щадил ничего для обители...: построил в ней два великолепных собора, каменный дворец и несколько зданий для монашествующих; возвел игумена на степень архимандрита, дал ему несудимую грамоту, подчинил ведению его 11 монастырей, рассеянных по всей России, освободил от пошлин и оброка [11].

Особенно подчёркивалась роль Лавры как защитника православной веры, спасительницы Отечества в Смутное время: старцы монастырские, при содействии нескольких сот стрельцов, с удивительным мужеством более года отражали все приступы храбрейших вождей польских, с искусством разрушали тайные подкопы, неоднократно делали удачные вылазки и отстояли Лавру. В то время, когда на Руси царствовало своевольство, и каждый думал только о своей пользе, иноки Троице-Сергиевой лавры показали, как надо стоять за Родину и веру [12].

Н.Г. Устрялов в своем учебнике рассказывал учащимся, что «ожидая неминуемой покорности Москвы, самозванец отрядил Сапегу и Лисовского к Троицкой Лавре, чтобы овладеть ее несметными богатствами, и сверх всякого чаяния встретил упорное сопротивление. Основанная среди оврагов и гор в половине XIV в. св. Сергием Радонежским, разрушенная Эдигеем, возобновленная в начале XV в. преподобным Никоном, Троицкая Лавра в половине XVI в. была обведена каменной оградою, вышиною в 4 сажени, толщиною в 3, с башнями и глубоким рвом» [13].

Юных читателей могли достаточно впечатлить красочно представленные эпизоды осады Лавры. «Кроме надежды на поживу, поляки хотели овладеть монастырем и для того, чтобы лишить Василия Шуйского весьма крепкой опоры: обитель давала ему деньги, тревожила грамотами умы в Тушинском стане и высылал по дорогам вооруженных монахов для истребления самозванцевых шаек» [14]. «Вечером, когда стемнело, грянул пушечный выстрел. С громкими криками, с трубными звуками повалили враги на приступ, лезли по лестницам, громили машинами стены. А сидельцы разили неприятеля из пушек и пищалей, метали со стен камни, обдавали кипящею смолою, бросали в лицо зажженную серу, засыпали глаза мелкою известкой. Неприятель отступил на рассвете с большим уроном. На следующий день приступ повторился, но опять безуспешно. Тут пришла весть, что на помощь обители идет князь Михаил Скопин-Шуйский, и мятежники сняли осаду. Доблестная защита показала всем русским, как надо стоять за святую веру и родную землю, и навеки покрыла Троицкую обитель неувядаемою славой» [15]. Знаменитая осада Лавры много повредила самозванцу и спасла Москву. Во время стрелецких восстаний в 1682 г. и в 1689 г. монастырь стал оплотом самодержавной власти. Так, во время бунта 1682 г. Софья со всем царским семейством и двором, поспешно удалилась в Троицкую лавру, которая «немедленно приняла вид крепости, ежеминутно ожидавшей неприятельского прихода: с раскатов выглянули заряженные пушки, по стенам расположились вооруженные царедворцы и дворяне, крепкие караулы заняли монастырские ворота, сторожевые отряды рассыпались по оврагам, для наблюдения за московскою дорогою... Охраняемая твердынями Лавры и верностью дворянства, уже в значительном числе собравшихся на защиту государей, Софья смело заговорила со стрельцами и в ответ на дерзкое требование о немедленном возвращении царей в Москву., послала к ним... строгое повеление, чтобы они от смятения перестали, всполохов и страхования в Москве не производили...» [16].

В сентябре 1689 г. внезапно пробужденный, страшно перепуганный Петр I прямо с постели, босой, в одной сорочке бросился в конюшню, «вскочил на коня и скрылся в ближайший лес, туда принесли к нему платье, он наскоро оделся и, не теряя ни минуты, с величайшей поспешностью пустился по дороге к Троице. В 5 часов проскакал он 60 верст и в шестом часу утра приехал в Лавру измученный и истомленный... Обливаясь горькими слезами он рассказал настоятелю Лавры, архимандриту Викентию, о злодейском замысле и требовал защиты» [17].

Интерес представляют и рассказы об учениках Сергия, которые продолжили его дело и по его благословению и наставлению шли на новые места, «в неведомые до того пустыни», и положили начало новым монастырям. До 70 монастырей в северной Руси основано учениками св. Сергия и учениками его учеников, – так утверждали авторы учебных пособий. Пустыни заселялись. Полуязыческие племена инородцев просвещались истинным учением, роднились и сливались с русским народом [18].

Таким образом, уроки истории в школах России в XIX – начале XX в. способствовали нравственному воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся и формировали у них представление об исторических событиях прошлого. Образы Сергия Радонежского и Сергиевой лавры, представленные в школьных учебниках в ярких, эмоциональных красках, пробуждали в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным защитникам за Отечество и православную веру.


Калинина Е.А.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кайданов И.К. Руководство к познанию всеобщей и политической истории. - СПб., 1826. С. 2.

[2] Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерства народного просвещения. - СПб., 1813. С. 24.

[3] Кайданов И.Г. Руководство к познанию... С. 5.

[4] Тихомиров Д.И. Из истории родной земли. 1893. Ч. I. С. 99.

[5] Нечволодов А. Сказание о Русской земле. 1913. Ч. 2. С. 406-407; Сиповский В.Д. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках. - СПб., 1897. С. 224-226.

[6] Тихомиров Д.И. Из истории родной земли... С. 103.

[7] Там же.

[8] Там же. С. 102.

[9] Сиповский В.Д. Родная старина... С. 225.

[10] Елпатьевский К. Учебник русской истории. - СПб., 1904. С. 87-88; Сиповский В.Д. Родная старина... С. 225.

[11] Устрялов Н.Г. Русская история. - СПб., 1855. Ч. I. С. 284-285.

[12] Тихомиров Д.И. Из истории родной земли... С. 185.

[13] Иловайский Д. Краткий очерк русской истории. - М., 1907. С. 78; Сиповский В.Д. Родная старина... С. 285.

[14] Устрялов Н. Г. Русская история... С. 285.

[15] Тихомиров Д. И. Из истории родной земли... С. 186-187.

[16] Устрялов Н. Г. Царствование Петра Великого. - СПб., 1858. Т. 2. С. 89, 90.

[17] Там же. С. 58-59.

[18] Тихомиров Д.И. Из истории родной земли... С. 103.


Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: духовное служение отечеству. Сборник материалов IX международной конференции. – Сергиев Посад, Цветографика, 2016. – C. 95-101.


STSL.Ru


29 ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.