Обожение личности

64508.jpg

Благодатно преобразуемая верой, надеждой и любовью человеческая личность постепенно формируется κατὰ Χριστόν (по Христу), усвояет Его Личность в качестве своей собственной, пока наконец сама не станет Христо-образной, пока не о-Бого-человечится, пока не обожится. Разумеется, переход из этического тройства в Божественное бесконечно таинствен и всегда наданалитичен для любого человеческого и человеко-центричного разума. Здесь необходимо благодатно-мистическое переживание самого факта. Преподобный Макарий Великий служит исключительным образцом опытного переживания этого таинственного перехода из этической в Божественную Троицу. По его учению, этическое тройство – это посредник между человеком и Божественной Троицей; оно – некий вид предтечи, возвещающего о Божественной Троице; оно – этическое введение в метафизику (догматику) христианства. Через нее совершается этическое со-воплощение, срастворение личности с Божественной Троицей; совершается процесс обожения, отроичения. Обожение – это высшая на земле ступень, которой достигает личность, восстановленная богочеловеческим этическим тройством. Прп. Макарий сам опытно переживает и богодухновенно описывает благодатно-мистическое возрастание личности от эмбриона до совершенного человека.

Процесс обожения (Θέωσις) личности совершается всегда в категории Бого-человечности. Через этическое тройство Господь воплощается, соединяется со святыми и верными душами, вносит «душу в душу, сущность в сущность», чтобы святые могли «причащаться жизни Божества – ζωῆς Θεότητος μετασχεῖν» – и жить новой, Богочеловеческой и бессмертной жизнью. Глаголя Марии (сестре Лазаря) свои Богочеловеческие слова, Господь «дает ей некую сокровенную силу от Своей сущности – ἐκ τῆς αὐτοῦ οὐσίας», и Его «слова вошли в сердце, стали душею в душе – ψυχὴ εἰς ψυχὴν, духом в духе – πνεῦμα εἰς πνευμα, и Божественная сила наполнила сердце ее». Существенное усвоение Христа соделывает людей святыми, обоженными. Святые еще в этой жизни «причащаются Христовой сущности и Христова естества (ἐκ τῆς αὐτοῦ οὐσίας κὰι φύσεως... μετέχουσιν)». О-Бого-человечивание личности объемлет все ее психо-физическое содержание; человек облекается в «нового и небесного человека – Иисуса Христа, и также опять в соответственность очам имеет свои очи – ὀφθαλμοὺς πρὸς ὀφθαλμούς, и в соответственность ушам – свои уши, и в соответственность главе – свою главу, чтобы всецелый – ὅλος – человек был чист и носил на себе наднебесный образ (τὴν ἐπουράνιον εἰκόνα)». Приемля «небесный дар от ипостаси Божества» – ἐκ τῆς ὑποστάσεως τῆς Θεότητος (= из существа Божественного), христиане становятся «причастниками Божественного естества» – θείας κοινωνοὶ φύσεως. «Для того пришел Господь, чтобы души наши изменить, воссоздать и соделать их, по написанному, причастницами Божественного естества – θείας κοινωνοὶ φύσεως, и в душу нашу вложить душу небесную, то есть Божественного Духа, путеводствующего нас во всякой истине, чтобы могли мы жить вечною жизнью – ζωήν αἰώνιον ζῆσαι». Но душа становится общницей Божественного естества через благодатное перерождение себя верой, надеждой и любовью.

Всю природу человеческой личности Христос изменяет, обновляет и обожает, «смешивая – κέρασας – ее со Своим Божественным Духом». Христо-образие христиан простирается до того, что они становятся «помазанниками (христами) от единой, так сказать, с Ним сущности – τῆς αὐτῆς οὐσίας и единого тела», ибо Освящающий и освящаемые, все – от Единого (Евр. 2:11). «Совершенные христиане... суть и сыны, и господа, и боги – θεοί». Они опытно переживают жизнь как Богочеловеческую реальность. Через призму своей обоженной личности они зрят божественную суть тварей, они видят, что все созданное Богом – добро и что «всякая тварь Божия добра».

Процесс обожения человеческой личности полностью носит органический характер: от богочеловеческого эмбриона до полной зрелости личность проходит через все фазы органического роста; «постепенно – κατὰ μικρὸν – возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста (Еф. 4:13)». Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. «Жизнь есть рождение от Бога свыше. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (Ин. 3:3)». Всю икономию спасения Господь Иисус Христос сводит к рождению «от Его Божества» – ἐκ τῆς αὐτοῦ Θεότητος. Любя «род человеческий как Свой собственный образ» – ὡς ἰδίαν εἰκόνα, Господь желает его «породить от Своего Божественного семени» – ἐκ τοῦ αὐτοῦ σπέρματος τῆς Θεότητος. Рождаясь из Богочеловека Христа, новорожденный (= возрожденный) приобретает богочеловеческий характер и способности, он носит образ Христов, ибо в детях, рожденных от Христова семени – ἐκ τοῦ σπέρματος Αὐτοῦ, изображен, написан (вообразован, ἐμορφώθη) Христос. Через генетическое родство со Христом человек обретает свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является восстановителем, воссоздателем, зодчим личности: как «превосходный живописец – Христос в душах, которые в Него веруют и к Нему устремлены непрестанно, скоро по образу Своему (κατὰ τῆν εἰκόνα Ἀυτοῦ) живописует небесного человека, и от Духа Своего, от сущности (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) неизглаголанного света Своего написует небесный образ (εἰκόνα οὐράνιον) и дает душе прекрасного и доброго Жениха ее». Богочеловеческая жизнь души прямо зависит от сосредоточения всех жизненных сил души в образе (εἰκών) Христа. Душа мертва, если не имеет в себе «жизни души – τὴν ζωὴν τῆς ψυχὴς», т.е. если не носит «небесного образа Божественного света». Душа не имеет ценности, если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, т. е. отпечатленного в ней Христа – Χριστὸν ἐντετυπωμένον ἐν αὐτῇ».

Христиане распознаются по тому, что имеют «образ Царя» Христа. «Если кто не рожден от царственного и Божия Духа и не соделался небесным и царским родом и Божиим чадом... не может носить небесный и многоценный бисер, сей образ неизглаголанного света – τὴν εἰκόνα τοῦ φοτὸς τοῦ ἀλαλήτου, т.е. Господа». Христианин – это таинственный синтез мира горнего и дольнего, мира физического и метафизического, ибо он носит в себе «образ небесного» человека. «Небесный образ – Иисус Христос – таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых». Христиане Духом Святым преобразуются в образ (= лик) Христов, ибо Христос для сего и пришел. Христианин совлекается древнего, дьяволо-образного человека и облекается в «небесного и нового Человека, то есть во Христа». Облечься во Христа, стать Христо-образным, написать в себе образ Христов, усвоить Его образ в качестве сущности своего естества – это и есть единственный и предвечный смысл личности. «Соединенные с Божиим Духом уподобляются – ἀφωμοίωνται – Самому Христу». Не христиане – те, которые не уподобились, не во-образились во Христа, не стали «причастниками Божественного естества» и не срастворили (= не соединили) своей природы с Солнцем Правды – со Христом. Для того, чтобы человек мог «прийти в возможность уподобиться благому и Божественному естеству и сраствориться благою и святою действенностью благодати», ему необходимо подвизаться подвигом веры, надежды и любви. «Когда душа твоя будет в общении с Духом и небесная душа войдет в душу твою, тогда совершенный ты человек в Боге, и наследник, и сын». Духоносные христиане «внутренно исполнены Божеством», ибо «от Господа свыше изливается в душу жизнь божественная».

Обитая в человеке, Божество обожает человека, делает его богоносным и богообразным (= Бого-подобным). «Силою Духа и вследствие духовного возрождения человек приходит в меру первого Адама и становится даже выше его; потому что делается обоженным (обожается человек – ἀποθεοῦται ἄνθρωπος)». Обоженный человек – это единственный естественный оригинал всего именуемого человеком; через обожение человек генетически породняется с Богочеловеком Христом, становится Его «братом и сыном». Поэтому христиане – это «сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы, подобные Отцу своему, Адаму духовному и светоносному». Божественная Троица – единственно вечно-новая; и срастворяясь (= соединяясь) с Ней, человеческая личность становится и остается «новой тварью».

Вся бесконечно сложная жизнь истинного христианина обращается и протекает в Троичности, ибо родившиеся от Бога горним рождением, рождением от Духа Святого, имеют в себе Христа, их освящающего и упокояющего; они всегда путеводимы Духом Святым, невидимо путеводимы к облагодатствованию в своей Христо-образной душе. Через отроичение душа освобождается от несовершенства и, когда «взойдет к совершенству, совершенно (τελείως) очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, – тогда делается она вся светом (ὅλη φῶς), вся – оком (ὅλη ὀφθαλμός), вся – духом, вся – радостью, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротою». «Душа, носящая в себе Бога, или, лучше сказать, носимая Богом... делается вся оком». Духоносные, отроиченные, Христо-образные люди имеют душу, составленную из добродетелей Духа Святого, «внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми». Они становятся по благодати (κατὰ χάριν) тем, что Бог есть по естеству (κατὰ φύσιν), и все добродетели становятся для них «ὡς φύσις» (как бы природой). Человеческая личность срастается с Личностью Богочеловека Христа; Им распознается жизнь; Господь обитает в человеке и человек – в Господе, и «Сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода». Такая личность наконец ощущает себя Христо-образной (= Христо-подобной), обоженной, обогочеловеченной и всю суть своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).

Естественно, невозможно дискурсивно проанализировать таинственное, благодатно-мистическое срастворение (соединение) человеческой личности со Христом, и через Него – со Отцем и Духом Святым. Обогочеловечение – синоним отроичения. Возрастание личности через этическое тройство, ее формирование «по образу Божию (κατ’ εἰκόνα Θεοῦ)», Христос таинственно совершает Духом Святым, пока ее не отроичит и не соделает «обителью» Святой Троицы. Обожение, обогочеловечение проникает через все содержание личности: богообразный характер личности получает перевес, грех исчезает и человек возвращается в состояние безгрешного богообразия, которое он имел прежде грехопадения.

Процесс обожения охватывает и орудия познания. Освобождение их от греха через веру, надежду, любовь, срастворение (соединение) их без остатка с Божеством приводит их наконец к состоянию обоженности, обогочеловеченности, отроиченности. За процессом их обожения богомудро следит преподобный Макарий. Для полноты мы попытаемся особо изложить его учение об обожении главных орудий познания: души, ума и воли.

Прп. Иустин (Попович)

Источник: Иустин (Попович), прп. Собр. творений: в 4-х т. / Пер с серб. С. Фонов; общ. ред. проф. А.И. Сидоров. Т. 1. М.: Паломник, 2004. – С. 285-288.


8 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.