Об утренних и вечерних молитвах

Об утренних и вечерних молитвах

Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно.

В утренних молитвах право­славный человек выражает свою радость, обра­щаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состо­яние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50), исповедует право­славную веру, читая Символ веры. Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лу­кавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе». В последней молит­ве, обращенной к Пречистой Деве, испрашива­ется отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободы мя».

В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о по­мощи побороть «враги плотския и безплот- ныя» и молит: «всю сатанину детель отме­ни от мене»... «Господи, покрый мя от че­ловек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин: «от всякого лукавствия противного ми врага избави мя». Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Не­ужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мир­ный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесов­ского».

Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории право­славные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, святой Аитиох, святитель Иоанн Златоуст, пре­подобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были напи­саны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

Памятуя слова Христа Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), по крайней мере раз в день мы должны совершить совместную молитву всей семьей, когда один читает, а все остальные мо­лятся. Семья в православном понимании — это домашняя Церковь. В ней начинается воспита­ние будущего поколения, закладываются осно­вы духовной жизни подрастающих детей. То, что они получат в семье, они пронесут затем через всю свою последующую жизнь. [1]

Молитва есть общение человека с Богом, его духовная пища. Предположим, что с сегод­няшнего дня верующий человек перестал мо­литься. Изменений в своей жизни он не заметил: по-прежнему жизнь идет своим чередом, полна своих хлопот и забот и требует от человека все больше сил и суеты. Но если мы посмотрим на этот факт с расстояния десятков лет, то есть нескольких поколений, то будут видны явные изменения.

Попробуем сравнить жизнь русского чело­века сто лет назад и сейчас, в наше время. В те времена жизнь и быт семьи, состоявшей из ве­рующих людей, были построены на молитве. Все вместе молились, вместе трудились, вместе хо­дили в храм, соблюдали церковные традиции. Жизнь в семье созидалась на вере в Бога, на любви к Церкви, почитании духовенства, уваже­нии к старшим. При этом не было острой «про­блемы поколений», «проблемы отцов и детей».

В результате активной атеистической про­паганды, различных социальных изменений и других факторов современный человек пере­стал молиться, утратил веру в Бога. Весь смысл бытия у нас сосредоточился на «земном царстве», на обеспечении материальной жизни, а в ре­зультате материальные ценности, заземленные идеалы, лишенные духовного содержания, по­терпели фиаско. Человеческая личность и в це­лом все общество, как и его ячейка — семья, стали вырождаться.

Это целесообразно показать на следующем примере. Можно с уверенностью говорить, что за прошедшие сто лет медицина сделала боль­шие успехи на поприще служения здоровью че­ловека. Но правомочен вопрос: стал ли человек от этого здоровее? Вряд ли. Оказывается, игно­рирование духовных проблем и одновременно акцентирование внимания только на проблемах тела ведет к общей дисгармонии. Люди стали больше болеть, появились новые болезни, дру­гие болезни приняли более массовый характер. Подчас недуги наваливаются на человека со­вершенно непонятным образом: усилились ал­лергии, внутренний мир человека стал более агрессивным, подверженным влиянию гневли­вости, раздражительности и так далее. Это объ­ясняется тем, что человек не имеет духовной защиты, благодати и помощи Божией в борьбе с духами и силами злобы поднебесной, о чем гово­рится в молитвах. Кроме того, ситуация усугуб­ляется еще и в силу следующих обстоятельств: в вопросах духовной жизни не бывает вакуума. Лишившись поддержки светлых сил, поколения людей оказываются во власти сил темных. Более того, при разрешении жизненных проблем, для достижения здоровья и благополучия современ­ный человек обращается к помощи различных «благодетелей», то есть целителей. Таким обра­зом, налицо ситуация «снежного кома»: соот­ветственно спросу, число «нетрадиционных» лекарей в последнее время растет, да и способ­ностями они превосходят один другого. Те сред­ства, которые они предлагают, кажутся совре­менному человеку наиболее легкими и могущими принести быструю пользу. Но проходит какое- то время, и человек убеждается в том, что его кризисное состояние только усугубилось. И, дой­дя до такой черты, люди наконец вспоминают о Церкви.

В наших храмах мы видим соборную молит­ву, когда во время богослужения все собравши­еся верующие молятся вместе. Имеет место в обществе и индивидуальная молитва, когда, например, человек в трудных обстоятельствах вспоминает о Боге и обращается к Нему. Наибо­лее же пострадала у нас семейная молитва. Между тем, семья и молитва — явления, кото­рые тесно переплетены между собой: «заболе­ла» семья — прекратилась молитва в ней; пре­кратилась молитва — «заболела» семья.

Сейчас в нашем обществе говорят о необхо­димости возрождения духовности. При этом нуж­но помнить, что понятие духовности достаточно конкретное. Ее нужно возрождать в каждом человеке и в каждой семье. Современное обще­ство можно сравнивать со стеной, сложенной из мягких, рассыпающихся кирпичей. До тех пор пока у нас не будет возрождена здоровая хрис­тианская семья, общество будет болеть. Семья должна строиться на молитве — постоянной и каждодневной. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем ос­тальном. Между тем, наше нынешнее состояние таково, что очевидные некогда вещи теперь нужно доказывать.

В связи с утратой традиций ежедневная мо­литва современному секуляризованному созна­нию представляется долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом ссылаться на то, что не были приучены к этому в детстве, не заложено с са­мого начала. Таким образом, библейский при­мер согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (Быт. 3, 12—13), оказался очень живуч и в наши дни.

Между тем, «Царствие Божие силою нудит­ся» (Мф. 11, 12), то есть требуются определен­ные и постоянные усилия, труды, подвиги, молит­вы, добродетели... Иными словами, как ежеднев­но мы в своей жизни едим и пьем по нескольку раз в день, точно так же нуждается в духовной пище и наша бессмертная душа. Игнорирование этого закона — эксперимент с заведомо нега­тивными последствиями, которые мы сейчас на­блюдаем в нашем обществе.

Возрождение духовности обязывает нас воз­вратиться к нашим традиционным православ­ным истокам, сделать их составной частью на­шей повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении — обращение к Богу с молитвой в начале и конце дня. Реальная возможность для этого имеется: православные молитвенники сейчас издаются немалыми тиражами и доступ­ны для приобретения всем желающим. Вспом­ним также, что еще некоторое время назад ве­рующие должны были переписывать молитвы от руки, а некоторые священники благословля­ли своих духовных детей заучивать их наизусть, потому что книгу или тетрадь могли изъять.

Однако для того, чтобы обрести опору в жизни, одной домашней молитвы недостаточ­но. Вдумываясь в слова читаемых нами молитв, мы все больше понимаем, что нас отделяет от Бога множество наших грехов, прошлых и на­стоящих. Они лишают душевного мира и покоя; что-то в нас как бы мешает нам думать и дей­ствовать так, как нам бы хотелось «по правде Божией». Для того чтобы снять с себя это гре­ховное бремя, очиститься и получить благодат­ную помощь от Бога, следует регулярно присту­пать к исповеди, к таинству покаяния, которое Православная Церковь установила по слову Господа нашего Иисуса Христа.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 8 – 16.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Об этом см.: Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь., 1997 (2-е изд. - 1998)


STSL.Ru





8 июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.