О необходимости постоянства и терпения для достижения вечного спасения

О необходимости постоянства и терпения для достижения вечного спасения

Недостаток терпения и постоянства в делах, предприемлемых для вечного спасения, некоторым кажется недостатком по немощи человеческой обыкновенным и потому не очень важным.

К сожалению, едва ли не правда то, что сей недостаток обыкновенен: но никак не правда, чтобы он был не очень важен. Множество душ по сему недостатку не достигают спасения: неужели это маловажно?

Кто не согласился бы войти в рай, если бы всякий мог войти в него несколькими шагами, в несколько минут или часов? И тать, и разбойник охотнее пошли бы на сию легкую и верную добычу, нежели на опасную и неверную добычу татьбы и разбоя. Но когда видят, что к вечному спасению надобно долго идти узким путем, с трудом проходить тесные врата – надобно постоянство, терпение, долготерпение, тогда многие совращаются на широкий путь искать временного удовольствия, и, как путь удовольствия законного и позволенного также не довольно широк и средства оного самою законностью некоторым образом ограничиваются и стесняются, то по тому же недостатку терпения переходят к удовольствиям непозволенным, порочным, беззаконным и неприметно приближаются к вечной погибели.

Посему благодетельно святый апостол учит нас постоянству и терпению для достижения вечного спасения и для сего указывает на пример Авраама, который «долготерпев, получи обетование» (Евр. 6, 15). Последуем оком ума за его указанием. Вникнем в его учение.

Разумеется, что не один Авраам подает в сем пример, но и многие, если только не все, угодившие Богу. Непосредственный сын и наследник обетования Авраамова, Исаак, не так же ли, как отец, «долготерпев, получи обетование» благословенного потомства?

Но поспешим от дальних образов к примерам более близким. Апостолы, мученики, преподобные сколько долготерпели в проповедовании Евангелия, страданиях за веру, подвигах духовной жизни! Вспомним хотя одного святаго Павла. Вспомним наконец и долготерпение Алексия, человека Божия. Какая решительность в намерении спасения, какое постоянство в исполнении, какое терпение в искушениях!

Наша леность неохотно смотрит на таковые примеры долготерпения в вере. Она охотнее ищет примеров тому, как бы спастись легче и скорее. Правда, бесконечно милосердый Бог сделал возможным и сие, дабы никакой грешник ни в каких обстоятельствах не имел причины отчаиваться. В Евангелии видим, как несколько слов покаяния и веры отверзли разбойнику рай. Но при сем не оставим без внимания и того, что сей пример в некоторых обстоятельствах беспримерен именно в том, в какую неожиданную близость судьба поставила погибающего со Спасителем без возможности удалиться от Него пригвожденному ко кресту и в какие чудесные минуты благодати.

Приметим также и то, что покаяние не позднее для разбойника на кресте поздно было для другого в тех же самых обстоятельствах, в те же самые благодатные минуты; что спасенный разбойник обратился ко Христу один в противоположность нераскаянию архиереев, князей, фарисеев, книжников, старейшин, целого Иерусалима. Кто дерзнет сказать, что легче и надежнее к исполнению сие быстрое, ничем не удержимое возникновение из погибели во спасение, нежели достижение спасения постепенным шествием по пути покаяния и самоисправления с долготерпением?

Для успокоения нашей лености и непостоянства мы говорим, что Бог приемлет и тех, которые часто падают. Так, Он приемлет и сих, но прежде усматривает, по немощи ли они падают, по неведению ли, по соблазнам ли и претыканиям невольным или, напротив, по нерадению, по пристрастию к порокам, в которые падают, несмотря на свидетельство совести против беззаконий, в которые падают. Есть падающие, которым поспешает помощь благодати, и есть падающие, к которым пренебреженная ими премудрость Божия посылает достойное их слово: «Убо и Аз погибели вашей посмеюся; будет бо, егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас; взыщут Мене злии, и не обрящут» (Прит. 1:26-28).

Всесвятый Бог печется о Своем вечном доме, о небесном граде Своего Царствия, да «не имать в него внити всяко скверно» (Откр. 21:27). Как же думать, что Он доволен будет человеком, который на минуту вспоминает Его и на целый день или еще на многие дни забывает; который несколько дней как-нибудь постится и потом на год предается невоздержанию; который одним и тем же языком теперь «благословляет Бога и Отца и потом кленет человеки, бывшия по подобию Божию» (Иак. 3:9); который после покаяния беспечно возвращается ко греху и после греха так же беспечно не спешит к покаянию; в котором не только нет готовности, ни желания ради веры и любви к Богу и Христу претерпеть всякую скорбь, всякое лишение, всякое бедствие и самую смерть, но который не имеет твердости для благоугождения Богу победить страсть, исправить неправильную склонность, отвергнуть худую привычку, предпочесть дело благочестия делу собственной корысти или честолюбия; который даже после посвящения себя Богу особенным обетом так же, как без обета, живет миру и работает суете его?

Да уповаем, христиане, на благодать Божию, обещавшую и подающую нам спасение, но притом «да не лениви будете, но подражатели наследствующих обетования верою и долготерпением» (Евр. 6:12). Аминь.

17 (30) марта 1835 г.

Источник: Свт. Филарет, митр. Моск. и Коломенский. Творения: в 5 т. – Т. 3: 1826-1836. [Репр. изд.]. М.: Новоспасский мон-рь, 2003-2007.


30 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.