О некоторых монахах Лавры первых лет ее становления

Интересные сведения о лаврских насельниках тех далеких лет можно почерпнуть в книге Н. М. Лю­бимова «Неувядаемый цвет».

img028...jpg
Архим. Вениамин (Милов; еп. Саратовский и Балашовский)

«Приехав в Лавру впервые и никого еще там не зная, я помолился в Троицком и в ожидании всенощной при­сел во дворе на лавочке. Первый удар колокола. Смот­рю: из Патриарших покоев выходит монах. Молящиеся ринулись к нему, за ними и я подошел к нему под благо­словение. Подошел — и внутренне ахнул: откуда он? Как мог такой человек уцелеть в годы нероновско-диоклетиановского гонения на Церковь? Сквозь очки на меня смотрели проницательные, участливые и непреклонные глаза. С этого дня я всякий раз, когда бывал в Лавре, ждал его выхода из келии. Я узнал, что это инспектор Духов­ной Семинарии архимандрит Вениамин (Милов), дол­го сидевший в концлагерях, во время войны возвращен­ный, успевший защитить магистерскую диссертацию, ныне занятый писанием дис­сертации докторской. Зимой 1948-49 годов его снова схвати­ли и отправили в казахстанс­кие лагеря на 8 лет. Наместник не забывал отца Вениамина в беде — посылал к нему верных людей с деньгами и продукта­ми. А Патриарх сумел-таки вы­зволить отца Вениамина из ла­геря — в эпоху Берии это было событие из ряда вон выходя­щее. Некоторое время магистр богословия служил псаломщи­ком в православной церкви в Джамбуле, затем, уже после смерти Сталина, был возвра­щен в Лавру. Его посвятили в архиереи.

img020_2.jpg 
Иером. Никон (Преображенский), еп. Сергий и мон. Сергия (Голубцовы), конец 1950-х гг.

Отец Никон, в миру Сергей Петрович Преображен­ский, сын физика, приват-доцента Московского уни­верситета, сотрудник Московского исторического му­зея, он не избежал послереволюционной судьбы многих русских интеллигентов — до монастыря успел-таки по­бывать в ссылке. Он превосходно знал литературу, фи­лософию вообще, богословие в частности, живопись и архитектуру, историю вообще и историю Русской Церк­ви в частности. Он следил за реставрацией Лавры, веч­но возился с градусниками, измеряя температуру в хра­мах, проверял влажность. Когда в Лавру приезжали иностранцы, экскурсии водил этот согбенный, с тру­дом передвигавший ноги старик. Он был и не от мира сего, и от мира сего, но лишь в том смысле, что он от­лично разбирался в людях. Потусторонность его взора была обманчива. Он замечал все, что творилось вокруг. И язык у него был меткий, подчас "земной", современ­ный, не фарисейский, не пропитанный деревянным маслом.

Как-то я пожаловался ему на грубость одного диако­на, из-за которого я даже собирался расстаться с моим любимым московским храмом. На это отец Никон мне ответил:

— Как бы ни был запылен и запаутинен провод, но если электростанция мощная, а лампочка в порядке, то она все равно будет гореть ярко. Так вот, мощная электро­станция — это Божия благодать, ваша верующая душа — это лампочка, а священнослужители — это провода. Конеч­но, они должны быть в порядке, но если даже к кому- нибудь из них и пристанет пыль, грязь, паутина, — не смущайтесь: если вы не утратили веры, лампочка ва­шей души все равно будет гореть ярко.

Летом 1949 года из Франции в Россию прибыл дол­го живший там отец Константин. Жил он там еще до революции или эмигрировал после — я, признаться, забыл. Отец Константин поселился в Лавре, принял монашество, а вместе с монашеством новое имя — Сте­фан. Я и сейчас вижу его горящие глаза, слышу его спокойный, задумчивый голос. Он умел одним словом, одной фразой приласкать и обрадовать человека. Вхо­жу однажды в Троицкий собор. У мощей служит моле­бен отец Стефан: "О ненавидящих и обидящих нас... Поет хорик — в большинстве своем не постоянных при­хожан, местных жителей, а пришедших или приехав­ших богомольцев, среди них — мужичок, подтягиваю­щий приятным баском. По окончании молебна отец Стефан обращается к нему: "Хорошо ведете свою партию. Сразу видно, что с детства певали в церквах". Мужичок сияет. Мы притерпелись к кнуту и к матерной брани, а от ласкового поощрения отвыкли давно. Но отец Сте­фан умеет быть не только благоуветливым. Он замеча­ет, что в стороне шушукаются дамы, шушукаются дели­катно, шушукаются, когда уже молебен кончился, но все-таки шушукаются. И вот он взглядывает на них ис­коса и, обращаясь совсем не к ним, а к обступившей его толпе, вдруг ни с того ни с сего начинает рассказывать, как во Франции ему довелось побывать в обители трап­пистов — строгих молчальников — и какая это все-таки высокая добродетель — молчание, как оно иногда укра­шает человека. Шушукавшиеся дамы прислушались, сконфузились и умолкли.

Спустя несколько дней вхожу в надкладезную часовню. На середине часовни лицом ко мне стоит отец Стефан, обняв, как самого родного ему человека, деревенскую ста­руху с тем неподвижным взглядом, который бывает толь­ко у слепых. Поодаль стоит еще одна старушка, пободрее слепой и, видимо, помоложе. Я застаю конец беседы отца Стефана и слепой паломницы, но быстро улавливаю, что отец Стефан видит ее первый раз в жизни.

— Я все понимаю, все понимаю, дорогунчик, — говорит отец Стефан. — Великое твое несчастье — слепота. Тут и толковать не об чем. Но Господь посылает тебе в этом ис­пытании помощь и утешение. Ты только подумай, какие у тебя друзья и какое это счастье — иметь их! — отец Стефан указывает на стоящую поодаль старушку. — Вот она потащи­лась в такую даль, чтобы только проводить тебя в Лавру, потому что тебе захотелось здесь помолиться. А вот я тебе расскажу такой случай. Я ведь долго жил на чужбине, во Франции, только недавно вернулся на Родину. И вот как- то узнаю, что в таком-то французском городе лежит в боль­нице русская женщина по имени Людмила. Немцы убили ее мужа и сына, а ей переломили спинной хребет. Я поехал к ней. Думаю: застану разбитого и телом и душой челове­ка. Каково же мое изумление: духом тверда, бодра и сла­вит Бога! Я ее спрашиваю:

— Людмилочка! Есть у тебя какое-нибудь желание?

— Как же не быть, батюшка! Совсем без желаний че­ловек жить не может. Я, по правде сказать, завидовала моим подругам по несчастью: их все кто-нибудь да навес­тит, а я одна да одна. Сегодня мое желание исполнилось: ко мне нежданно-негаданно приехали вы. Теперь у меня осталось еще одно желание: грешница, хочу я выпить настоящего чайку, как мы в России пивали.

— Ну, — говорю, — Людмилочка, это твое желание ис­полнить легко: чай у меня всегда с собой, я ведь тоже любитель. Как попьешь чайку, так будто в родных кра­ях побываешь.

Но потом я все-таки уехал, и опять Людмила оста­лась одна-одинешенька, а ты не одна...

Я пристально смотрю на отца Стефана, все еще об­нимающего утешенную, просветленную старуху.

В первые годы после открытия Лавры настоящие русские иноки образовывали ее духовное силовое поле. Только войдешь во двор, смотришь: вот один выходит из своей келии, а вон другой — из собора или часовни, и при одном виде знакомых и дорогих лиц твоя душа распрямляется. А тут еще отец Александр зазвонит ко всенощной — тот самый рыжебородый, веснушчатый отец Александр, который в ответ на мою благодарность за целительный звон сказал:

— Я с малолетства к этому делу приставлен. Мне в Москве Великая княгиня Елисавета Федоровна 10 руб­лей серебром пожаловала — угодил я ей, стало быть.

Обрадованный, ободренный встречами с наместни­ком и его сподвижниками, овеянный вечерним звоном, входишь в Успенский собор, где, кажется, самый воздух соткан из молитвенных вздохов...».

Этим кончаются вставки в мои дневниковые записи. Дальше будет только то, что Бог дал встре­тить, пережить и как-то записать, чтобы отдельные штрихи углубляли благодарную память.

Источник: Г. А. Пыльнева. В Лавре прп. Сергия. Из дневника (1946-1996). М., Изд-во Моск. подворья Св.-Троицкой Серг. Лавры, 2006.


10 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.