Об исторической хронологии

Об исторической хронологии
Иеромонах Гурий (Гусев)

В церкви мы довольно часто слышим слова: «новый стиль», «старый стиль», «Пасхалия» или «Церковный календарь», немного реже такие словосочетания, как «мартовский год» или «сентябрьский год». Все это предметы, касающиеся очень важной дисциплины, имя которой – Хронология. Почему так важен календарный стиль, что такое Пасхалия и кто придумал Церковный календарь? Ответы на эти вопросы должен знать каждый воцерковленный человек. Давайте разберемся. 

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, основной задачей которой является изучение различных систем времяисчисления и истории их развития. 

Термин «хронология» происходит от греческого «хронос» – время и «логос» – слово, учение, наука. 

Как историческая дисциплина хронология является лишь частью науки о времени, другая часть которой называется математической или астрономической хронологией. 

Целью исторической хронологии является определение времени, исторических событий и возраста документов. Она исследует различные системы времяисчисления в их развитии, приводит их в соответствие с современной системой счета времени. 

Одним из признаков, отличающих цивилизованного человека, является умение считать время и ориентироваться в пространстве. Точность той или иной системы исчисления лет во многом зависит от технической оснащенности и обладания знаниями. Человечество создало большое количество календарей, начиная с самых простых, основанных на верованиях и приметах, и заканчивая сложнейшими, построенными на астрономических вычислениях. 

Хронология развилась в определенную систему знаний из наблюдений за небесными явлениями и изменениями в природе. Данная наука берет свое начало в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта. Дальнейший расцвет и развитие она получила в Греции, Риме и далее, в средневековую эпоху, в Западной Европе и Средней Азии. 

На Руси изучению хронологии были посвящены статьи, составленные в XII в. новгородским диаконом Антониева монастыря. Но, несмотря на то, что основные вопросы хронологии разрабатывались в основном для составления расписаний церковных праздников – таблиц «Пасхалий», эти труды являлись и способствовали дальнейшему накоплению практических знаний о календарях и времяисчислении. Таким образом, спустя четыре столетия, в XVI в. был дополнен, составленный ранее «Круг Миротворческий», включавший информацию о високосе, временах года и месяцах. 

В XVIII–XIX вв. обращение к хронологии было вызвано необходимостью точной датировки публикуемых источников. 

Дискуссия по вопросам введения в России григорианского календаря занимала ведущее место в хронологических исследованиях второй половины XIX – начала XX в., способствовала формированию хронологии как специальной исторической дисциплины, развитию методики изучения календарных систем. Предметом научного спора стало отношение исследователей и общественных деятелей к возможному изменению системы счета лет с юлианской на более совершенную – григорианскую. Несмотря на убедительные доводы, сторонники реформы не смогли доказать правильность своей точки зрения. Потребовались кардинальные политические изменения 1917 г., чтобы один из важнейших вопросов жизни русского общества был разрешен. 

В дальнейшем хронология перешла к изучению времяисчисления, составлению более современных таблиц, уточнению исторических дат. И наконец, к поиску и составлению «совершенного» или «вечного календаря». 

Природными или астрономическими единицами исчисления точного времени являются солнечные сутки, синодический месяц и тропический год. 

Солнечные сутки – средний период времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг своей оси (24 часа). 

Синодический месяц – наблюдаемое чередование лунных фаз, то есть полное обращение Луны вокруг Земли (29 суток 13 часов 44 минуты 3 секунды, или примерно 29,5 суток). 

Тропический год – усредненный промежуток времени, в течение которого Солнце возвращается в прежнюю позицию относительно эклиптики и земного экватора. Продолжительность тропического года округленно принята равной 365,2422 суток, т. е. время полного обращения Земли вокруг Солнца (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, или примерно 365 суток и 6 часов). 

Календарь – система счета промежутков времени с разделением их на календарные годы, месяцы, недели и сутки. Календарные единицы времени отличаются от природных тем, что условно выражены целыми числами и не содержат в себе дробных. Во все времена человечество искало наиболее совершенные календарные системы с наиболее точным соответствием календарных и природных единиц времени. 

На сегодняшний день существуют два наиболее точных и повсеместно распространенных календаря – это Юлианский и Григорианский. 

Юлианский календарь был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до н.э. римским императором Юлием Цезарем. Перед реформаторами стояла задача максимально приблизить римский год к тропическому, чтобы поддерживать постоянное соответствие определенных дней одним и тем же временам года. За основу был взят египетский год в 365 суток, к которому раз в 4 года добавлялись дополнительные сутки. После реформы средняя продолжительность года стала составлять 365 дней и 6 часов. Для того, чтобы ликвидировать отставание календарного года от астрономического, состоявшего из 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд, было решено получавшийся лишний день добавлять к месяцу февралю. Продолжительность года по юлианскому календарю отличается от тропического года на 11 минут и 14 секунд (календарный год длиннее), каждый год эта разница накапливается и за 128 лет составляет сутки. Таким образом, в Юлианском календаре год стал длиннее тропического. Имел погрешность 1 сутки раз в 128 лет. 

Первый Вселенский собор 325 г. постановил считать Юлианский календарь обязательным для всех христианских стран. Таким образом, Юлианский календарь лежит в основе календарной системы, которой пользуется большинство стран мира. 

При всем удобстве и относительной точности Юлианского календаря, он все же имеет погрешность, которая при течении времени достигла уже 10 суток за 1280 лет, в результате чего весеннее равноденствие (21 марта) в XVI в. приходилось уже на 11 марта. Такое обстоятельство грозило тем, что главный изменяемый христианский праздник Пасха, мог переместиться с весны на лето, что явилось бы нарушением церковных правил (см. постановление касательно этого вопроса 7 Вселенского Собора). Христианская Пасха празднуется в период между 21 марта и 18 апреля, в первое воскресение после весеннего полнолуния. Возникла необходимость реформы календаря, которая и последовала в Католической церкви в 1582 г. при папе Григории XIII. 

Две проблемы, стоявшие перед комиссией реформаторов - устранение появившихся лишних 10 суток и устранение появления такой разницы в будущем - были решены следующим образом: первая была решена чисто административно. Указом папы 5 октября было объявлено 15 октября текущего 1582 года. Для ликвидации неточности в будущем, комиссия решила сократить три високосных года в пределах каждого четырехсотлетнего цикла. Таким образом, Григорианский календарь имеет в каждом четырехсотлетии на 3 високосных года меньше, чем Юлианский, и является более точным. 

Относительно «Григорианской» реформы, хочется отметить, что подобным образом реформа перехода на новую систему проходила и в России после 1917 г., когда, было принято постановление о введении в Советской России григорианского календаря. Декрет устанавливал, что первый день после 31 января 1918 года следовало считать не 1 февраля, а 14 февраля. Данные действия реформаторов привели к серьезной «путанице». В Советской России новый стиль встретил сопротивление со стороны церкви, продолжавшей придерживаться старого стиля, против него высказывались и некоторые ученые. Собственно о проблеме календарей будет сказано ниже. 

Пасхальные таблицы, то есть Православный календарь, были составлены самой ученой из древних Церквей – Александрийской. Этот коллективный труд составлен так, что до сих пор остается непревзойденным. Во времена Вселенских Соборов Пасхалия была присоединена к господствовавшему тогда календарю Юлианскому. «Данные таблицы (Пасхалия) показывают в каком числе месяца по римскому исчислению случится полный вид Луны первого месяца; при том, в какой именно день недели, чтобы идя отсюда к первому дню недели знать, в какое число месяца будет этот день и основательно праздновать Пасху», – пишет в своей «Синтагме» М.Властарь. 

Все же Александрийская пасхалия может быть ни чем иным, как условной системой, которую нужно ценить за ее более или менее внешние качества (древность, авторитетность составителей, одобрительное отношение к ней отцов Никейского Собора, логичность построения, возможность неизменного пасхального цикла и т. п.), но системой, которая вовсе не нуждается в астрономической точности, “Нельзя не видеть, — говорит проф. В.В. Болотов, — что александрийская пасхалия не рассчитана на астрономическую точность. Девятнадцатилетний круг самым своим построением свидетельствует, что он стремится не к точности, а к простоте. Александрийская пасхалия признает 21 марта за самый ранний, 18 апреля — за самый поздний terminus paschalis. Но... возможен случай, что одно истинное полнолуние падет на 20 марта, а следующее за ним — на 19 апреля, и таким образом, ни одно из полнолуний в данном году не будет пасхальным. Девятнадцатилетний круг предполагает также, что полнолуние никогда не придется на следующие 10 дней: марта 23, 26, 28 и 31 и апреля 3, 6, 8, 11, 14 и 16, но это, очевидно, астрономически невозможно... Эти неточности слишком очевидны, чтобы не предполагать, что они допущены преднамеренно — для упрощения пасхалии. Но если девятнадцатилетний цикл — прибор невысокой точности, то прочность его несравненная! Так в нем все просто и логично”. 

Дефекты александрийской православной пасхалии рано или поздно выявятся настолько, что их уже невозможно будет игнорировать. Впрочем, в течение еще весьма длительного периода времени александрийская пасхалия будет оставаться вполне пригодной и соответствующей древним церковным постановлениям, а потому о преимуществах григорианской пасхалии с ее сложным внутренним механизмом будет трудно говорить. 

По Юлианскому календарю продолжительность года превышает действительную на 11 с четвертью минут. По Григорианскому – только на полминуты. Но при сравнительной оценке достоинств стилей, нужно иметь в виду точки зрения: астрономическую, практическую и историческую. 

Астрономически оба календаря негодны, так как для астрономии требуется большая точность. 

Практически оба календаря совершенно достаточны, так как неточность в одни сутки возрастает лишь через 128 лет. Ошибка эта не важна, так как время, за которое накапливается данная погрешность, значительно превышает длительность человеческой жизни, и, наконец, новое значительное расхождение Юлианского с Григорианским календарей произойдет только в 2100 году. 

Исторически Юлианский календарь более правилен, чем Григорианский. 

И тот и другой календари имели своей задачей дать точное летоисчисление, в котором весеннее равноденствие и времена года неизменно падали бы на те же числа и месяцы. Очевидно, что продолжительность года в Григорианском календаре вычисляется точнее, чем в Юлианском. Но задача календаря должна состоять в том, чтобы в нем не было несуществующих дней. Между тем введение Григорианского календаря началось тем, что в 1582 г. после 4 октября (четверг) стали читать 15 (пятница), 5 – 14 октября были выброшены. Данная операция реформаторов может затруднить хронологические расчеты. Если 4-го был четверг, то пятницы были 5, 12, 19, а оказывается, что пятница была 15-го октября. Если 4-го было новолуние, значит, полнолуние было 18-го или 19-го, а оно было 28-го! 

Григорианский календарь отличается только одним правилом – при окончании столетий, год будет високосным лишь в том случае, если число столетий делится на 4. Это правило дает точность, но значительно затрудняет вычисления. 

Пасха является переходящим праздником в зависимости от сочетания 3 факторов: весеннего равноденствия, весеннего полнолуния и воскресного дня. Пасха должна приходиться в такой воскресный день, который падает на 15, 16, 17, 18, 19, 20 или 21-й день луны. О том, что в Церкви весеннее равноденствие и весеннее полнолуние рассматривались как даты астрономические, а не условные, говорят некоторые рассуждения об их символическом значении. Эти рассуждения уместны только в отношении истинных астрономических, а никак не условных дат, но эта тема требует отдельного рассмотрения. 

Было бы неосмотрительным утверждать, будто Церковь принципиально отвергает определение Пасхи по истинным астрономическим данным, предпочитая пользоваться данными условно установленными, несмотря на то, что эти данные иногда превращаются в явную фикцию (например, когда Пасха наступает около новолуния, а не полнолуния) или уводят все дальше от тех соотношений, которые вытекают из применения истинных астрономических данных. 

Само собой разумеется, что осуществление перехода от пасхальных циклов к определению пасхальной даты по точным данным о равноденствии и весеннем полнолунии требует также и перехода на новый (например, на реформированный юлианский) стиль с “закреплением” за весенним равноденствием даты 21 марта по этому исправленному стилю. 

Правильная датировка источников и исторических фактов невозможна без знания исторической хронологии. В связи с использованием различных календарных систем, как в древности, в средние века, так и в наше время допускается «путаница» и наличие сложных и спорных датировок при работе с источниками как древними, так и более поздними. Поэтому знание исторической хронологии важно не только для историков, изучающих древний мир, но и для ученых, работающих над изучением более поздних исторических фактов и источников. 

На практике историку часто приходится сталкиваться с различными календарными системами. Также и при составлении календаря, в том числе церковного, и его исследовании необходимо знать особенности и отличия используемых во всем мире различных систем. Хронология как наука освещает проблематику взаимоотношения этих различных календарных систем, ее изучение способствует достижению точной датировки исторических дат, событий, документов. 

Изучение хронологии дает возможность привести даты и источники в соответствие с современной системой счета времени, предлагает решение «проблемы стилей», варианты, например, перехода на новый стиль, но это вопрос, над которым еще предстоит работать ученым, занимающимся данной проблемой. 


Иеромонах Гурий (Гусев), насельник Троице-Сергиевой Лавры



Литература

1. Голубинский Д. Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим. - М.: «Собственная типография Троицкой Лавры», 1899.

2. Глаголев С. Богословские труды № 34. - СПб., 2000.

3. Декреты Советской власти. - М., 1957.

4. Зелинский А. Конструктивные принципы древнерусского календаря. Литературно-теоретические исследования. - М.: «Наука», 1978.

5. Иванов Н., Лихоманов И. Календарь. - М.: «С.Б.», 2004.

6. Каменцева Е. О неопубликованной книге А. Юшкова "В защиту юлианского календаря". - М.: «Отечественные архивы», 1996. № 5.

7. Леонтьева Г. Вспомогательные исторические дисциплины. - М.: «Владос», 2000.

8. Огицкий Д. Проблемы церковного календаря. - М., 2001.

9. Степанов Н. К реформе юлианского календаря. - СПб., 1911.

10. Чхартишвили А. Календарный вопрос: Сборник статей. - М., 2000.



14 февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.