О христианской жизни и воспитании. Беседа первая

Проявление Царства Божия на земле.- Христианская жизнь как Царствие Божие внутри человека.- При каких условиях начинается христианская жизнь внутри человека и возрастает Царствие Божие внутри его, как зерно горчичное

Царство Небесное подобно зерну горчичному.
(Мф. 13,31)

Зерно горчичное принесено с небес на землю Божественным Сеяте­лем — Господом нашим Иисусом Христом. Оно теперь возросло в великое древо и наполнило землю. Плодами его питаются и под тенью его укрываются народы земли. Это есть Царствие Божие на земле. Оно преобразовало мир, озарило умы людей недоступным дотоле ведением Бога и дел рук Его. Оно соединило сердца людей узами любви, единства и братства. Оно облагородило нравы их, смягчило ужасы войны, плена и рабства, наполнило землю приютами, богадельнями и больницами.

Святитель Макарий Невский.jpg

Святитель Макарий (Невский)

Оно и небо наполнило обитателями — пресельниками от земли. Скажем более: там, на небесах, пресельников с земли более, чем сколько оста­ется обитателей на земле. Там лики апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных с сонмами Ангелов составляют одну семью Отца Небесного.

Если в отношении к народам земли Царствие Божие было сперва малым семенем, возросшим потом в великое древо, то и в отношении к каждому человеку оно есть семя, которое насаждается, укореняется, растет и приносит плоды, а плоды Царствия Божия — праведность и мир и радостъ во Святом Духе (Рим. 14,17).

Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Это значит: не ищи Царствия Божия где-либо вдали от себя: не ищи его на небе, ибо небо высоко от тебя; не ищи его ни на святом Афоне, ни в других обителях: не приметишь Царствия Божия, хотя и там оно есть. Царствие Божие не приходит приметным образом. Ищи его в себе: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21). Царствие Божие, укоренившееся, рас­пространившееся на земле и преобразовавшее мир, должно укореняться, возрасти в древо и преобразовать всякого человека, восприявшего семя его. Почивающий на Херувимах как на разумных престолах, Обитаю­щий в храмах и обителях на земле и сердца человеческие соделывает Своими престолами, и тела их храмами и обителями Своими. Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26). Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною,— говорит Господь (Откр. 3, 20). Значит, не далек от нас Господь: Он у сердца твоего, а если примешь Его, то и войдешь в него. Господь, обитая в сердце человека, озаряет и ум его: ум человека, насколько для него возможно, становится Христовым умом: Мы имеем ум Христов, говорит святой Павел (1 Кор. 2,16). И волю человека Он на­правляет по Своему изволению: Бог производит в вас и хотение и дей­ствие по Своему благоволению (Флп. 2,13). Даже и тела ваши, по словам того же Апостола, суть храм живущего в вас Святого Духа (1Кор. 6,19). Итак, всё существо человека, душа и тело,— обиталище Божие. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3,16).

Во всяком ли человеке Бог устрояет Свое Царствие? Ко всякому, кто отворяет сердце свое, у дверей которого стоит Господь и стучит, входит Он и вечеряет с ним (Откр. 3, 20). Отдающий ум свой в послушание Христово становится един дух с Господом, тщится иметь те же мысли, какие и во Христе Иисусе (2 Кор. 10, 5; 1 Кор. 6, 17; Флп. 2, 5). Отвергающийся себя, чтобы идти за Христом — даже туда, куда не хочет,— стано­вится той херувимской колесницей (Иез. 1), которой движет Дух Святой.

С какого времени начинается вселение Божие в человеке? С того времени, как начинается в нем жизнь Христова. А с какого времени начинается эта жизнь? С того времени, как человек восприимет семя жизни.

Восприятие семени жизни, или начало новой, благодатной жизни, совершается чрез Таинство Крещения, а для согрешивших или прово­дивших жизнь греховную по крещении обновление начинается чрез Таинство Покаяния. Итак, жизнь христианская, а с ней и обитание Божие в человеке начинаются после крещения или после покаяния.

Но для начала прохождения жизни христианской потребна не одна благодать Господня, а нужно нечто и со стороны человека. Что именно? Нужно, чтобы сам человек пожелал восприять эту благодать и со своей стороны употребил усилия хранить ее и исполнять то, что она будет тре­бовать от него. Царство Небесное силою берется, и употребляющие уси­лие восхищают его (Мф. 11,12). Это значит, что богоугодная жизнь — правда, мир и радость, составляющие сущность Царствия Божия (Рим. 14,17), не легко дается, но требует усилия. Это усилие есть тот огнь ревности об угождении Богу, о котором Господь сказал: Огонь при­шел Я низвести на землю (Лк. 12, 49). Как огнь сожигает то вещество, которое он объемлет, так огнь ревности о богоугодной жизни сожигает в душе всё то, что несогласно с таковой жизнью.

Духа не угашайте,— говорит Апостол (1 Фес. 5,19): то есть вы восприяли огнь Духа Божия, как искру,— не угашайте ее, а воспламеняйте. Огонь требует поддержки, подкладывания дров или иного горючего материала, иначе он угаснет. И жизнь христианская требует под­держки огня ревности — чтением, размышлением, молитвой и при­нуждением себя ко всякому труду. С холодным сердцем, нерадиво, кое-как проходить жизнь христианскую невозможно.

Богоугодная жизнь есть дело трудное, а трудное дело без усилия не совершается. Посмотрите на владельца многомиллионного богат­ства, начавшего торг свой с грошей. Не чрезмерными ли усилиями, предусмотрительностью, осторожностью и чрезвычайной воздерж­ностью он приобрел свое богатство? Иногда ночи не спал, недоедал, недопивал, не боялся ни страха ночного, ни нападения разбойников; переезжал горы, переплывал реки, носился, быть может, со своей коробкой за плечами и в бурю, и под дождем.

Кто хочет в Бога богатеть (Лк. 12,21), тот должен поступать так же. А едой, питьем, спаньем да покоем, пирами и забавами Царствия Божия не приобретешь.

Чтобы приобрести богатство Божие, нужно делать всё, что требуется богоугодной жизнью, а не кое-что только и не кое-как. Нужно и к боль­ному сходить, и нуждающемуся помочь, с плачущим поплакать и с радующимся порадоваться. Нужно и в церковь ходить, и дома Богу молиться; нужно и к утрене рано вставать, а не к половине литургии только приходить. Нужно и посты соблюдать, и в праздники до конца литургии воздержание хранить, не считая безразличным делом, идти ли в храм Божий не поевши и не попивши или уже сделав то или другое,— ничего не считай малым, а всё пусть будет для тебя как бы главным. Знай, что когда начнешь искренно Богу работать, то встретишь много препятст­вий, много и врагов: и плоть твоя — враг твой, и домашние — враги чело­веку (Мф. 10, 36), и мир — его враг, а самый злой враг твой есть сатана, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Ходи всегда во всеоружии. Будь подобен воину, вооруженному и защи­щенному с ног до головы, облекшись во всеоружие Божие (Еф. 6,11); иначе может случиться то, что враг твой уязвит тебя в то самое место, которое не прикрыто. Пусть на чреслах твоих будет пояс истины; обле­кись в броню праведности, держи в руках меч молитвы, на ногах — обувь мира и твердости (Еф. 6,14-15). Посмотри на воина, когда он стоит на страже. Вот он постоянно ходит взад и вперед и не спит, постоянно осматривает кругом, нет ли где-либо опасности. И ты так же делай: не спи, держи оружие в руках и осматривайся, не подходит ли к тебе враг откуда-либо. Когда в человеке является таковая бдительность, сей огнь ревности о богоугодной жизни, тогда можно думать, что достигло до него Царствие Божие (Мф. 12, 28), что в нем началась жизнь христианская.

Царство Божие внутри человека вначале бывает весьма мало, подобно горчичному семени. Как у семени сперва не бывает ни корней, ни листьев, ни ветвей, ни плодов, так Царствие Божие бывает непри­метно для самого человека: и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он (Мк. 4, 27). И возрастание этого семени Царства Божия подобно возрастанию земного семени. Семя прозябает не на всякой земле — и семя Царствия Божия возникает не во всяком сердце: в ином оно так и остается невсхожим и бесплодным.

Не все семена приносят одинаковые плоды, но иные больше, а иные меньше,— в сердце человека семя Царствия Божия не одинаково плодоносит, но в ином скуднее, а в другом больше. Иное сердце дает больше добра, любви, мира, правды, кротости, смирения и терпения, а дру­гое — меньше.

Семя требует ухода — и семя слова Божия требует того же. Сердце человека можно уподобить саду или огороду, а человека — огороднику. Что будет с огородом, если огородник или огородница во всё лето не заглянет туда? Всё зарастет травой, а овощей не будет. Так и сердце человека требует ухода и труда, а труд — самопринуждения.

Никто не думай, что ревность о богоугодной жизни приходит сама собой, по одному желанию человека. Она подается от Бога, но не без участия свободной воли человека. О ней нужно молиться и быть гото­вым к принятию ее.

Итак, Царство Божие, или жизнь христианская, начинается внутри человека от благодатного семени, как зерна горчичного, при готовности человека к восприятию его и при усилии к возрастанию, при содействии той же благодати Божией. Благодатное семя, от кото­рого возрастает Царствие Божие, подается от Бога чрез святые Таин­ства — Крещение и Покаяние. Об этих Таинствах, если Господь изволит, будем говорить в следующих беседах.


Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2 


STSL.Ru


26 марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.