О камне веры и ключах: об апостоле Петре (из рукописи «Правда христианства»)


Спас в силах. Икона


В шестнадцатой главе Евангелия от Матфея находятся известные слова Господа о несокрушимости Церкви Христовой, и о власти ключей, предоставленной ап. Петру. Рассмотрим это место. Иисус Христос спросил Своих учеников, за кого принимают Его люди? Ученики ответили: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, иные за Иеремию, или за одного из пророков. Иисус Христос снова спросил учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» На этот вопрос раздалось известное торжественное исповедание ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога живаго!». «Блажен ты, Симон, сын Ионин, – сказал ему Христос, – потому что не плоть и кровь (не естественный твой разум, не привязанность твоя ко Мне, не разговоры других людей) открыли Тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах… И Я говорю тебе: «Ты Петр (что значит камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Сказавши это, Господь запретил ученикам рассказывать кому-либо, что Он есть Христос. С этого же времени «Христос стал открывать ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 13-21).

Этот разговор Иисуса Христа с учениками, исповедание Петра и ответ Господа имели огромное значение в истории христианского мира. В предвидении приближающихся дней Своих Страданий и Смерти, Господь считал необходимым выявить отношение к Нему учеников, не потому, чтобы Сам не знал этого отношения, но для того, чтобы в их собственном сознании и сердце утвердить правильное отношение к Нему, их Учителю. Поэтому Он и задает им, прежде всего, вопрос о том, за кого почитают Его люди? Ученики передают Ему народные толки о Нем. Тогда Господь ставить им второй прямой вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» В ответ на этот вопрос происходить нечто необычайное – совершается очевидное Божественное откровение. Апостол Петр, простой, обыкновенный рыбак, по вдохновению, от лица апостолов, не сговариваясь с ними, произносит их общее исповедание веры: «Ты – Христос (помазанник, Мессия) Сын Бога Живаго!» Он исповедует Своего Учителя Мессией, Христом, о Котором предсказывали пророки, и называет Его Сыном Бога Живаго, т.е. исповедует Его Божественное достоинство. В этом исповедании Петра выразился голос не только апостолов, но и всех ветхозаветных праведников и пророков, ожидавших и предвещавших явление Мессии. Отвечая на это исповедание Петра, Господь подчеркивает его необычайную значительность, и указывает, что Петр, не сознавая того, высказывает не только свое личное мнение, или мнение учеников, но говорит истину, открытую и внушенную ему Небесным Отцом. В словах ап. Петра, бессознательно для него, раздался голос Небесного Отца. Указывая это, Господь говорить Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь (не собственные твои соображения и чувства) открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах. И Я говорю тебе – ты Петр (носишь имя, означающее камень). На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее». 



Св. апостол Петр. Икона VI-VII. Синай


Эти слова Господа были истолкованы Римской Церковью в том смысле, что не исповедание Петра, не вера его, а сам ап. Петр является тем камнем, на котором утверждается христианская Церковь. Это толкование нельзя признать правильным. Если бы христианская Церковь могла бы утверждаться на обыкновенном человеке, тогда для чего было бы необходимо воплощение Сына Божия и весь Его искупительный подвиг? Церковь утверждается не на человеке. Она утверждается на Христе, Сыне Божием, и на Его искупительном крестном подвиге. В этом заключается основная истина Христианства. Ап. Петр только со всей искренностью и силой веры исповедал эту истину. Что не апостол Петр, а сам Христос является камнем и основанием Церкви – это видно из многих других мест Священного Писания. Так апостол Павел со всей ясностью свидетельствует: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Тот же апостол Павел камнем Церкви именует не Петра, а Христа, когда говорит об «отцах наших», что «Все они пили одно и тоже духовное питье; ибо шли из духовного последующего камня: камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4). Также неправильно приписывать одному только Петру и власть ключей, т.е. власть прощать грехи и открывать вход в Царство Небесное. И эта власть дана не одному только Петру, а всем апостолам, и в лице их всем их преемниками. То правда, что за искренность и твердость правильного исповедания веры, в такой исключительный момент, перед Страданиями Господа, ап. Петр получает исключительную награду: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Но эта же самая награда, эта власть прощать грехи, дана была потом и всем другим апостолам. Явившись им в день Своего Воскресения, Господь сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав сие, дунул и говорит: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). По преемству эта власть перешла и ко всем пастырям Церкви. Каждый пастырь, разрешая от грехов искренно кающихся, по данной ему благодати священства, открывает кающимся двери Царства Небесного. Если под «ключами» разуметь административное главенство над другими епископами, то уже будут не «ключи Царства Небесного», а «ключи земного первенства и управления». После того, как апостолы, устами ап. Петра, исповедали свою веру в своего Учителя, как во Христа и Сына Бога Живаго, начинается новый момент в жизни Господа и Его учеников. Господь начинает открывать ученикам предстоящий Ему путь искупительных страданий. На сострадательные слова ап. Петра: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Господь строго ответил: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 22-23).

Прот. Сергий Четвериков (†1947) 

Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 18. Аньер (Франция), 1949. С. 11-14.


Источник: STSL.Ru
12 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...