«Ныне прославлен Сын Человеческий»

Воскресение Христа представляет собой действие Божие в истории, последнее эсхатологическое событие. В Новом Завете Воскресение никогда не представляется событием изолированным, стоящим обособленно. Оно связано с Крестом, предшествующим ему, и с Вознесением и схождением Святого Духа, которые следуют за ним. Как значение Креста раскрывается в Воскресении, так и Вознесение показывает нам значение телесного Воскресения Христа. Воскресение придает значение и единство событиям прошлого и будущего.

В этой последней главе мы рассмотрим связи между Воскресением Христа и событиями, последовавшими за ним, – Вознесением и дарованием Духа. Наше внимание будет сосредоточено на Ин. 20 и Деян. 1-2, которые, на первый взгляд, предлагают две разные хронологии этих событий в жизни Христа и в жизни Церкви. Иоанн рассказывает нам, что Христос вознесся, а Дух был дан в самый день Воскресения. Однако в книге Деяний Лука повествует о том, что Дух сошел на христианскую общину в Иерусалиме через пятьдесят дней после Воскресения и через десять дней после Вознесения. Описывают ли два эти сообщения по-разному одно и то же событие или же они излагают различные события, особые дары Духа, имевшие место в различное время и в различных местах? Когда, согласно этим двум евангелистам, произошло Вознесение и дарование Духа и каково было их значение?

В Евангелии от Иоанна мы находим сообщения о Воскресении, о явлениях после Воскресения и о даровании Духа, но здесь нет отдельного описания Вознесения. Согласно этому Евангелию, в первый день недели гробница была обнаружена пустой, в ней лежали лишь пелены и платок. В тот же день Воскресший Христос явился Марии Магдалине, которую послал возвестить ученикам: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), и вечером того же дня, т.е. дня Его Воскресения, Он пришел к одиннадцати и даровал им Святого Духа (20:19-23). Все эти события произошли за один день.

Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам о «видимом» Вознесении. Он представляет Вознесение как завершение «часа», в который Иисус достиг Отца, пройдя через смерть и Воскресение. Воскресение и Вознесение, наряду с явлениями после Воскресения, рассматриваются, таким образом, вместе, как события единого целого. По словам одного современного толкователя, апостол Иоанн «видит в Воскресении и Вознесении Иисуса единую цепь событий, в которую вторгаются события явлений Христа». Явление Христа Марии Магдалине происходит во время Его Вознесения к Отцу (Ин. 20:17). Для Иоанна вся последовательность событий принадлежит тайне Христа и не может быть разделена.

Единое ви́дение этих событий св. Иоанном разделяется также и апостолом Павлом (Флп. 2:8 и слл. и Еф. 1:20), в Послании к Евреям (1:3-4) и в книге Откровения (5:11-13), которые подобным же образом не делают попыток отделить Воскресение от Вознесения. Однако предполагается, что хотя они и связаны, существует определенное различие между Воскресением и его плодами. Воскресением Христос побеждает смерть; вознесшись, Он восседает «одесную Отца», разделяя с Ним славу и власть господства над всем творением. Матфей также не проявляет особого интереса к четкому различению между Воскресением и Вознесением. В самом конце его Евангелия мы видим образ вознесенного Сына Человеческого, наставляющего одиннадцать учеников в Галилее: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа... и вот, Я с вами все дни до скончания века» (28:19-20).

Наконец, и в своем богослужении ранняя Церковь придерживалась этого единого ви́дения Воскресения и прославления Христа. В доникейский период Вознесение Христа не отмечалось как отдельный праздник; скорее Церковь праздновала тайну спасения в целом, одну тайну с несколькими воспоминаниями, одним из которых было Вознесение. Борис Бобринской в своем исследовании «Вознесение и литургия» указывает, что в доникейский период все пятьдесят дней после Пасхи, вероятно, посвящались общему и неделимому празднованию славных тайн Христовых, без специального акцента на Вознесении, но в общем размышлении о восхождении нашего Спасителя в Воскресении и Вознесении». Первое свидетельство об отдельном праздновании Вознесения восходит к Церкви Иерусалима четвертого века, когда этот праздник отмечался в полдень Пятидесятницы на Елеонской горе, а первые гомилии, относящиеся к празднику Вознесения, мы находим у св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского.

Поэтому представляется, что ранняя Церковь праздновала основные события жизни Христа в целом, а отдельное празднование Вознесения Христова появилось позже и, как кажется, было установлено под влиянием хронологической последовательности книги Деяний. Однако, вместе с К. Моулом, мы должны предупредить, что «при всем вышесказанном остается вопрос, так ли уж свидетельство литургического празднования противоречит действительному опыту первых учеников или устным преданиям».

Источник: В. Кесич. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. К.: «Пролог», 2006. – С. 169-172.


28 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.