Не всякому слуху верь

Не всякому слуху верь

Из сочинений свт. Димитрия, митр. Ростовского


«… Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю»
(Быт. 18, 20-21). Вот поистине дивное дело: Бог всевидец, о Котором сын Сирахов пишет: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было» (Сир. 23, 27-29). Бог, Которому Псалмопевец говорит: «Несоделанное мое ви́десте очи Твои» (Пс. 138, 16). Сей всеведущий Владыка наш, Который видит бездны, знает все тайные помышления сердечные, и зрит ясно все то, что делается во тьме ночной и самых сокровенных местах, – говорит Аврааму: «Пойду и посмотрю, правда ли то, о чем я слышу… или не правда»; как бы так сказал: «Я не верю слуху, пойду, Своими очами посмотрю, и только тогда поверю, и наведу на них казнь, ими заслуженную...»

Почему же это так? Неужели в самом деле всевидцу Богу нужно было Самому сходить с небес, чтобы видеть грешные дела людей? Нет! Господь говорит это для того, чтобы научить нас не вдруг верить словам того, кто клевещет на ближнего, не торопиться с его наказанием, если нам дано право наказывать его, пока сами не увидим и достоверно не узнаем то, что было действительно. Только нетерпеливым свойственно тотчас же верить клевете на ближнего, тотчас же гневаться на него, не убедившись, правду ли о нем говорят. Ведь очень часто случается, что злой язык недобрых людей пустит худую молву о неповинном человеке, а легковерие распространит эту молву. То, что злые люди солгут по своей злобе, легковерные повсюду разнесут, поверив лжи, и очернят имя ближнего в глазах других. И вот таким-то образом, точно плевелы по ветру, разносится между людьми злая молва о человеке, который даже и не думал делать того, в чем его обвиняют. Бывает и так, что худые люди начнут рассказывать о каком-нибудь неважном проступке, да прибавят от себя, и из муравья сделают льва, из комара верблюда, из зайца слона, а из сучка – целое бревно. Вот почему следует иметь много рассудительности и осторожности в таких случаях, чтобы ложь не принять за истину, и малое прегрешение не посчитать за большой грех, простительное дело не поставить в непростительное преступление. А этого всего лучше достигнем, если постараемся, когда нужно и когда дело касается нас, своими очами удостовериться в том, о чем дошли до нас какие-нибудь слухи. Вот этому-то мудрому правилу и научает нас Господь. Самого Себя предлагая в пример, когда говорит: «Пойду и посмотрю…». Слышал Он вопль беззаконий и хорошо знал, что все то – истина, но не тотчас подвигнулся на гнев, как будто не доверяя слуху. Он не простер тотчас же Свою карающую руку для наказания грешных, пока не пришел Сам туда, пока Своими очами не узрел то, что видел Он столь же ясно и с высоты небесной – дабы и мы остерегались доверять тому, о чем только от других услышим.

О как много людей, которые тяжко согрешают, доверяя одним слухам! Как часто они, не видев своими очами, не удостоверившись, как должно, о деле, осуждают неповинных вместо виновных! Не осудил ли на темничное заключение в узах ни в чем неповинного и святого отрока Иосифа Пентефрий, вельможа Египетский, поверив на слово своей беззаконной жене, которая на него клеветала? А что сделал великий царь Константин? – Своими руками убил он своего же любимого сына Криспа, доброго и невинного юношу, которого все любили, но которого жестоко оклеветала пред ним его жена Фавста за то, что этот целомудренный юноша, подобно Иосифу, не захотел исполнить греховного желания своей злой и развратной мачехи. Царь не постарался расследовать, справедливо ли обвинение, и тотчас же убил сына. А когда потом узнал истину, то как он скорбел сердцем, как плакал неутешно, раскаиваясь в своей опрометчивости. Но конечно, было уже поздно: убитого он ведь не мог воскресить... Казнил он и злую жену свою Фавсту за эту ужасную клевету, и таким образом сделал два убийства: одно неправедное, другое справедливое, и сразу лишился и сына, и жены, а все потому, что поверил слуху, и не исследовал истины.

Хорошо увещевает людей, облеченных властью, св. Златоуст, говоря: «Не суди никто по своему мнению, прежде чем наверное узнаешь, так ли было дело, и не спеши никого обвинять, но подражай Самому Богу, Который говорит: "Сойду и посмотрю…"». То же говорит и свт. Григорий Двоеслов: «Бог, пред Которым все обнажено и открыто, казнил грехи содомлян не потому, что слышал, а потому, как Сам увидел». И св. Исидор Пелусиот, увещевая своего сродника, св. Кирилла Архиепископа Александрийского, не гневаться напрасно на свт. Иоанна Златоуста, писал ему, что не рассмотревши дела, не следует никого судить, ибо и Господу Богу, все выдающему, благоугодно было Самому сойти с небес к согрешившим и прогневавшим Его городам. Подобным образом и прп. Пимен одному брату, который говорил ему о прегрешении другого брата, сказал: «Если сам чего не видишь, то не верь тому, что говорят про брата: ибо и Бог, слышав вопль содомский, не поверил, но Сам сошел видеть Своими очами».


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 5 (65) май. – Аньер (Франция), 1953. С. 1-3.


12 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...