Не в силе Бог, а в правде

Д. Владимиров в статье «Религия национал-социализма» писал: «Гитлер почитает себя реформатором, обличенным священной миссией и выражающим томление масс и волю Расы. Геббельс называет нацизм верой и настоящей религией, провозглашающей новое Евангелие, за которое стоит умирать. Розенберг носится с идеей пятого Евангелия, Евангелия национальной чести, не допускающей наряду с собой никаких равных ценностей. Роберт Лей молится Гитлеру, как новому Христу, и видит в расизме божественное откровение, а в партии — орден священников и проповедников, призванных блюсти священную доктрину...

Совершенно последовательно противополагая себя христианству — как мистической религии, соединяющей человека с Любовью Божией ко всему миру, к каждому человеку, кто бы он ни был, эллин или иудей, — национал-социализм приходит к отрицанию и евангельского утверждения абсолютной ценности человеческой личности. Вся реальность индивидуума определяется только степенью, в какой в нем выражены законы крови и расовые качества.



Геббельс учит: идеализм нации сообщает народу трансцендентную миссию. Он делает из нации великую реальность. И эта реальность — индивидуум на службе общины. Что листья без дерева? Ничто. В органической жизни считается только дерево. Не государство для индивидуумов, а индивидуумы для государства-расы...

Выступая как реакция против христианства, расизм приходит к отрицанию вырастающего из евангельской справедливости идеала демократии, утверждающего абсолютную ценность личности каждого человека, неприкосновенность ее прав и равенство в этом всех людей, объединяемых мистической любовью в одно всемирное братство. Каждой из сторон этого идеала замысел общественного строя наци противополагает идеал прямо обратный: свободе — тотальную авторитарность, равенству — иерархичность, братству — аморфность обезличенной массы, ведомой вождем».

Таким образом, прежде чем выплеснуться на народы, неся горе, разрушения и смерть, войны начинаются в человеческих сердцах, пораженных грехом. Любая война, начатая ради корыстных земных целей, — темное, греховное деяние. Но когда оружие используется, чтобы жертвенно защитить своих близких, свою Родину, — тогда война становится священной, то есть религиозной по сути. Как пелось в песне-гимне Великой Отечественной: «Идет война народная, священная война». И тогда Господь помогает правым. В Великой Отечественной войне победила Россия, и это значит, что Господь был с русскими, а не с нацистами.

В этой книге немало примеров такой Божественной помощи, когда Господь благословлял русский народ на победу. И Наполеон, и Гитлер, бросившие к своим ногам почти всю Европу, вторгшись в Россию, потерпели поражение. Россия всегда давала отпор захватчикам и спасала вместе с собой и другие страны.


Памятник советским воинам-освободителям. Вена.

Не в силе Бог, а в правде, как говорил любимый русским народом святой князь-полководец Александр Невский. Русский народ всегда верил в эту истину, веками черпал бесстрашие и силу духа в православной вере, шел в бой с крестом на груди и молитвой на устах. Поэтому так важна была возможность для солдат исповедаться и причаститься перед боем, поэтому незаменимы были полковые священники. Без священников остались солдаты в Великую Отечественную войну, но, как рассказывается на страницах этой книги, Церковь, почти разрушенная в годы богоборчества, не отстранилась от всеобщей битвы с врагом и вложила в Победу все свои силы.

Во время этой жесточайшей войны Русская Православная Церковь, находившаяся в нелегком положении, понесла значительный урон — множество русских храмов и монастырей, а также икон, старинных церковных книг, богослужебной утвари было разграблено и уничтожено и большевистскими богоборцами, и гитлеровцами. Среди потерь Церкви — значимые для всего мира шедевры иконописи и зодчества. Навсегда были потеряны — истреблены или вывезены за границу некоторые глубоко чтимые верующими чудотворные иконы. Про человеческие потери говорить не приходится — множество священников и мирян погибло, немало из них расстреляно за помощь партизанам, за отказ молиться за победу германского оружия. Церковь выстояла; она была отделена от государства, но не от народа, что показал духовный подъем во время Великой Отечественной войны. Многие пришли к вере в эти страшные годы и пронесли эту веру через всю жизнь, кто-то стал монахом, священником, храмовым служителем...

Прошли десятилетия, многое изменилось в жизни страны, и сейчас, обращаясь к прошлому, неравнодушные люди извлекают из него достойные уроки.

В начале 90-х годов впервые после долгих лет официально царившего в стране атеизма заговорили о необходимости взаимодействия Церкви и армии. Когда в 1992 году из Кронштадта вышел учебный корабль «Гангут», на борту его находился священник Владислав, настоятель кронштадтского Владимирского собора, — и это было знаменательным событием.

Церковь и государство постепенно сближались. И в октябре 1992 года в Военной академии Генерального штаба прошла научно-практическая конференция при участии Православного Свято-Тихоновского богословского института. А 2 марта 1994 года состоялась личная встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго с министром обороны П.С. Грачевым, на которой они подписали совместное «Заявление о сотрудничестве ВС и РПЦ в научной, культурной, духовно-нравственной и благотворительной областях». В заявлении говорилось о том, что сотрудничество Церкви и Российской армии «послужит укреплению духовно-нравственных начал в жизни российского воинства, расширит возможности для реализации прав верующих военнослужащих, поможет решить многие насущные проблемы, стоящие перед российскими Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью». Откликаясь на это событие, газета «Красная звезда» отмечала: «Соединена прервавшаяся было нить, на протяжении тысячелетия связывавшая российское воинство и Церковь».

В 1994 году прошла Всероссийская конференция «Православие и Российская армия». Был создан Координационный комитет по взаимодействию между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами, а в 1995 году указом Священного синода был сформирован Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

И вновь священнослужители окормляют военных в армии и на флоте, исполняют свой пастырский долг в горячих точках. На территориях воинских частей строятся храмы, солдаты и офицеры участвуют в церковных таинствах. Так, например, военнослужащие и преподаватели Военно-Воздушной академии Ю.А. Гагарина — одной из трех военно-воздушных академий России — постоянно участвуют в богослужениях в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Монино и приобщают к церковной жизни своих воспитанников из Кадетского корпуса. И подобных примеров можно привести немало.

Конечно, много еще встречается на этом пути препятствий, трудностей, непонимания. Но главное — начало положено, множество людей работают на ниве воцерковления Русской армии, которая с полным правом может гордиться подвигами своих предшественников.

В Отечественных войнах 1812, 1914-1918 и 1941-1945 годов Русская Православная Церковь сыграла большую роль. В этих трёх великих войнах побеждал православный народ. Именно верующие остановили немцев в 1915 году, верующие сыграли решающую роль в 1812 году, и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов большая часть народа была верующей.

Верующий человек не может любить Бога, не любя при этом свою Родину, не чувствуя ответственности за нее. «Безверное войско учить — что перегорелое железо точить», — говорил великий полководец Суворов, ни одну битву не начинавший без молитвы. Вспоминая нашу историю, вспоминая великую славу русского оружия и осознавая наше духовное наследие, мы верим в лучшее и благодарим Господа, благословившего Россию на Победу.


Источник: Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию / Сост. Зоберн В. – М.: Эксмо, 2014. С. 603-610.





9 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.