Мысли на каждый день года. 17 мая

Преподобная Пелагия Антиохийская.jpg 
Святая преподобномученица Пелагия, дева Тарсийская

17 мая

Святой преподобномученицы Пелагии, девы Тарсийской

Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь доныне сохра­няет все апостольское учение и управляется пастырями, которые приняли от апостолов, чрез непрерывное рукоположение, благодать Святаго Духа. Христос,— говорит апостол Павел,— поставил одних апос­толами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учи­телями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Хрис­това, дабы все возвращали в Того, Который есть Глава [1], то есть во Христа; и тот же апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил епископа­ми, пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровию [2]. Ибо каждый епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ общему Пастыреначальнику — Христу, и, как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению, называется ее главою; существенно же Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, и един Он, есть Глава Цер­кви. Когда несколько епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один Правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется архиепископом, митрополитом, экзархом и патриархом или же патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В та­ком виде Вселенская Церковь представляет свою высшую иерархию в великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно рассеянные, могут образовать из себя Вселен­ский Собор, который, в союзе мира, властен управлять Кафоличе­скою Церковью и непогрешителен в своих уставах. Но Соборы Все­ленские всегда служили только утверждением Церкви в те времена, когда возникали ереси и соблазны, также и Соборы Поместные, на­рочито собиравшиеся для решения важных вопросов, возникавших в том или другом месте, а не во всей Церкви. Обыкновенно же Цер­ковь управляется или отдельными лицами — патриархами и другими, или же Синодами.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Еф. 4:11-12, 15.

[2] Ср.: Деян. 20, 28.


День за днем. Каждый день – подарок Божий

Христова любовь

В братолюбии любовь. 

2 Пет. 1:7

Христианство есть выражение всеобщей, всемирной любви. Оно учит нас любить и благотворить не одним нашим близким, а всему человечеству; любить тех даже, с которыми мы ни в чем не сходимся, любить ненавидящих нас. Христианская любовь не похожа ни на какую другую любовь. Любовь человеческая простирается на людей, которые привлекают нас высокими качествами, но любовь Христова идет искать и спасти погибшего, она следит издали за блудным сыном и идет к нему навстречу, она отыскивает прокаженных, она призывает всех отверженных.

Дивная любовь Христа! Озари и меня Твоими лучами! В моей грешной земной любви есть еще столько себялюбия. Я часто, думая любить других, ищу в этой любви только себя; но я жажду другой любви, я бы хотел обнять моей любовью недостойных, погибших, павших братьев, тех, от которых все отвернулись.

В Тебе одном могу я найти эту любовь. Вдохни в меня Твой Дух Животворящий, осени меня славою Твоего Креста, которая поможет мне носить на себе чужое бремя; наложи на меня Твое иго, которое будет мне легко, потому что оно уничтожит во мне всякое себялюбие; расширь пределы моей любви, чтобы я мог понять всю глубину любви Твоей и назвать все человечество моими братьями.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.



Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Семнадцатый день месяца

Потрудившись целый день в поле и вверив семена земле, возвращается земледелец к вечеру домой и засыпает спокойным сном в приятной надежде собрать в свое время обильные плоды от трудов своих; так и ты, друг мой, — говорит Ангел-хранитель, насладишься душевным спокойствием и почувствуешь неизъяснимое удовольствие в своем сердце, когда к вечеру обратишь взоры свои на протекший день и увидишь, что не было ни одного часа, в который бы ты не старался сделать чего-нибудь доброго. 

Кто посеял в труде, тот пожинает в радости. Напротив, если в сердце порочного человека остается еще хотя одна искра веры, он не может не чувствовать жестоких угрызений совести. Прошедшее представляет уму его одни горькие воспоминания, настоящее быстро улетает от него и передает его безнадежному будущему. Он чувствует, что гнев Божий тяготеет на главе его. 

Как блажен человек добродетельный, покоящийся в уповании на Бога и покровительствуемый Ангелом-хранителем на всех путях его! 

Некая благоразумная мать, имевшая одну только дочь, любила ее со всею нежностью. По вечерам, во время прощания с нею, она говорила ей так: «Скажи мне, дитя мое, что ты делала сегодня? Молилась ли ты Спасителю, Его Пречистой Матери и твоему Ангелу? Докажи мне, что ныне ты стала добрее, чем вчера, тогда я почту себя более счастливою и стану более любить тебя. 

Если ты согрешила, сознайся в вине своей, и мы станем вместе молить Бога, чтобы Он простил тебе грех твой. Я не могу быть ни одной минуты спокойна, думая, что ты прогневила Бога и не получила прощения от Него». 

Благочестивая дочь, невинная, как Ангел ее, рассказывала своей матери, что она думала, что делала и как молилась. Мать давала ей советы, как еще лучше вести себя в следующий день, как предупреждать или исправлять свои погрешности, как усовершенствовать себя в той или другой добродетели. Какую святую жизнь вела эта счастливая дочь! Всякий день глаза матери наполнялись слезами радости, когда она смотрела на нее. 

Веруй мне, веруй, друг мой, внушает Ангел-хранитель, что я не менее люблю тебя, чем и эта нежная мать любила свое дитя, и что святость твоей жизни и добрые дела твои радуют мое сердце; напротив, бесплодно протекающие дни твои и грехи приводят меня в трепет. 

Каждый вечер станем подражать двум путешественникам, которые, готовясь отдохнуть, приводят себе на ум и тот путь, который совершили, и тот, который еще предстоит им совершить. Станем вместе разбирать все сегодняшние дела твои! Избери меня судьею, и я уверяю тебя, что в страшный день Суда ты не будешь осужден. Если в течение дня дела твои были добры, мы разделим радость нашу вместе перед лицом Господа, и я доставлю мир душе твоей. 

Если же грех проник в твое сердце, я не стану делать тебе бесполезных упреков, но мы вместе прибегнем к милосердию Божию, будем просить прощения, и спокойствие опять возвратится душе твоей и будет плодом твоего раскаяния. 

Таким образом переменятся мало-помалу твои порочные наклонности и худые привычки. Мы очистим твою жизнь от всего, что бесславит ее, и утвердим тебя в добродетели. Если ты послушаешь меня, я дам тебе совет, как избегать сетей врага, в которые ты уловлен, как противиться искушению, прельстившему твое сердце, как выполнить долг, который кажется тебе трудным. 

Так ты примешь нужные предосторожности для следующего дня, а я эти благочестивые мысли постараюсь сохранить в душе твоей во время ночного твоего покоя. Когда ты будешь погружен в глубокий сон, приму тебя под покров свой и отдалю от тебя порочные мечты и козни демона, никогда не дремлющего в своей злобе; ты пробудишься в объятиях твоего Ангела. День, оконченный таким образом, сделается началом дня последующего, исполненного Божиих благословений; ибо одним днем приготовляется другой, который за ним следует. Хорошие привычки укореняются, и то, что сначала казалось трудным, делается со временем легким и даже приятным. 

О, сколь мудры и утешительны слова твои, святой Ангел мой! С какой радостью я готов последовать внушениям твоим! Каждый день буду отдавать тебе отчет в житии моем, о моих делах; и худых, и добрых. 

Вместе с тобою я стану судить себя. Судя сам себя, я могу обмануться, могу совратиться с пути истинного; но ты. Ангел Небесный, будешь судить меня по правде и по милосердию. Ты откроешь мне мою неправду и тайные козни духа темного; ты научишь меня, что я должен делать, и поможешь мне исполнить мой долг с усердием и ревностью. 



Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. - Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004. 


STSL.Ru


17 Мая 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...