Музыка в жизни П.А. Флоренского

Музыка в жизни П.А. Флоренского
Духовной жаждою томим, 
В пустыне мрачной я влачился,
 И шестикрылый серафим
 На перепутьи мне явился...

Моих ушей коснулся он,
 И их наполнил шум и звон:
 И внял я неба содроганье,
 И горний ангелов полет,
 И гад морских подводный ход,
 И дольней лозы прозябанье.

А.С. Пушкин. Пророк


С именем Павла Александровича Флоренского связано представление о личности многогранной, с поистине беспредельными возможностями познания и творческого воп­лощения — в науке, технике, философии, богословии, но также и в теоретическом исследовании художественных закономер­ностей искусства; возникает образ исследователя-эксперимен­татора и своеобразнейшего мыслителя, обобщающего в своем мировоззрении колоссальный опыт человеческой культуры с установкой на глубоко жизненные, реалистические основы миропонимания.

Мировоззрение Флоренского опиралось на математическую теорию прерывности и мифологический символизм Пла­тона, святоотеческое учение о Единосущии и народное «бытийственное» восприятие мира и строилось им как целостное миропонимание, изнутри преодолевающее присущую человеческому разуму антиномичность мышления.

«Стремление Платона к цельному знанию, к нераздроб­ленному единству миро-представления находит себе точный от­клик во все-объемлемости и органическом единстве перво­бытного миросозерцания», — указывал он в лекции «Общече­ловеческие корни идеализма».

Ключом к такому целостному мировоззрению стала для Флоренского математика. О значении своих математических занятий в университете он писал матери:

«При математическом мировоззрении нет надобности конкретно намеренно или бессознательно игнорировать целые области явлений, урезывать и достраивать действительность. Натурфилософия соединяется в одно целое с этикой и с эсте­тикой. Религия получает соответственное место в целом, ме­сто, которого она была лишена раньше, почему ей и приходится строить себе отдельное, изолированное помещение. Но я пишу тебе, как будто это все уже есть. Это не более, как смутное предчувствие будущего синтеза» (из письма к О.П. Фло­ренской от 5.Х.1900 года).

И если в юности он только предвидел возможность син­теза науки, философии, религии, этики и эстетики, то в зрелые годы сознательно ставил своей жизненной целью «проложение путей к будущему цельному мировоззрению».

Исключительная личность и жизненная судьба Флорен­ского дает удивительный пример достижения такого синтеза в целостном мировоззрении, в котором все проявления челове­ческой культуры находятся во взаимосвязи и рассматриваются не извне, а изнутри, исходя из единого центра — Истины.

Нас интересует, каким было отношение Флоренского к музыке как образно-звуковому постижению жизни, как вос­принимал он музыкальное искусство в его звуковой специфи­ке, в его связи с другими видами искусств, какое значение при­давал воздействию музыки на духовный мир человеческой лич­ности. Иными словами, как вошла музыка (понимаемая здесь очень расширенно, как форма восприятия мира, жизненной действительности) в его мировоззрение, чем обогатила его, что раскрылось ему через музыкальное восприятие и в какой мере присущее ему индивидуальное слышание определило его эсте­тические суждения.

Очень рано Флоренский осознал неисчерпаемость искус­ства по полноте содержащегося в нем жизненного опыта и глу­бине художественного обобщения, его исключительную зна­чимость в познании.

«Я считаю своею второю (после математики) задачею быть хорошо ознакомленным с искусством. По-моему, глав­нейший недостаток большинства систем в том, что там совершенно игнорируется весь тот огромный концентрированный материал, который дает искусство вообще; что же касается до музыки, то она, можно сказать, почти совсем не использована. Нельзя оставлять в мировоззрении такую исполинскую дыру, как отсутствие музыкального образования, хотя бы даже са­мого поверхностного, самого элементарного. А помимо всего остального искусство является концентрированным опытом; оно разом не исчерпаемо, не адекватно понятию по бездонности содержания (как опыт вообще) и идеализированно, т. е. в нем совершена та работа обобщения и индукции, которую приходится при непосредственном опыте производить самому» (из письма к О.П. Флоренской от 6.X.1902 года).

Эстетика Флоренского, нашедшая выражение во всех основных работах — богословских, философских, искусство­ведческих, — не отрывает музыкальное искусство от поэзии, живописи, архитектуры, но, раскрывая их общность, исследу­ет как целостное воздействие, так и целостное восприятие их, а его высказывания о музыке, имеющие глубоко личный харак­тер, убеждают в исключительной интенсивности звуковых пред­ставлений, в особом значении для него музыки и ее многооб­разных жизненных проявлений.

Музыка глубинно воздействовала на формирование его личности, являясь одним из источников познания мира, источ­ником глубочайших переживаний, связанных с присущим ему творческим восприятием звуковых явлений.

Чтобы понять внутреннюю связь музыкальных представ­лений с философским мировоззрением Флоренского, надо, говоря его же словами, «прочесть жизненное явление в кон­тексте жизни, понять его смысл и его значение для жизни <...> не в свете субъективных толкований, а из самой жизни», и потому первостепенное значение приобретает не­изданный автобиографический материал — его дневниковые за­писи, письма, воспоминания.


Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.


STSL.Ru


8 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.