Проповедь в день поминовения усопших. Архимандрит Лаврентий (Постников)

Проповедь в день поминовения усопших. Архимандрит Лаврентий (Постников)

Сегодня святой апостол Павел призывает нас к тому, чтобы мы не скорбели об умерших. Поскольку мы веруем, что Христос воскрес, то и умерших, живших по Его святым заповедям, приведет с Собой в жизнь вечную.

Святой апостол говорит и о праведниках, которые доживут до этого времени, и будут восхищены на облаках навстречу Господа вместе с воскресшими умершими праведниками до всеобщего суда, в момент пришествия Его (1 Фес. 4:17).

В Евангелии говорится, что Христос как Сын Человеческий произведет суд и творившим добро дарует жизнь вечную по ходатайству праведников, перешедших от смерти в жизнь. Здесь, несомненно, Господь говорит о тех людях, которые в жизни своей делали много доброго, вместе с тем и грехи допускали, но не успели по какой-либо причине принести покаяние, а праведники во время своей земной жизни за них молились и во время суда ходатайствовали о помиловании. А делавших зло и умерших без покаяния Господь осудит на муки вечные. Обратите внимание на необыкновенность суда Божия. «Как слышу, так и сужу» (Ин. 5:30), — говорит Господь. Он, конечно, не будет разбирать дел каждого человека в отдельности. Но каждый человек в это время осудит сам себя.

Слова Господа «Как слышу, так и сужу» (Ин. 5:30), произнесенные один раз, звучали, звучат и будут звучать в каждом поколении. Мы часто произносим слова при исполнении каких-либо дел или просто в беседе, но не даем о них порой никакого отчета, а ведь их слышит Господь и они записываются в книге жизни или на совести каждого человека. Вспомните слова Господа, Который говорил: «От своих слов осудится или от своих слов оправдается» или «за каждое праздное слово человек даст ответ в день судный» (Мф. 12:36-37). Вот почему святой апостол Петр в своем послании убеждает христиан: «Когда говорите с кем, говорите как слова Божии» (1 Пет. 4:11).

Несомненно, нет человека, как говорит Слово Божие, который бы жил и не согрешил, потому Господь и оставил нам покаяние и заповедал нам молиться друг за друга. А молитва праведника много может помочь тому, за кого она возносится.

Многие из нас, здесь присутствующих сегодня, возносили молитву за умерших с надеждой, что Господь услышит ее и поможет им. Сомнения нет в том, что Господь всегда исполняет просьбу праведно живущего на земле. Случаев же исполнения прошений Господа много. Мы сегодня молились за умерших. А заботимся ли мы о себе? Помним ли мы последняя своя? А ведь Господь подобными службами напоминает нам о нашем исходе, напоминает нам, чтобы мы чрезмерно не суетились, но бодро несли свой земной крест. К сожалению, мы не только ропщем на свою трудную и скорбную жизнь, а по неразумию даже просим смерти или высказываем свое желание умереть другим. Подобные неразумные высказывания встречаются и среди подвижников. У святого аввы Дорофея повествуется, как один инок подходит к старцу и говорит: «душа моя желает смерти». Старец отвечал: «Ты так говоришь потому, что желаешь из бежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил старца: «От чего я, живя в келии моей, бываю в небрежении?» Старец отвечал: «Потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их, как должно, то терпел бы и не ослабевал и тогда, когда б келия твоя была полна червей и стоял в них по шею». Господь, по великому милосердию Своему, открыл отчасти вечные муки некоторым избранникам Своим для их спасения и преуспевания. Через поведение их и наши понятия об адских муках со делались яснее и подробнее.

«Были два друга, — говорится в некоторой священной повести, — один из них, тронутый Словом Божиим, вступил в монастырь и проводил жизнь в слезах покаяния; другой остался в мире, проводил рассеянную жизнь и, наконец, пришел в такое ожесточение, что начал дерзко насмехаться над Евангелием. Среди такой жизни кончина постигла мирянина. Узнав о его смерти, монах, по чувству дружбы, начал молить Бога, чтоб загробная участь почившего была ему открыта. По прошествии некоторого времени, в тонком сне, является иноку друг его. «Что, каково тебе? Хорошо ли?» — спросил монах явившегося. «Ты хочешь знать это? — со стоном отвечал почивший, — горе мне, злосчастному! Неусыпающий червь точит меня, не дает и не даст мне покоя через целую вечность». «Какого рода это мучение?» — продолжал вопрошать монах. «Это мучение невыносимо, — воскликнул умерший, — но нет возможности избежать гнева Божия. Ради твоих молитв теперь дана мне свобода и, если хочешь, я покажу тебе мое мучение. Тебе не вынести, если б я открыл его так, как оно есть вполне: но хотя отчасти узнай его». При этих словах почивший приподнял одежду свою до колена. Вся нога была покрыта страшными червями, снедавшими ее, и от ран выходил такой зловонный смрад, что потрясенный монах в то же время проснулся. Но адский смрад наполнил всю келию и так сильно, что монах в испуге выскочил из нея, забыв затворить за собою двери. Смрад проник далее и разлился по монастырю, все келии переполнились им. Как самое время не уничтожило его, то иноки должны были совершенно оставить монастырь и переселиться в другое место, а монах, видевший адского узника и его ужасную муку, во всю жизнь свою не мог избавиться от прилепившегося ему зловония, ни отмыть его от рук, ни заглушить никакими ароматами».

Замечательно о смерти пишет Гоголь в своем письме к матери в 1847 году после перенесенной им опасной болезни: «Память смертная — это первая вещь, которую человек ежеминутно должен носить в мыслях своих. В Святом Писании сказано, что тот, кто помнит ежеминутно конец свой, никогда не согрешит. До тех пор, пока человек не сроднится с мыслию о смерти, не сделает ее как бы завтра ожидающею, он никогда не станет жить так, как следует, и все будет откладывать от дня до дня на будущее время. Постоянная мысль о смерти воспитывает удивительным образом душу, придает силу для жизни и для подвигов среди жизни. Содержа в мыслях перед собою смерть и видя перед собою неизмеримую вечность, нас ожидающую, глядишь на все земное, как на мелочь и на малость и не только не падаешь от всяких огорчений и бед, но еще вызываешь их на битву, зная, что только за мужественную битву с ними можно удостоится получения вечности и вечного блаженства».

Именно память о смерти и вечных муках спасла многих подвижников благочестия от больших падений. Блаженный Иероним всегда держал перед глазами своими человеческий череп. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно и поставил в обязанность мастерам, чтобы они в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «Гроб твой, владыко, доселе еще не окончен; итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается, как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Многие выкапывали себе могилу (на Афоне) и по временам ложились на ночь в эти могилы.

Подобных подвигов нас никто не заставляет нести, но помнить о кончине и воздаяниях за дела необходимо. Постараемся всегда помнить то, что мы, как изгнанники рая, находимся на земле не для увеселений, не для торжества, не для играний, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай.

Источник: Архимандрит Лаврентий (Постников). Бог любви и мира да пребывает с вами. Проповеди. СПб.: Издательство «Диалог», 2013. - С. 151-155.


6 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.