Молитва и смиренномудрие

Прп. Иустин (Попович)

По учению прп. Макария Египетского молитва – это проницательный путевождь по бесконечной реальности, открытой верой. Мысли должны руководиться молитвой, этим «мудрым кормчим»; разум должен быть проникнут непрестанной молитвенностью, чтобы не был он соблазнен мятежными помыслами духа зла; вся душа должна порываться в молитве к вышнему пристанищу и предавать всю себя Богу, в Которого уверовала и Которого возжелала [1]. Молитвой собирается в Боге рассеянный грехом рассудок – «διάνοια» (= разум), собирается и очищается от греха, поэтому необходимо «всю душу с телом предать молитвам» [2]. Молитвой побеждаются и порабощаются страсти [3], очищаются все орудия познания, освобождается от греха и исправляется совесть [4].

Очищение души совершается по мере возрастания молитвенности; лишь омолитвенный νους (ум) может стать храмом Христовым. Поэтому «важнее всего – благоприятное постоянство в молитве», низводящее Господа в ум и оживотворяющее всю личность, ибо жизнь человеческой личности – это не что иное, как «Господь в уме, ὀ Κύριος ἐν τῷ νῷ» [5]. Молитва – воспитатель ума, умиритель ума в природе Божией, зодчий личности на основании Божества [6]. Через непрестанную чистую молитву – καθαρὴ ευχὴ – ум возносится к Богу, пребывает в Нем и очищается [7]. Через молитву «в сподобившихся происходит общение в Божией святости, в духовной действенности, и союз умного расположения – συνάφεια τῆς τοῦ νοῦ διαθέσεως – как бы в неизреченной любви ко Господу» [8]. Молитвенным подвигом ум срастворяется с вечностью; вечность становится категорией его природы и его атмосферой. Случается, что во время молитвы «внутренний человек с великим услаждением восхищается в молитвенное состояние, в бесконечную глубину оного века – εἰς ἄπειρον βάθος ἐκέινου τοῦ αἰῶνος, так что всецело устремляется туда парящий и восхищенный ум. На это время происходит в помыслах забвение о земном мудровании, потому что помыслы насыщены и пленены Божественным и небесным, беспредельным, непостижимым и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час человек молится и говорит: «О, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!» [9] Нередко во время молитвы человеческий ум «входит в покой – εἰς ἀνάπαυσιν; и в такой мере противостоящую стену злобы подкапывает он и углубляется под нее, что в итоге та разрушается, и человек входит в видение и мудрость – εἰς ὅρασιν καὶ σοφίαν, до чего не достигают сильные, или мудрые, или витии, и они не могут постигнуть или познать тонкость ума его; потому что занят он Божественными тайнами» [10]. Молитвой не только человек очищается и освобождается от греха, но и «демоны, крепкие, как твердые горы, пожигаются молитвою, как воск – огнем» [11].

DU7GFE2W4AAKS44.jpg

Прп. Макарий Великий
Египетский

Все добродетели составляют один неделимый организм; каждая из них срослась с себе подобной до единосущия, и «они суть разные части между собой», но молитва – это «регент (ликоначальница) в хоре (лике) добродетелей. Чрез нее испрашиваем у Бога и прочие добродетели» [12]. «Плоды же искренней молитвы суть: простота, любовь, смиренномудрие, постоянство, незлобие» и прочие добродетели [13]. Молитва с прочими добродетелями – это путь любомудрия (философии), путь праведности, приводящий к истинной цели [14]. «Глава же всякой добродетели... есть постоянное пребывание в молитве» [15]. «Дело молитвы выше всех других» [16]. Молитва – эта та благая часть, которую избрала Мария и которая не отымется от нея [17].

«Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи – πνευματικὴν ἅλυσιν, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты» [18]. Добродетели возрастают одна через другую; если какая из них отторгнется от сущности прочих, то засыхает и увядает [19]. Жизнь каждой добродетели всецело соборна и существенно зависит от единосущия с прочими добродетелями. Личное усвоение какой бы то ни было добродетели – это глубоко соборный подвиг, так как он включает в себя усвоение прочих добродетелей, их единосущной природы [20]. Будучи единосущной с остальными добродетелями, молитва соборна; через нее и человек делает себя соборным, распространяется и возрастает в прочих добродетелях. Одновременное и единосущное упражнение в добродетелях собирает душу, совершает таинственное сращение раздробленной грехом личности, составляет и выстраивает человека и делает его церковью – «экклесия, ἐκκλησία» [21].

Но стяжание всех этих созидательных (= устроительных) добродетелей совершается в подвиге самопонуждения – τὸ βιάζεσθαι εαυτόν. «Ко всему этому (ко всем добродетелям) должно принуждать себя» [22]. «Надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы; в таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием – βίᾳ – обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву» [23]. Бог «научает и дарует истинную молитву» [24]; «молитву чистую, духовную» [24] Он дает лишь тому, чей «ум утвержден в Боге» [26]. Стяжавший истинную молитву имеет «в разуме светильник Духа» [27], освещающий бесконечную и дивную тайну жизни. Непрестанная молитвенность необходима для человеского разума, чтобы он без светильника Духа – без молитвы – не скитался по безднам низменных прелестей. Бог подает силы к непрестанной молитвенности, ибо Он дарует «молитву молящемуся, δίδωσιν εὐχὴν» [28] – молитву, которая необходима и неопустительна в икономии спасения. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите [29].

Непрестанной молитвенностью приобретается смиренномудрие, смиренноумие [30]. Возрастание в молитве посредством этического тройства сосредоточивается вокруг смирения ума как главного гносеологического орудия. Таинственное преображение ума сводится к освобождению ума от греховной категории гордости и к усвоению смирения как категории мышления. «Высокоумием и надменностью змий вначале низложил Адама»; «Христос, зрак раба прии́м, победил дьявола смиренномудрием» [31]. «И за сие-то смиренномудрие Христос был превознесен и посажен одесную Отца»; за высокомудрие (гордоумие), за гордое будете как боги (ὡς θεοί) род Адамов был посрамлен, низведен в бесчестие [32]. Победа над гордо-умием возможна лишь через личное сопереживание Христова смиренномудрия как основополагающего правила жизни и познания. Молитвенное взыскание и созерцание Образа Христова – единственный путь, приводящий к смиренномудрию. «Воззри на Иисуса: от какой славы и до каких страданий и распятия нисшел Он, Божий Сын и Сам Бог!» [33]

prp_just_popovich.jpg

Прп. Иустин (Попович)

В Лице Богочеловека Христа проявляется вечный Бог через смирение и кротость [34]. Поэтому смирение, смиренномудрие следует признать необходимой категорией христианской жизни, «основанием христианства» [35], «признаком (знамением) христианства» [22]. Смирение – это мерило истинного христианина. Человек, «хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и себя нищим духом и мерзким, окрадывается он злобою, и сам не знает того» [37]. «Истинные христиане смиренны денно и нощно» [38]; и «хотя таковы избранные и благоискусные пред Богом, однако же, сами себя признают они весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом (φυσικὸν καὶ πηκτόν) почитать себя низкими или даже ничем» [39]. «Таковые христиане сами в себе не высоко ценят душу свою, но крайне уничиженными пребывают пред Богом и почитают себя рабами всякого человека» [40]. Хотя они и богаты благодатью Божией, христиане должны «быть смиренномудрыми и исповедовать нищету свою» [41]. Благодать сохраняется смирением; с потерей смирения теряется и благодать [42]. Насколько христолюбивая душа обогащается благодатью и откровениями, настолько больше смиряет себя [43]. Духоносные личности «в смиренномудрии духа столько унижают себя пред всяким человеком, что почитают себя самыми последними и меньшими из всех»[44].

Смиренномудрие – ἡ ταπεινοφροσύνη – всецело личный подвиг, поприщем которого является содержание ума и мысленных способностей; обращенное к миру, к людям и тварям, объективированное, смиренномудрие есть смирение – ἡ ταπείνωσις. Процесс возрастания личности посредством этической триады совершается не под контролем и тиранией обладаемого грехом ума, а под неусыпным водительством молитвы и смиренномудрия [45]. Только так человек может стать сыном Божиим [46]; только так можно на земле жить «жизнью ангельской» [47] и совершить «величайшее дело любомудрия» [48].

Смирением сохраняется данный Богом порядок личности и «смиренный никогда не падает. Куда и пасть тому, кто ниже всех?»[49] Смирение – это единственное оружие, которым побеждается дьявол [50]. Поэтому смирение – это необходимое условие спасения; поэтому «нужно принуждать себя к смиренномудрию перед всяким человеком» [51], «принуждать себя... хотя бы сердце того и не хотело» [52].


Источник: Иустин (Попович), прп. Собрание творений: в 4-х т. / Пер с серб. С. Фонов; общ. ред. проф. А.И. Сидоров. Т. 1. – М.: Паломник, 2004.С. 272-408.


Примечания

[1] II Ер. Col. 436 А.

[2] Ibid. Col. 436 В.

[3] Apophtegm. 7. Col. 236 А.

[4] II Ер. Col. 433 С.

[5] Hom. Ill, 3. Col. 469 В.

[6] Нот. VI, 3. Col. 520 ВС; De orat. 3. Col. 886 A: Непрестанной молитвой человек побеждает «неустройство (и непостоянство) ума».

[7] Hom. XV, 13. Col. 584 С.

[8] Hom. XL, 2. Col. 764 В. Ср.: De orat. 1. Col. 853 А.

[9] Hom. VIII. Col. 528 CD. Ср.: Hom. XII, 17. Col. 568 С.

[10] Hom. XV, 15. Col. 585 В.

[11] Hom. XLIII, 3. Col. 773С. Ср.: De custod. cordis, 4. Col. 824 CD.

[12] I Ep. Col. 432 BC. Cp.: Hom. XL, 2. Col. 764 B.

[13] Ibid. Col. 436 B.

[14] Ibid. Col. 436 BC.

[15] De custod. cordis, 8. Col. 828 A. Cp.: De orat. 1. Col. 853 A.

[16] De orat. 2. Col. 853 B. Cp.: De orat. 14. Col. 864 D: «Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди».

[17] Лк. 10, 42. De orat. 14. Col. 865А.

[18] Hom. XL, 1. Col. 764 A. Cp.: De custod. cordis, 8. Col. 825 D; De perfect. in Spirit. 15. Col. 852 B.

[19] De orat. 5. Col. 856 C; Hom. XIX, 4. Col. 645 AB.

[20] De libert. mentis, 18. Col. 949 CD; De orat. 5. Col. 856 D.

[21] Так прп. Макарий истолковывает слова апостола Павла в церкви хощу пять словес умом моим глаголати (1 Кор. 14, 19): «Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав. Посему когда Церковь берется духовно – в значении человека – тогда она есть целый состав его; а пять словес означают пять общих добродетелей, которые делятся на многие виды и назидают целого человека. Как тот, кто глаголет о Господе, пятью словесами объемлет всю мудрость, так тот, кто последует Господу, пятью добродетелями назидает великое благочестие; потому что добродетелей сих пять, но они объемлют собою и все прочие. Первая – молитва, потом воздержание, милостыня, нищета, долготерпение; все они, будучи совершаемы по желанию и произволению, суть словеса души, глаголемые Господу и слышимые сердцем». Hom. XXXVII, 8. Col. 756 АВ.

[22] Hom. XIX, 6. Col. 645 D.

[23] Ibid. 3. Col. 645А. Cp.: Ibid. 8. Col. 648 D. Ibid. 9. Col. 649 A; II Ep. Col. 433 C; Hom. XIX, 5. Col. 645 C: «Надлежит приневоливать и нудить себя к молитве и против хотения сердца своего».

[24] Hom. XXXI, 4. Col. 729 D.

[25] Hom. XXXIII, 2. Col. 741 С. Cp.: De libert. mentis. 18. Col. 949 CD.

[26] Hom. XXXIII, 1. Col. 741 B. Ibid. 2. Col. 741 D.

[27] II Ep. Col. 436 C.

[28] Ibid. Col. 433 C.

[29] De patientia et discr. 8. Col. 872 A = Мф. 21, 22.

[30] II Ep. Col. 436 B.

[31] Hom. XXVII, 5. Col. 696 D.

[32] De custod. cordis 12. Col. 832 C. Cp.: De chant. 3. Col. 909 B.

[1] De custod. cordis 12. Col. 832 C. Cp.: Hom. XXVI, 25. Col. 692 C; De charit. 31. Col. 936 AB. Ibid. 3. Col. 909 C; II Ep. Col. 425 C.

[34] De custod. cord. 13. Col. 836 D.

[35] Ibid. 10. Col. 829 B. Cp.: De charit. 30. Col. 933 B.

[36] Hom. XV, 37. Col. 601B.

[37] Ibid. Col. 601 A. Cp.: Hom. XXVI, 11. Col. 681 B.

[38] Нот. XXVI, 17. Col. 685 B.

[39] Hom. XXVII, 4. Col. 696 C; De custod. cordis, 12. Col. 832 D; Hom. XVI, 12. Col. 621 B.

[40] De charit. 3. Col. 909 B; Apophtegm. 20. Col. 249 A.

[41] Hom. XV, 27. Col. 593 C.

[42] Hom. XLI, 3. Col. 769 B; Нот. XV, 27. Col. 593C.

[43] Hom. X, 4. Col. 541 D – 544 B.

[44] Hom. XVIII, 8. Col. 640 С. Ср.: Hom. XXXVIII, 4. Col. 761А; II Ер. Col. 425 В.

[45] II Ер. Col. 424 С; Hom. X, 1. Col. 540 D – 541 A.

[46] De patientia et discr. 15. Col. 877 В.

[47] II Ер. Col. 425В.

[48] Ibid.

[49] Hom. XIX, 8. Col. 648 D.

[50] Apophtegm. 11. Col. 245 C: «Проходя однажды из болота в свою келлию, авва Макарий нес прутья, и вот встретил его дьявол на дороге с серпом и как ни пытался его ударить, не мог. И сказал ему (дьявол); "Много мучений от тебя, Макарий, потому что нет против тебя силы. Ибо вот, делаемое тобою и я делаю: ты постишься, и я пощусь; бдишь, и я не сплю. Есть только одно, в чем ты меня побеждаешь". И спросил его авва Макарий: "Что же это такое?" И тот ответил: "Твое смирение. Потому и не могу я (ничего) против тебя"». Ср.: Apophtegm. 35. Col. 258 В.

[51] Hom. XIX, 1. Col. 644 А. Ср.: Ibid. 5. Col. 645 С.

[52] Ibid. 8. Col. 648 D.


23 января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.