Мать-христианка. Духовно-нравственные беседы, посвященные христианскому семейству

,Добродетельная жена – венец для мужа 
своею, а позорная как гниль в костях его.

Притч. Сол. 12, 4


Знаете ли вы высшую добродетель и самую трудную в исполнении обязанность? Это – отречься от самого себя и жить по воле Господа нашего Иисуса Христа, жить в духе Его всеобъемлющей и всепрощающей любви. Заботиться и жить не для одного себя, а для счастья и блага других людей. С таким высоким самопожертвованием жил на земле Иисус Христос и Его Апостолы. Если это было возможно всем великим, добрым и благородным мужам, неужели же нам это невозможно? Многие, пожалуй, скажут: «Да разве может найтись у людей столько самоотвержения? Ведь эта обязанность чрезвычайно тягостна». Но требовал ли Бог когда от нас чего-нибудь невозможного, чрезмерного? Бог требовал такого самоотвержения через Своего Сына Иисуса Христа. Он говорил: «Кто любит Меня и в Меня верует, да отвержется себя и Мне последует». И нет невозможного подражать Сыну Божию.

Вы говорите: «Такое требование чрезмерно!» Однако есть люди, которых звание и занятие состоит в том, чтобы из любви забывать самих себя и все свои труды, заботы и попечения постоянно посвящать другим. Такова по своему состоянию мать семейства христианка. Она заботится день и ночь, постоянно трудится, но не для себя, а для блага вверенного ей семейства. Вечером, утомленная, она падает на ложе и собирает новые силы, но не для себя, а для других. Ее муж, дети, домашние, окружающие должны быть довольны своей жизнью. За всю свою трудную жизнь она не имеет другой награды, кроме ласкового взгляда тех, кого делает довольными. И для этого она все сберегает, обо всем заботится и многого себя лишает.

Она не принадлежит себе. Всю свою судьбу, счастье и несчастье она соединила с судьбою мужа. Что он ей готовит в жизни, тем она и довольствуется. Муж беден – и она разделяет с ним бедность; болен он – она ухаживает за ним, услуживает ему и больше его страдает. Она вся для другого, а для себя – ничего.

Она не принадлежит себе самой: она мать и живет для детей. С болезнями и опасностью смерти она дала им жизнь; когда все спали, она одна бодрствовала в ночной тишине для дорогого малютки. Она стерегла свое милое дитя во время болезни, прислушиваясь к его дыханию, и молилась в уединении. Никто не знает, что она делала, что она терпела; одному Всеведущему Богу это известно. И все она охотно забыла, как скоро дарована жизнь ее любимцу. Никто не вознаграждает ее за то. Только Праведный Бог не забыл ее слез и забот, только Он вменяет ей это в заслугу.

Она не принадлежит самой себе: она хозяйка. Она должна думать о других. Хотя сама и слабого здоровья, но должна наблюдать за здоровьем других. Она ангел мира в доме, хранительница домашнего порядка и благосостояния.

Вот мать семейства христианка, прекрасный образец великодушного самоотвержения из любви! Мужчина может совершать блистательные дела; может своим искусством и ремеслом скоплять богатство; может приобрести себе известность, но на скромную деятельность хозяйки никто не обращает внимания.

Как все счастье в доме связано с добродетелями доброй матери, так по необходимости на ее погрешностях висит и несчастье семейства. Влияние хозяйки так велико, что из ее мыслей и действий вообще можно вывести правильное заключение о счастье или несчастье ее семейства. Один из ее недостатков часто может затемнить все ее добродетели. Ее преступные наклонности жизнь домашних делают адом. Но, к крайнему сожалению, представленный здесь образец хозяйки встречается очень редко. Правда, часто бывает виноват в этом плохой отец семейства; но если мать умеет хорошо управлять детьми и домашними, то она усладит своей любовью причиняемые им неприятности.

Напрасно будет муж трудиться, когда жена его ветрена, тщеславна, любит пощеголять, расточительна; когда она для удовлетворения своих прихотей, что сбережет правою рукою, то левою расточит; когда она, чтобы блеснуть перед другими, порисоваться, сохраняет наружный порядок в доме, а там, куда взор постороннего не проникает, она производит беспорядок, обманывая и посторонних, и своего мужа. А от этого происходит семейная тоска, и часто, где следовало бы быть богатству, бывает недостаток. Напрасна там добрая воля, охота, любовь и ласка, где хозяйка своим всегда ровным характером не умеет сохранить во всех веселость; когда она своим словом не успокаивает печального, своим дружелюбным взором сердитого не склоняет к примирению, когда она действует не столько любовью, сколько яростью да бешенством. Верный образец матери семейства христианки Священное Писание так изображает:

«Ты должна быть скромна, чиста, попечительна о доме; добра, покорна своему мужу, дабы слово Божие не было порицаемо» (Тим. 2, 5).

В этих немногих словах заключается ядро всех должностей хозяйки и источник всего земного счастья.

Будь скромна. Кротостью своего поведения подавай пример, достойный подражания, всем домашним, пример тех прекрасных свойств, которым ты удивляешься в других; будь душой твоего семейства.

Как в обществе нет уважения к женщине, которая, немного поучившись, хочет разыгрывать роль ученой, во всем сомневающейся, вольномыслящей, из тщеславия и желания удивлять собою людей, так, напротив, большого почтения и уважения заслуживает та, которая без ханжества и пустых мечтаний мыслит, действует и живет с чувством, покорным Богу, богобоязненно, которая твердо держится веры, данной Иисусом Христом, и надежд, через Него нам открытых. Твердо сохраняй эту веру, умная, нежная мать! Только она может подкреплять тебя в бурях этой жизни; без нее ты сама для себя остаешься без цены; без нее ты рано или поздно потеряешь сердца детей1

Будь им образцом почитания Бога в церкви и дома. Как ты их приводишь к Богу, так Бог приведет их некогда опять к тебе.

Будь чиста. Непорочность есть драгоценнейшее украшение женщины. Если оно однажды осквернено, тогда не заменит его ни блеск драгоценных камней, ни золотые украшения и уборы. Если ты делаешься неверною мужу, хотя и дала клятву перед алтарем, то мир в доме твоем потерян навсегда, довольству сердца нанесена неисцелимая рана. Мало того что в обращении с людьми ты должна удалять все, что может возбудить ревность, эту ужасную язву домашнего благополучия (а как трудно изгнать ее, если она хоть раз поселилась!), но ты должна избегать даже вида, который мог бы отбрасывать тень на чистоту твоего сердца.

Будь попечительна о доме. Кто хочет узнать достоинства матери семейства, тот пусть войдет в дом ее и тотчас все, что он увидит, скажет ему, какова она.

Не то, что там находится, но как находится, свидетельствует о вкусе и благонравии доброй хозяйки; и как слушаются ее, говорит о ее разуме и превосходстве сердца.

Она должны быть домовита и тем домашней жизни придавать столько прелести, чтобы ни муж, ни дети не слишком вздыхали о посторонних развлечениях, но более всего любили находиться в домашнем кругу.

Поэтому она должна быть добра ко всем, удаляя все, что могло бы нарушить дружбу и взаимное доверие, без чего супружеская жизнь делается адом.

А чтобы дружба и доверие укрепились прочнее, самый верный путь к этому – иметь сердце, открытое перед мужем, не иметь от него никаких тайн, не делать ничего такого, что надо бы скрывать от него, даже ошибки, если она случится, не утаивать. Однажды обманутое доверие поселяет недоверчивость на целые годы.

Она должна быть добра к детям. Но при этом надо беречься, чтобы эта любовь не превратилась в баловство и опасную потачку шалостям, чтобы из-за этой любви не оказывать предпочтения одному дитяти перед другим.

Она должна быть добра не только к соседям своим и знакомым, но и к прислуге.

Вот счастье матери семейства христианки, как нам его представляет Священное Писание. Пусть будет такою каждая из вас, чтобы поведением вашим слово Божие было не порицаемо, но прославляемо.

Всеблагий Боже! Размышляя о суете настоящей моей жизни и вспоминая свое детство, сознаю, что на земле нет достойнее состояния девицы, пылающей к Тебе всею любовью своего сердца, свободной от сетей, опутывающих душу земными попечениями. Но милости и щедроты Твои, Господи, неистощимы! Твоя безмерная благость и в супружестве излила на меня столько благодеяний, что я не в силах высказать Тебе моих чувств за отеческое Твое промышление о мне, которым Ты соединил временную мою участь с моим мужем, даровав мне в лице его покровителя, помощника, друга, попечителя, опору немощам моим.

Господи Боже! Наставь меня жить в супружестве сообразно со святою Твоею волею; дай мне благодать с покорностью подчиняться воле мужа моего, любить его как искреннего друга, уважать как начальника семейства, почитать как главу мою. Утверди в сердце моем завет святых Твоих апостолов: не увлекаться внешними украшениями: плетением волос, многоценными уборами, жемчугами и нарядами, – но приобретать нетленное украшение кротости и целомудрия, пребывать в благочестии и безмолвии, обогащаться добрыми делами, облачаться скромностью и стыдливостью, одеваться как прилично христианке, наследнице Небесного обетования. Не допускай меня предаваться суете и мечтательности, увлекаться легкомыслием и суетностью, следовать растленным обычаям мира cero!

Даруй мне благодать дорожить как бесценным сокровищем добрым своим именем. Вразуми меня гнушаться всякой лестью и ласками, беречься, как змея, всякого соблазна, хранить чистоту души и сердца моего и соблюсти до гроба такую верность мужу моему, чтобы в душе моей не было никаких тайн, которые открыть ему удерживал бы меня стыд или опасение гнева его!

Премилосердный Боже! Умудри меня в исполнении моих обязанностей! Искорени из сердца моего упрямство, прихоть и неуступчивость; даруй мне благодать терпеливо переносить огорчения, досады и неприятности; не оскорблять моего мужа, держать в тайне его недостатки и слабости, не причинять ему досады и огорчения; кротостью усмирять его вспыльчивость, веселостью рассеивать его угрюмость, угождением смягчать холодность и жестокость его; молчанием превозмогать гнев, приветливостью облегчать его труды, дорожить его здоровьем и спокойствием. Сохрани меня от расточительности нашего хозяйства; сделай усердною помощницею мужа моего в благочестии и делах житейских. Пусть дом мой будет самым приятным пристанищем для него!

Сотвори меня, Господи, истинною матерью детей моих; удостой меня воспитать их для славы Пресвятого Твоего Имени! Твоей благости, Спаситель, вручаю детей моих! Благослови их, как благословил детей, приводимых к Тебе во время земной Твоей жизни.

Тебе, Пресвятая Дева, Матерь Божия, предаю детей моих! Покрой их Твоим заступлением! Если же по неисповедимым судьбам Твоим, Боже (одной мысли этой боюсь, как геенны), если ты лишишь меня детей моих, если смерть отнимет их у меня, да будет со мною грешною Всесвятая воля Твоя!

Если бы даже жизнь детей моих требовалась на защиту Церкви Твоей и Отечества – да будет воля Твоя! Дай мне тогда мужество Соломонии, матери Маккавеев; возбуди во мне священную, твердую решимость жертвовать моими детьми во славу Твоего имени, во благо Церкви Твоей и для благоденствия Отечества!

О премилосердный Боже! Сотвори меня во всем покорною Твоею рабою, трепещущей словес Твоих; сделай меня истинною христианкою и причисли к лику святых жен, угодивших Тебе; удостой меня вместе с ними прославлять вечную любовь и беспредельную благость Твою во веки веков.

Аминь.


17 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.