Маленьким и взрослым — о преподобном Сергии

Маленьким и взрослым — о преподобном Сергии
К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского вышло несколько новых книг.

Книга «Избранник Святой Троицы» с подзаголовком «О преподобном Сергии Радонежском» — праздничный проект, выпущенный московским издательством «Никея» специально к 700-летию со дня рождения святого Сергия. Это карманная энциклопедия об отроческих годах святого, его жизни в обители Святой Троицы, о том влиянии, которое преподобный Сергий оказал на православную культуру.

В книге собрана информация из нескольких жизнеописаний святого: ученика преподобного Сергия — Епифания Премудрого, преемника святого — игумена Никона (Рождественского), святителя Димитрия Ростовского, историка Василия Ключевского, писателя Бориса Зайцева, философа и богослова отца Павла Флоренского и других, причем приводимые из различных произведений цитаты не разрознены, но оказываются сплетены в некое единство.

***
Характерной чертой восприятия личности преподобного Сергия является понятность и близость его образа не только взрослому, но и ребенку. Большинство из тех, кто почитает святого будучи уже зрелым человеком, вынес любовь к Преподобному из детства, очевидно, ощутив в нем духовную близость. Преподобный Сергий — прост, и его простота близка и понятна детям. Они молятся, чтобы получить помощь в учебе сначала в школе, потом в университете: преподобный Сергий как учитель, наставник, молитвенник — всегда рядом. Издательство «Белый город» предлагает юным читателям историческую повесть Людмилы Китаевой «Сергий Радонежский» из серии книг «Православная культура». Это повесть о святом старце, жившем 700 лет назад, об исключительном, уникальном человеке.

300714-miv04

С первых строк автор вводит читателя в атмосферу быта ростовских бояр — семьи отрока Варфоломея. Разговоры, пейзажные зарисовки, короткие внутренние монологи — история оживает на глазах. Читатель сопереживает Варфоломею, который все никак не научится грамоте: «Братья смеются над ним, глупым обзывают. А он улыбается, все о чем-то мечтает». Мать отрока Мария бесхитростно рассказывает старцу-монаху о своих сыновьях, очерчивая их характеры, которые в повествовании так и останутся неизменными. Внутренний мир, духовные качества предстают здесь как некая данность: «Варфоломей простодушен, открыт сердцем, каждому готов прийти на помощь». Через десяток страниц прочтем похожую характеристику, но уже монаха — святого Сергия: «…он превратился в сильного духом монаха-строителя, человека деятельного, но, как в юности, чистого сердцем».
Особого внимания заслуживает красочное оформление книги: это иллюстрации, выполненные художником Андреем Мазиным, качественные репродукции известных картин и икон святого Сергия, а также оформленные, как старинные грамоты, вставки с краткой исторической справкой.
***

300714-miv02

Житие в отличие от исторической повести и любого другого художественного произведения рассказывает не о том, что случилось, а о том, что происходит снова и снова в момент чтения. Житие письменно, как икона визуально, утверждает духовную близость святого. Известный писатель Борис Зайцев создал особый вариант жития — житие в художественном осмыслении. Жизнеописание преподобного Сергия включено в сборник «Река времен». Борис Константинович перелагает те же факты, что были приведены и Епифанием Премудрым, и игуменом Никоном — жизнеописателями преподобного Сергия, но, пропуская через сердце, опытно переживая смысл этих фактов, он достигает в своей книге масштабных обобщений. Его емкие выводы по значению сконцентрированного в них смысла равны полноценному произведению. Так Б. Зайцев представляет себе облик святого Сергия: «Как удивительно естественно и незаметно все в нем! Отделяют пятьсот лет. О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе — через всю ея условность — образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте».

Удивителен сам слог Бориса Зайцева, вот как пишет он о даре чудотворения, которого сподобился преподобный Сергий в зрелые годы: «Чудо есть праздник, зажигающий будни, ответ на любовь. Чудо — победа сверхалгебры, сверхгеометрии над алгеброй и геометрией школы. Вхождение чудесного в будни наши не говорит о том, что законы буден ложны. Они лишь — не единственны. То, что называем мы «чудесным» — совершенно «естественно» для мира высшего, чудесно же лишь для нас, живущих в буднях и считающих, что, кроме буден, ничего и нет. Для моллюска чудом было бы услышать музыку Бетховена…» Метафорический ряд естественно, не принуждая вводит читателя в атмосферу божественного, чудесного. Подвиги Преподобного осмысляются как ответ на любовь Христа.
***
«Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей» — тоже работа издательства «Никея», подготовленная к юбилейной дате. Замечательно, что, читая эту книгу, не только дети, но и взрослые смогут сделать для себя маленькие открытия, тем более что предназначена она как раз для семейного чтения.
Если повесть о святом Сергии интригует историческим сюжетом, то житие в пересказе для детей начинается с духовного портрета отрока Варфоломея — мальчика, своими проблемами очень похожего на современного ребенка. Будущему преподобному Сергию, великому святому, в детстве никак не давалась грамота. «Таланты у людей бывают разные, — пишет автор этой книги Александр Ткаченко. — Кто-то умеет красиво рисовать, кто-то — быстро бегать и высоко прыгать… Одним с легкостью дается учеба в школе, другим — искусство танца или пения. Но что же делать, когда та же учеба ну никак не идет в голову, хоть плачь?». Обращаясь к юным читателям, он советует попросить о помощи Господа: «Богу не жалко для человека ничего. Главное, чтобы пользовался он этим полученным от Бога талантом на благо себе и людям».

300714-miv01

Автор с уважением к ребенку, простым, понятным языком говорит о трудном духовном делании преподобного Сергия. Александр Борисович разъясняет неизвестное для маленького и порой затемненное для взрослого значение некоторых понятий. Так, старец, встретившийся Варфоломею, подает отроку не просто кусочек просфоры, а «просфоры-церковного хлебца». Рассказывая о подвигах святого Сергия, А. Ткаченко говорит о молитвенном труде монаха, о самозабвенном служении ближнему, даже если таковым оказалось животное, ведь ближний — это тот, кто нуждается: «Сжалился монах над зверем: взял кусок хлеба, вышел, отдал медведю свой обед. Ведь кроме хлеба, который ему иногда приносил младший брат, у преподобного Сергия не было другой еды». В этом эпизоде каждое слово на своем месте и несет послание: обедом преподобного Сергия был всего кусок хлеба, и то поесть он мог не всегда — а только иногда, и этот — возможно последний — кусок он готов пожертвовать любой Божией твари.
***
Читая о святых, становишься как будто сопричастным их богоугодной жизни, приобщаешься ей, хотя бы и на время чтения. Священник Александр Ельчанинов на этот счет пишет так: «Среди бесконечного спектра путей к Богу, раскрытого в различных житиях, мы можем найти свой путь». Дети берут пример с окружающих, неосознанно впитывают все, что видят вокруг, но ведь образами для подражания могут стать и святые люди, чей жизненный опыт открывается в чтении о них.

Источник: www.pravmir.ru

31 июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.