Любовь не ищет своего, не раздражается

Любовь не ищет своего, не раздражается

Известный московский хирург Ф. И. Синицын сообщил о друге своей юности, сокурснике, следующее:

«Этот юноша, — рассказывал профессор, — по душе своей во всех отношениях был идеальным человеком, добрым и милостивым. Но он проявлял полнейшее неверие в Бога. На этой почве у меня бывали с ним горячие споры. Он был слабого здоровья, у него быстро развилась чахотка, и он таял не по дням, а по часам. Я видел это, и сердце мое разрывалось от скорби, что юноша умрет в неверии. Оставалась лишь надежда на помощь Божию. Я и сам лично стал молиться за него усиленно, и просил об этом знакомых священников.

Помощь Божия не оставила душу моего умирающего друга. Врач, лечивший больного, сообщил, что он безнадежен и что жизни ему осталось два-три дня. Находясь неотлучно при друге, я выбрал минуту, когда он был спокоен, призвал на помощь Господа и стал просить его, чтобы тот примирился с Богом покаянием и приобщился бы святых Христовых Таин. Просьба моя, видимо, вызвала в нем раздражение, и он нервно ответил: “Оставь меня в покое и больше об этом не говори!"

Скорбь моя была настолько сильна, что я был готов идти на любые жертвы, чтобы спасти друга, который уходил из жизни в отчуждении от Бога. Я не мог выдержать этой скорби и заплакал. Видя мои слезы, он стал меня успокаивать. Я же, чувствуя, что он смягчился, опустился перед ним на колени и стал говорить: “Коля, ты ведь знаешь мою беспредельную дружескую любовь к тебе. Прошу тебя, ради этого обрадуй меня! Не смею более просить тебя о приобщении святых Христовых Таин, если не Смерть праведников вмещает этого душа твоя. Но хотя бы покайся пред Богом при посредничестве духовного отца как свидетеля твоего покаяния”.

Немного подумав, он ответил, что во имя нашей дружбы всей душой желает сделать мне приятное и готов исполнить мою просьбу. Радости моей не было предела. Тотчас же был приглашен больничный священник, который, обладая пастырской любовью, сумел разъяснить умирающему значение таинства святого покаяния. По мере своего искреннего раскаяния и сознания своей виновности пред Богом, больной, видимо, все более и более смягчался сердцем. Наконец он заплакал, потом зарыдал и воскликнул: “Теперь я вижу и сознаю свою вину пред Богом. Прошу вас, батюшка, если вы найдете возможным, ради милосердия Божия, удостойте меня причащения святых Христовых Таин”.

После исповеди священник пригласил всех желающих войти к больному и присутствовать при его приобщении. Когда тот принял святые Тайны, на лице его отразились радость и блаженство. Я подошел поздравить его. Он от избытка чувств хотел поцеловать мою руку, но я убедил его не делать этого как имеющего в себе Господа, и уста его святы, и я не достоин того. Тогда он с чувством глубокого смирения сказал: “Федя, если бы ты знал, как я несказанно счастлив! Радости моей нет границ. И все это ради беспредельного милосердия Божия и твоей истинно святой дружбы. Благодарю тебя от всей души! Последняя моя к тебе просьба: пока еще священник здесь, попроси его, чтобы он совершил надо мною святое таинство елеосвящения”.

Болящий видимо слабел. На протяжении всего таинства он был в полной памяти и с умилением внимал каждому слову Евангелия и молитв. По окончании таинства он со всеми простился и, впав в забытье, с улыбкой на устах тихо-тихо скончался, как бы уснув мирным сном».

Всё промыслительно

Покойный ныне священник одной из московских церквей отец Николай Смирнов некоторое время переживал с величайшей горечью, как своего рода семейное несчастье, совершенное неверие в Бога своей жены. У них родилась дочь Мария, ребенок, и душой и обликом подобный ангелу. Когда девочке исполнилось пять лет, она не отходила от отца ни на шаг. Для нее величайшим удовольствием было присутствовать на службе, сопровождать батюшку в храм и вместе с ним возвращаться домой. Добрые уроки отца Николая благотворно действовали на юную чистую душу дочери. Девочка, развивавшаяся духовно и телесно не по летам, была радостью и утешением всех родных. Когда ей исполнилось семь лет, она неожиданно заболела. Доктор поставил диагноз — дифтерит в острой форме.

Прошло три дня, и стало ясно, что девочка безнадежна. Мать была в отчаянии, и отец Николай боялся, что она не перенесет смерти дочери. Сам он, как истинный служитель Божий, верил, что все совершается промыслительно. С приближением смерти девочка, видя отчаяние своей матери, сказала ей: «Мама! Не проси у Бога и не желай мне продолжения жизни. Я в ней сгорю!» — и скончалась. В момент исхода души мать увидела, как от тела почившей, подобно молнии, отделилось точное подобие ее и блеснуло к небу. Этот момент стал решающим в обращении женщины к вере. Она стала такой верующей, что после смерти дочери заменила ее в неотлучном сопровождении отца Николая в храм и из храма. С ним она участвовала и в его домашней молитве, сделавшись истинной спутницей жизни священника.

Сам Господь напутствует

Лет сорок тому назад в одном духовном журнале был напечатан рассказ странника:

«Однажды зимой, — рассказывает он, — я зашел для ночлега на постоялый двор. Хозяйка, накормив меня ужином, постлала спать на полатях, говоря, что там мне будет спокойно. Когда я улегся, вижу, что над дверью в соседнюю комнату есть окошко. Через него видно все, что там делается. Вскоре послышался стук. Я увидел через окошко, как в комнату вошел пожилой мужчина, хорошо одетый, и с ним юноша, по-видимому, его сын. Путники поужинали, затем встали на молитву и долго усердно молились.

Наконец они улеглись спать. Я тоже заснул. Вдруг ночью проснулся как бы от сильного толчка и вижу: в той комнате два светоносных юноши. Один облачен в священнические одежды, а другой — в диаконском стихаре и препоясан орарем. Священник держит в руках потир и, указывая на спящего мужчину, говорит другому светоносному мужу в сане диакона: “Приподними его, я его приобщу“. Светоносный священник причастил мужчину прямо из потира. Указывая на мальчика, лежащего на постели лицом вниз, он говорит: “Поверни его и тоже приподними” — и затем причастил и его. После этого видение кончилось. Как только свет померк, я вдруг услышал страшный треск. Оказалось, в той комнате был ветхий потолок, он обвалился, и отец с сыном были раздавлены насмерть. Блаженная кончина двух путников, вероятно, была подготовлена их предыдущей благочестивой жизнью. Так по качеству жизни человека Господь предуготовляет его кончину напутствием в вечную жизнь».

Источник: Троицкие цветки с луга духовного. Короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией // Сост. - архим. Кронид (Любимов). СТСЛ, 2018.


6 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.