Литографированные иконы Троицкой мастерской

Литографированные иконы Троицкой мастерской

Среди изданий литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры наибольшими объемами отличались тиражи икон и образков, выпускавшихся до конца существо­вания заведения. Первоначально основной темой в работе литографов было создание гравированных копий знаменитых икон, хранившихся как в Лавре, так и в других храмах и обителях России. Этим литографиям отводилась роль образцов в учебном процессе обучения рисованию для верной ориентации в подлинном стиле древней иконописи. Судя уже по первым литографиям, эти задачи не были решены. В литог­рафию переводился внешний вид многочастного произведения, складывавшийся из иконы, драгоценного оклада и привесов. Издание икон получило несколько направ­лений.

Троицкие литографы предпринимали публикации знаменитых святынь Лавры. В 40-е годы XIX в. в России были собраны, обработаны и изданы первые своды русских древних икон, производились значительные реставрационные расчистки древней живописи. Тем самым была выработана концепция публикации древностей. Образ­цами для изданий Троице-Сергиевой Лавры при переводе живописи в литографию и цветную хромолитографию могли служить издания Ф. Солнцева, И. Снегирева, пуб­ликации фресок Киево-Печерской Лавры и Софийского собора.

В 1847 г. в цензурный комитет была представлена литография с иконы Спаса Нерукотворного из Троицкого собора. К 1850 г. в мастерской издавались листы с изображением келейных икон преподобного Сергия, Святой Троицы из иконостаса Троицкого собора, житийной иконы преподобного Сергия Радонежского работы Евстафия Головкина, преподобного Сергия поясного формата с походной иконы конца XVI в. «Явление Пресвятой Богоматери преподобному Сергию». В 1850 г. к ним добавился целый ряд икон: это листы с образами Спасителя, Пресвятой Богоматери, св. Иоанна Предтечи из Деисуса, Спаса Нерукотворного, образы Пресвятой Богоматери «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали», «Иверская», «Казанская», а также образы Евангелистов, свт. Дмитрия Ростовского, св. Александра Невского.


Копия иконы «Явление Пресвятой Богородицы преп. Сергию Радонежскому». 1848 г.

Блок исторически известных образов Лавры, издававшихся в 1850–1860-е годы, составили иконы Спаса Нерукотворного конца XVI в. вклада княгини А.В. Трубец­кой в 1626 г., Спаса Нерукотворного в терновом венце из алтаря Троицкого собора, Богоматери Иверской; святителя Николая Мирликийского, пострадавшая от оскол­ка разорвавшегося снаряда во время осады польско-литовскими отрядами, две ико­ны Богоматери Казанской, одна из которых принадлежала митрополиту Филарету, а вторая относилась к чудотворным образам Богоматери Смоленской, резанная на камне и находившаяся в Смоленской церкви, и самые знаменитые иконы Святой Троицы из Троицкого собора, келейные преподобного Сергия, Явления Богоматери препо­добному Сергию, житийный и поясной образы Преподобного и «Угодники Лавры с видом ее».

Изданные иконы выполнены достаточно эффектно в литографской тоновой манере. Но древний стиль икон переведен на живописно-объемный язык XIX в., что соответствовало духу исследований и реставраций 40–50-х годов этого столетия. Другим направлением стала разработка и тиражирование печатных икон различной иконографии. С 40-х годов XIX в. литографировали специально разработанную икону «Угодники лавры с видом ее». Наибольшее внимание уделялось изданию лис­тов с иконой преподобного Сергия. Еще в XVIII в. в Лавре периодически предпри­нималось возобновление тиражей гравированных И.Ф. Зубовым икон «Преподоб­ный Сергий Радонежский» и «Преподобные Сергий и Никон Радонежские». В литографии были разработаны два варианта житийных икон преподобного Сергия. В изданиях отмечаются и выполнение заказов других монастырей на издание литогра­фированных икон разного формата.

Третьим, самым продуктивным, направлением стало издание маленьких икон-образ­ков разнообразной иконографии. Если в 50–60-е годы XIX в. в образки переводи­лись уже издававшиеся иконные листы, то во второй половине 1860-х и в 1870-е го­ды был разработан большой свод иконографических вариантов богородичных и святоотеческих икон. Богородичный цикл включал наиболее почитаемые в России чудотворные иконы. Святоотеческий комплекс составили образы русских и общех­ристианских персоналий, представленных как отдельно, так и в составе избранных святых. К работе над рисунками для литографирования привлекались иконописцы из лаврской мастерской. Поэтому издававшиеся образки отражают в большей степени стиль местного иконописания XIX в. Печатные образки в черно-белом и хромолитографированном виде подвергались дополнительному раскрашиванию, наклеива­лись на деревянную или картонную доску, что придавало им вид настоящей иконы.


Источник: Материалы V международной конференции «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России». - Сергиев Посад, 2006.


STSL.Ru


13 Октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...