Крестное знамение

Крестное знамение

Крест первоначально служил орудием мучи­тельной казни преступников. Именно на нем пострадал Иисус Христос, Спаситель и Искупи­тель мира. Обагренный кровью Божественного Страдальца Крест после этого стал орудием ис­купления, символом христианства, положив на­чало новой эре в истории человечества — Но­вому Завету. Он именуется теперь Животворя­щим, Господним, Христовым, святым, честным. Знамение Креста, явившееся на небе императо­ру Константину, ознаменовало победу христи­анства над язычеством, окончание гонений на последователей Христа и положило начало но­вой эпохе в мире. Вскоре его мать, царица Еле­на, предприняла усилия и обрела в Иерусалиме подлинный Крест Христов.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: «Крест возносит­ся, и демони прогоняются...» И далее неодно­кратно об этом говорится: «...днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися»; «...Кресте честный, имже обожихомся, и диавол всеконечно подвижеся». В светильне в конце канона говорится: «Крест, хранитель всея вселенные: Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва». Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на средину храма святого Креста.

Это же происходит на Крестопоклонной не­деле Великого поста и в праздник первого Спа­са. В воскресные дни Великого поста, а также перед Крестом Христовым читается акафист Страстям Христовым. Существует благочести­вая традиция, когда в Великий Четверток веру­ющий человек пламенем свечи, принесенной из храма после чтения 12 страстных Евангелий, изображает на окнах и дверях своего дома крест­ное знамение.

Крест Христов положен в основу православ­ного храма и он же венчает его купол и иконо­стас в нем. Крестное знамение является непре­менным священнодействием при совершении таинств. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чу­деса, изводили воду, поражали бесовскую силу.

При таинстве крещения на крещаемого оде­вается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением; священник, благословляя, осеняет нас крестным знамени­ем; перед принятием пищи ее благословляют крестом. Отходя ко сну, благочестивый христи­анин целует нательный крест. После смерти на могиле христианина также ставится крест, ко­торый венчает жизненный путь. Таким образом, крестное знамение сопровождает христианина в течение всей его жизни.

Крест — это наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, призывая Своих последователей: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24). Апостол Павел в Послании к галатам пишет: «Я не желаю хва­литься, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

На Руси издревле это хорошо понимали. Под 1068 годом в «Повести временных лет», можно сказать, содержится гимн Кресту, силою кото­рого был преодолен раздор между князьями и бы­ла явлена победа при нашествии иноплеменных: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и... темже наведе Бог пога- ныя, сего ж яве избави Крест честный в день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: "О Крес­те честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего". Бог же показа силу крестную на по- казанье земле Русьтей, да не преступают честнаго Креста, целовавше его; аще ли преступит кто, то и зде приимет казнь, и на придущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крест­ная: Крестом бо побежени бывают силы бесовь- скыя, Крест бо князем в бранех пособит, в бра- нех Крестом согражаеми вернии людье побеж­дают супостаты противныя, Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с ве­рою, ничто же ся боят беси, токмо Креста, аще бо бывают от бес мечтанья, знаменавше лице Крестом прогоними бывают» [1].

За крестное знамение русские люди терпе­ли страдания. В Волоколамском патерике гово­рится об одном иноке-исповеднике, подвизав­шемся в обители преподобного Иосифа Волоцкого. В 1480 году во время Угорского стояния «в прихожение еже к Угре безбожнаго царя агарянскаго Ахмата и той пленен бысть некоим от князей его, еще пребывая в мирьском образе, ипонужен бысть отоврещися Господа нашего Исуса Христа. Множество же крестов на гойтане, еже взяша у християн злочестивии того слуги, и тех множество животворящих крестов повеле той безбожный князь давати ему (пещи тогда горящи в храмине той), яко да вверзет их во огонь, а другому слузе стояти с мечем над гла­вою: аще не вверзет их, да усечет его. Он же изволи паче умрети за Господа нашего Исуса Христа и глагола безбожному князю: "Мы сим поклоняемся и лобзаем их". Злочестивый же той повеле устрашити его посечением: и резати по­малу по шии его, и давати ему кресты — да вверзет их в огнь. Он же не хотяше того сотворити. Безбожный же той повеле, взем за гойтан, теми кресты бити его без милости. Он же никакоже не послуша. И абие внезапу прииде страх на безбожнаго царя Ахмата, и побеже. Тогда и той и князь побеже. А его во единой срачице и босого повергоша на ледине, и великаго ради мраза перьсти ногам его отпадоша. И по отшествии безбожных взяша его, еле жива, во град; бысть произволением мученик и без крови венечник» [2].

С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве «Да воскреснет Бог», читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: «...тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением... Ра­дуйся, пречестный и животворящий Кресте Гос­подень, прогоняяй бесы силою на тебе Пропя­того... о Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Де­вою Богородицею...» Последуя нашим благо­честивым предкам и подражая им, нам необхо­димо чаще прибегать к Кресту Христову для преодоления различных жизненных искушений, необходимо чаще осенять себя крестным знаме­нием перед началом различных дел, в трудных обстоятельствах и так далее. «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся...»


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. - СПб., 2011. С. 17–22.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] ПСРЛ. СП.Бб, 1846. Т. 1. С. 74.

[2] Древнерусские патерики. - М., 1999. С. 88.


STSL.Ru


11 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...