Крепость веры. Несколько слов о национальной самобытности

Предлагаем вниманию читателей беседу с наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископом Сергиево-Посадским Парамоном, опубликованную в «Литературной газете» в октябре 2018 года.

Решением Священного Синода РПЦ от 26 февраля 2019 года (журнал № 9) наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» назначен епископ Бронницкий Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального мужского монастыря.


Преосвяшеннейший владыка Парамон, епископ Сергиево-Посадский,
наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 

Донской монастырь выделяется в ряду других. В названии обители присутствует приволье Дона, запах степных трав и колокольный звон и то, над чем не властно время и что трудно передать словами.

С наместником монастыря владыкой Парамоном (на фото) мы беседовали полтора часа. Веру в Бога он впитал с материнским молоком, и было в этом что-то основательное, как в укладе самого монастыря.

– Владыка Парамон, позвольте привести перед беседой отрывок из стихотворения?

– Пожалуйста.

В XX веке Максимилиан Волошин словно из гранита вылил строки:

Всё ль как прежде сияет - несглазена 
Православных церквей лепота? 
Проклинают ли Стеньку в них Разина 
В воскресенье, в начале поста?

Как бы вы ответили, спустя сто лет, известному поэту?

– Это образное выражение поэта. Церковь никого не проклинает. Анафема - это не проклятие. Предать анафеме - значит отдать на суд Божий.

Первое воскресенье Великого поста, о котором как раз говорит Максимилиан Волошин, - это Торжество Православия, когда произносится анафема.

– Но анафеме кого-то предают?

– Еретиков, никого не называя поимённо.

– От себя уже спрошу: не оскудела вера православная?

– Православная вера составляет национальную самобытность нашего народа. Десятки лет выколачивали из людей традиции, выкорчёвывали веру из души. Сегодня вера возрождается. Я вижу изменения. В 90-х годах приходили в храм только пожилые, в лучшем случае люди среднего возраста. Сегодня я наблюдаю среди прихожан преобладание людей среднего возраста и молодёжи. Соотношение заметно поменялось.

– Вас назначили наместником монастыря шесть лет назад. Вы довольны своим положением?

– Вы знаете, я живу по простому принципу. Монашество в жизни выбираешь один раз, а всё остальное - это послушания, которые стараюсь добросовестно и честно выполнять.

У вас усталые глаза, и мне даже неудобно перед вами...

– Да, я действительно устал.

– Время для молитвы остаётся?

– Без молитвы в монастыре человек не сможет жить. Молитва - это основа для духовного подвига монаха. Вокруг неё и формируется вся монастырская жизнь.


Епископ Парамон (Голубка).
Фото из «Литературной газеты», №39,  26 сентября-2 октября 2018 года
 

– Вы приняли монашеский постриг совсем молодым человеком. Вам было всего 20 лет. Что определило выбор?

– Любовь к Богу! Я вырос в верующей семье и храм Божий посещал с детства.

– Ваши родители живы?

– Слава Богу, да.

– Как зовут ваших родителей?

– Михаил Степанович и Феврония Васильевна. Они живут в Закарпатской области и не хотят никуда переезжать. Отцу сейчас 83 года, но он до сих пор, когда здоровье позволяет, ходит в храм и на клиросе поёт.

– Вы сразу после школы поступили в семинарию?

– Да, сразу после школы поехал в Сергиев Посад и поступил учиться в семинарию.

– Сколько насельников в Донском монастыре?

– Тридцать человек, включая послушников, которые только готовятся к принятию пострига и поступлению в братию.

– История создания монастыря? Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Донская обитель основана царём Федором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, человеком благочестивым, верующим. Он был прямой противоположностью своему отцу, больше полагался на Бога, чем на силу оружия, и в его царствование Россия жила практически без войн.

В 1591 году на том месте, где сейчас находится Донской монастырь, был разбит полевой лагерь. Ждали нашествия крымского хана Казы-Гирея. После крестного хода во главе с патриархом Иовом, первым патриархом на Руси, икону Донской Божией Матери принесли в походную церковь. Перед этой иконой царь Фёдор Иоаннович молил пречистую Богородицу, чтобы Она заступилась за Первопрестольный град. Москву было некому оборонять, потому что основные силы были отправлены в поход на север.

Царь молился несколько ночей, и однажды утром ему сообщили, что Казы-Гирей бежал вместе со всем своим войском.

Царь это бегство связывал с заступничеством небесных сил. В память о чудесном избавлении в 1591 году велел построить храм. Сейчас его принято называть Малым Донским собором. Несколько позже, а именно в 1593 году, был основан Донской монастырь.


 ФАКТ 

Некрополь чудом сохранился. В 1929 году при советской власти монастырь был закрыт, хотя насельников начали выселять ещё раньше. Здесь не совершались богослужения. На какое-то время тут обосновался Антирелигиозный музей, потом на базе монастыря создали Музей архитектуры. Благодаря этому сохранились и обитель, и некрополь, на территорию которого позднее начали перевозить древние надгробия из других монастырей.

Некрополь занимает больше четверти территории монастыря, и аналогов ему нет не то что в Москве, но и во всей России.

Уже в наши дни в некрополе были перезахоронены писатель И.С. Шмелёв, философ И А Ильин, вожди Белого движения А.И. Деникин и В.О. Каппель.

В 2008 году здесь обрёл вечный покой Александр Солженицын. Это было его желание.

Некрополь Донского монастыря - очень посещаемое место. На любое кладбище приходишь, что-то давит душу, а тут страха нет. Поэтому очень многие молодые мамы гуляют здесь с детскими колясками.


– У вас варят миро уже много лет, и кто-то даже в шутку говорил, что обитель ваша мироточит...

– С 1948 года по настоящее время в Малом Донском соборе варят миро для нужд всей Русской православной церкви и развозят его по всему миру. Всего на территории монастыря 11 храмов, практически все они действующие, за исключением одного, который находится сейчас на реставрации. Сам монастырь вернули Русской православной церкви в 1991 году. Обитель находилась в плачевном состоянии, и первое время приходилось просто латать дыры, даже не помышляя о реставрации, но Малый Донской собор передали РПЦ в 1948 году.

Произошло это при следующих обстоятельствах. Москва готовилась к проведению православного совещания и ждала делегации из разных стран. Американская делегация выразила желание посетить место захоронения патриарха Тихона, он был погребён в Малом соборе Донского монастыря до закрытия обители. Собор по распоряжению Сталина срочно отреставрировали и передали Церкви. Богослужения возобновились, и с тех пор здесь стали варить миро. Это особая смесь из растительных масел, душистых трав и благовонных смол.

Варят миро по мере необходимости. Делают это монахи, а освящает миро Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

До революции миро использовали для помазания царей «на царство», т.е. при возведении на трон. Сейчас оно используется во время крещения младенцев и для освящения престолов и церквей.

– Очень солнечно и символично получается, владыка Парамон. Младенец тоже, стало быть, после крещения возносится на трон. Спасибо за беседу.


Беседу вел
Владимир Смирнов

Источник: «Литературная газета», № 39 (6660), 26 сентября-2 октября 2018 года



18 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.