Краеведы Сергиева Посада сегодня

Краеведы Сергиева Посада сегодня
Т.В. Смирнова

Статья посвящена наиболее выдающимся краеведам Сергиева Посада, которые в наши дни занимаются этой работой, не являясь сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника. Работа музейных сотрудников была рассмотрена ранее [1].

Уже лет 17 серьезно занимается изучением Сергиева Посада Татьяна Николаевна Шпанькова. Она коренная жительница города: здесь жили ее предки, по крайней мере, до четвертого колена. В 1998 г. она поступила в Детский эстетический центр и семь лет руководила там краеведческой студией. Ходила с членами студии по домам - в городе сохранилось еще немало частных домов. Участницы студии записывали рассказы старожилов. При этом у ветеранов возникало ощущении своей нужности, а школьники видели живую историю своей страны через судьбы отдельных семей. Потом выпускали на принтере журнал «Наследие», устраивали фотовыставки, выступали перед родителями. Тогда у Т.Н. Шпаньковой и возникла мысль написать серию книг в форме прогулок по городу. Закончив работу в Детском центре в 2005 г. она занялась ее осуществлением.

Она выбирает район города и ставит цель - узнать историю каждого дома: какие семьи в нем жили, чем занимались, как сложились их судьбы. В одних случаях удается выяснить все очень подробно, а иногда удается узнать лишь фамилии бывших жильцов. Интересует исследователя главным образом история XX в. Сейчас она работает уже над четвертой книгой. Выпускает их в местном издательстве за свой счет и распространением занимается тоже самостоятельно. Основным ее методом является устный опрос жителей города. Но, конечно, использует она и письменные источники.

Автор выбрала для своих книг такую композицию: в начале даются сведения по географии и истории местности, затем рассказ ведется по улицам - от дома к дому.

Первая книга была посвящена сравнительно новому району города - Красюковке, возникшему в конце XIX в., с восточной стороны железной дороги (Троице-Сергиева Лавра, к которой тяготеет большинство районов города, находится с западной стороны железнодорожного полотна) [2]. Само имя этого района было почти забыто, и фактически возродилось благодаря этой книге. А произошло название от фамилии штабс-капитана Михаила Красюка. По благословлению известного старца Черниговского скита Варнавы купил он у крестьян участок земли, обустроил свои новые владения и стал продавать участки под жилые застройки. Потом выстроил церковь в честь своего небесного покровителя Архангела Михаила и богадельню при ней.


Фото: А.И. Севастьянов

В этом зеленом, удобном по расположению районе - поблизости железнодорожный вокзал - стали селиться довольно обеспеченные люди, а иные строили там дачи. Это и привело к тому, что многие семьи, поселившиеся в Сергиевом Посаде после революции, искали себе жилье как раз на Красюковке, в новых в ту пору, просторных домах. Первым прибыл из Петрограда еще в 1917 г. В.В. Розанов с семьей. О. Павел Флоренский нашел для него хороший дом, в котором лишь не совсем были окончены отделочные работы. Розанов и арендовал его у владельца - преподавателя Вифанской семинарии о. Андрея Беляева. Здесь написал философ свой знаменитый «Апокалипсис нашего времени». В этом доме он и умер 5 февраля 1919 г. На доме установлена памятная доска (Полевая, 1) [3].

Михаил Владимирович Шик, в дальнейшем священник о. Михаил, женившись на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской, тоже приехал в Посад (1918 г.) Поселились они на Красюковке. М.В. Шик работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в 1925 г. был арестован и выслан, впоследствии расстрелян (1937 г.). Рядом с этой семьей жила поэтесса «серебряного века» Варвара Григорьевна Малахиева, печатавшаяся под псевдонимом Мирович, бывшая другом семьи. Когда в семье Шиков-Шаховских родились дети, она писала для них стихи. В 1921 г. приехала из Дмитрова и сестра Н.Д. Шаховской - Анна Дмитриевна. Она работала в Краеведческом музее [4]. На Огородной улице Красюковки поселилась другая многодетная семья - семья князя Владимира Сергеевича Трубецкого. Трубецкой был и музыкантом, и литератором - писал охотничьи рассказы [5]. На этой почве подружился с М.М. Пришвиным, купившим дом неподалеку. В 1920-е гг. в этом районе города жили Лопухины, Бобринские, Истомины, Челищевы, Нарышкины, князья Мещерские и князья Голицыны. Вряд ли в каком-то еще провинциальном городе было такое скопление аристократии.

Жило там и немало известных духовных лиц. Один из домов принадлежал профессору Московской духовной академии Александру Петровичу Голубцову. Он скончался еще в 1911 г. Все его дети стали замечательными людьми, часть из них тесно связала свою жизнь с Церковью. Так, на территории Лавры похоронен архиепископ Архангельский и Старорусский Сергий, в миру Павел Александрович Голубцов. Жили здесь и другие профессора Московской духовной академии: Николай Гаврилович Городенский и Иван Михайлович Смирнов (расстрелян в 1937 г.). На Красюковке нашли приют архимандрит Георгий Лавров, настоятель Ильинской церкви в городе, протоиерей о. Тихон Пелих, протоиерей и благочинный округа о. Дмитрий Баянов, расстрелянный в 1937 г. Замкнуто жили в одном из домов иеромонах Нестор (Николай Балашов, художник) и Лидия Иванова, тайная монахиня. Выдавали они себя за брата и сестру, были арестованы в один день и расстреляны в 1938 г.

Привлекала Красюковка людей искусства и литературы. Еще в 1910 г. поселился в собственном доме журналист и поэт Анатолий Александрович Александров. Он был и коллекционером. В 1927 г. открыл в своем доме музей, в котором был представлен фарфор, живопись, художественные изделия из разных материалов. Этот человек помог многим приезжим, в том числе Розанову, а свои коллекции завещал Сергиевскому государственному историко¬художественному музею. С 1911 г. в Сергиевом Посаде поселился художник Михаил Боскин, близкий к передвижникам. Он приобрел собственный дом Огородной улице. Писал пейзажи и яркие жанровые картины. Позже работал и как театральный художник - в городе в 1920-х гг. был драматический театр. В 1920-1922 гг. снимал дачу Аристарх Лентулов, написавший ряд городских пейзажей. В 1940 г. поселился здесь известный театральный художник Леонид Никитин. Много лет он и его жена провели в лагерях и ссылке, потом приехали в Загорск. Но на третий день войны его снова арестовали.

В 1924-1925 гг. в одном из самых лучших домов арендовал квартиру Исаак Бабель. А народная артистка Алла Тарасова снимала часть дома на Красюковке как дачу. Жителем этого района и был поэт Петр Черных- Якутский, фигурирующий в дневниках М.М. Пришвина как Якут.

Художники, жившие на Красюковке, после Великой Отечественной войны участвовали в восстановлении храмов Лавры и других церквей. Так, Георгий Бострем, до революции известный как художник-абстракционист, руководил реставрационной мастерской, писал иконы. Федор Смирнов, преподававший в Педагогическом техникуме и возглавлявший Сергиевский филиал АХРР, реставрировал Трапезную Лавры. Немалый вклад в восстановление храмов Лавры внес сын Михаила Боскина Сергей. И еще он создал церковный хор, выступивший на первом богослужении во вновь открытой Лавре в 1946 г.

Встречаются среди выходцев из Красюковки имена известных ученых, дипломатов, военачальников. Жили в этом районе и известные в городе врачи, учителя, дипломаты. Но в книге рассказывается и о людях, не ставших знаменитыми - автор руководствовался словами Евгения Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет».

Особенностью этого района было еще то, что до войны все дети учились в одной школе. Располагалась она в богадельне и закрытой в 1920-е гг. церкви Михаила Архангела. Юноши, окончившие школу в 1939 г., поклялись не забывать друг друга и встречаться раз в пять лет 2 мая. Встретились 2 мая 1946-го. Но встретились не все. И тогда возникла мысль увековечить память погибших на войне. Металлическую табличку с их именами прикрепили к стене школы. Встречи продолжаются до сих пор. Приходят на них родные погибших. Теперь возле школы стоит стела с фамилиями уже всех жителей Красюковки, не вернувшихся с войны.

Интерес к вышедшей книге был необычайный. Тираж 1000 экземпляров оказался мал. Книга быстро разошлась. И посыпались добавления и уточнения к тексту. Они составили третью часть следующей книги.

А посвящена следующая книга району Кукуевка [6]. В отличие от молодой Красюковки это древняя слобода, возникшая на месте села Кокуево, упоминавшегося еще в XIV в. Само название, вероятно, произошло от названия славянского праздника Кокуй, который праздновали в день Купалы. Расположена эта часть города к северу от Лавры, в непосредственной близости к монастырю. Приходской церковью Кукуевки является храм Петра и Павла. Им отмечено место, политое кровью осажденных в монастыре в Смутное время. В 1608-1610 гг. держали они героическую оборону, а сюда совершали вылазки за дровами. Первую, деревянную церковь на этом месте возвели по специальному указу царя Алексея Михайловича на средства монастыря. Современный каменный храм построен в 1820 г.

Большое место в книге занимает рассказ об о. Сергии Сидорове, служившем в храме в 1923-1925 гг. Нашлась старая женщина, видевшая, как его арестовали: двое сотрудников ГПУ бросили о. Сергия поперек пролетки, так что голова и ноги его волочились по земле. После долгих мытарств этот образованный, талантливый человек окончил свои дни в 1937 г. на Бутовском полигоне. Диаконом в этом храме в те же годы служил о. Михаил Шик, о котором речь шла и в книге «Красюковка». Расстрелян он был в один день с о. Сергием. Так же трагична была судьба и других священников этой церкви - будущего священномученика о. Мирона Ржепика и о. Дмитрия Баянова. Здесь, в Кукуевке, в 1930-е гг. жило еще немало священнослужителей. Один из них будущий преподобномученик о. Маврикий (в миру Михаил Полетаев) был обвинен в руководстве контрреволюционной монархической группировкой духовенства и церковников. Приговорен к заключению в лагерь и в 1937 г. расстрелян в Карагандинском лагере.

Большинство улиц Кукуевки сохранили старые названия: Нижне-Кукуевская, Долго-Кукуевская, Кукуевская набережная… А в двух названиях запечатлена память о Великой Отечественной войне: улица 1-й Ударной армии (быв. Большая Кукуевская) и бульвар Кузнецова (быв. Верхне- Кукуевская). 1-я Ударная армия формировалась в городе поздней осенью 1941-го. Она сыграла немалую роль в разгроме немцев под Москвой. А командармом был Василий Иванович Кузнецов.

Местоположение района сказалось на занятиях жителей. Земли у здешних крестьян было мало, жили бедно. И возникли кустарные производства, из которых наиболее распространенным было изготовление игрушек [7]. Делали их обычно всей семьей. Специализировались, как правило, на одном каком-то виде игрушек. Из папье-маше делали коней, целые стада, птичек с пищиками, кукол-«пеленашек», из дерева - игрушечную мебель, лопатки, грабельки, тачки, точили деревянные яйца, вырабатывали «танцевальные игрушки с музыкой». Мастер Михаил Жуков так искусно делал игрушечные паровозики, которые ходили по рельсам как настоящие, что такую игрушку подарили Николаю II в один из его приездов в Лавру. Некоторые жительницы Кукуевки работали в артели одевальщиц кукол, которой руководила профессиональная художница Екатерина Федоровна Цветаева.

Селились тут и мелкие торговцы, а в XIX в. стали возводить дома купцы, чьи магазины и лавочки находились близ Лавры. Дети их получали образование - вырастала местная интеллигенция. А потом, в конце 1920-х гг., жильцов этих хороших домов стали уплотнять, особняки превращались в «вороньи слободки». Некоторых владельцев высылали или расстреливали. Так, в 1938 г. арестовали известного всему городу врача П.К. Кочерыгина. В 1945-м он вернулся в родной город и умер от разрыва сердца прямо на вокзальной скамейке.

Услугами знаменитого фотографа А.П. Платонова, также жившего в этом районе, пользовался весь город. Об уровне его мастерства свидетельствуют медали, полученные на международных выставках. Все книги серии «Прогулки по городу» превосходно иллюстрированы фотографиями, среди которых много платоновских.

Надо заметить, что имя Т.Н. Шпаньковой после выхода первой книги стало очень известным. Многие стали помогать ей в поисках сведений. Одного из таких помощников она обрела в лице Владимира Андреевича Калякина. Многодетная семья Калякиных жила в Зеленом тупике - маленькой улочке Кукуевки. Мать семейства работала на трикотажной фабрике. Детей было шестеро. И подрабатывали Калякины тем, что делали бумажные цветы из стружки, из крепа, из бумаги. Отец семейства вернулся с войны хромым, и долгие годы был пастухом - некоторые жители Кукуевки держали коров. А сын его В.А. Калякин, инженер-строитель, увлекся историей своих родных мест. По малой улочке - Зеленому тупику он сам собрал почти всю информацию, начертил схему.

Третья книга Т.Н. Шпаньковой посвящена Штатным слободам Лавры [8]. В течение нескольких веков жили в них служители монастыря. Были они высокими профессионалами. Это почувствовала автор книги при общении с их потомками. Жителей этого района отличают, по ее словам, талант и необыкновенное трудолюбие. Ну, и пострадавших в годы репрессий среди них было, едва ли не больше, чем в других районах города.

Штатные слободы расположены к северу от монастыря, западнее Кукуевки, на возвышенности, ограниченной оврагами, по которым протекают речки Кончура и Вондюга. Все улицы этого района в советское время были переименованы. На карте города нет теперь таких говорящих названий, как Конюшенная слобода, Штатно-Нагорная, Штатно-Садовая, Штатная набережная, Штатно-Северная, Сергиевская Штатная и Штатно-Никоновская (в память о знаменитых настоятелях монастыря)^ Их сменили имена из обязательного набора героев и праздников (Суворова, Пархоменко, 8 Марта^). Но есть исключение: одна улица носит имя академика Фаворского. Семья художник В.А. Фаворского действительно жила в городе в 1920-1930-е гг., и он приезжал к ней из Москвы. Жаль только, что эта улица к академику отношения не имеет - жилье Фаворские снимали в другом районе города. Но краевед понимает, что жителям важно знать, что за люди были те, чьи имена появились в топонимике города. И пишет о каждом.

До сих пор в этом районе нет промышленных предприятий, но нет и школы. Нет детских садов, магазинов, но зато это самый экологически чистый район города.

И вот снова неспешно ведет нас по улицам автор книги, останавливаясь у каждого дома. Ей удалось разыскать сведения о многих живших здесь людях, до революции чаще всего связанных с Лаврой. Это повара, кровельщики, столяры, сторожа. Были здесь и дома торговцев, чьи лавки располагались рядом с Лаврой. Жила тут знаменитая династия резчиков по дереву Хрустачевых. Иван Хрустачев резал кресты, складни, иконы, был отмечен на выставках многими наградами. Одни его сыновья получили профессиональное образование и стали известны как живописцы и преподаватели, другие пошли по стопам отца - стали искусными резчиками. Мастером миниатюрной резьбы был и брат Ивана Хрустачева Алексей. Пять его сыновей тоже стали резчиками по дереву и кости.

Очень известна была до революции и мастерская братьев Ивановых, где расписывали блюда, шкатулки, чернильницы (в виде дятлов) и пр. Даже была выпущена серия почтовых открыток с изображением их изделий. Ивановы первыми в Посаде начали заниматься росписью матрешек. Хорошим спросом пользовались также изделия мастерской А.С. Зайцева, где изготавливали подносные деревянные блюда, стаканы, бокалы.

После закрытия Лавры ее штатные служители потеряли работу. Многие стали заниматься игрушками - сначала на дому, потом на Кустарной фабрике или в Художественных мастерских. Особенно выделялись мастера-художники - Александр Шишкин, создавший собственный «шишкинский» стиль, и Сергей Рябышкин, искусный мастер, по образцам которого раскрашивали и выжигали матрешки на Кустарной фабрике. Профессиональная художница Татьяна Николаевна Шевченко создавала образцы игрушек в НИИ игрушки. Занималась она также мелкой скульптурой и живописью. У нее часто гостили приезжавшие из Москвы художники. Известный «Натюрморт на фоне Утичьей башни» написан А.А. Осмеркиным из окна ее дома.

Некоторые жители Штатных устроились в разных городских службах. Другие освоили новые профессии. Молодежь, как правило, устраивалась на строившиеся в 1930-х гг. в городе новые большие заводы. Мало какую семью из этого района не коснулись репрессии сталинского времени. Много было и тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны.

В конце 1920-х гг. на одной из тихих Штатных улиц возникла «катакомбная» церковь. В маленьком доме у двух монахинь поселился архимандрит Серафим (Батюков). Тайком приходили к нему верующие, среди которых были и мать, и сестра Александра Меня. Там и был крещен будущий известный протоиерей. Монахи Лавры и окрестных скитов находили приют в домах на этих улицах. Владельцы одного их домов дома приютили в 1930-х гг. архимандрита Кронида (Любимова), бывшего последним настоятелем Лавры перед ее закрытием. В 1937 г. его, уже ослепшего, арестовали и расстреляли.

Заканчивается книга рассказом о двух действующих церквях этого района: Всехсвятской, построенной в 1834 г. на ныне закрытом Кукуевском кладбище, и церкви, посвященной Лазарю Четверодневному на новом, Благовещенском кладбище, возведенной уже в XXI в.

Выбранный автором способ сбора информации, по-видимому, является оптимальным. Люди, узнав, что краевед интересуется их предками, ими самими, их детьми и внуками, охотно делятся воспоминаниями, рассказывают и о себе, и о соседях, часто дают для копирования фотографии и старые документы. О некоторых людях, краевед, конечно, находит сведения в литературе. Наверное, какую-то информацию можно найти и в архивах. Но ведь ни в каком архиве не найдешь таких живых подробностей, которые узнала Шпанькова в беседах с жителями города. Вот у Костиных было прозвище «Садово-яблочко» - они развели возле дома большой сад и любили угощать яблоками соседей. А купец Жохов, который торговал хлебом, мукой, крупой и селедкой, часто прощал беднякам долги, а еще одаривал детей леденцами. А другая семья держала корову, и молоком выкормили детей со всей округи. Где, в каких документах это можно найти?..

Очень важно, конечно, что Т.Н. Шпанькова родилась и всю жизнь прожила в Сергиевом Посаде, ее родители, дедушки и бабушки тоже местные жители. Уверена, что приезжий человек при всем старании подобной работы выполнить не сможет. Но еще важнее, конечно, ее огромный интерес к этой работе. Делает она ее, не жалея ни сил, ни времени. И люди это чувствуют, идут навстречу. Некоторые пишут воспоминания о своих семьях. Те, кто живет теперь уже далеко, присылают их по почте. Важно, конечно, и то, что она умеет находить контакт с самыми разными людьми. Надо заметить, что Т.Н. Шпаньковой приходится одновременно собирать материалы не только по той части города, которой она занимается в тот или иной период. Она не откладывает встречу, если узнает, что где-то живет старушка, которая может рассказать о другом районе, очередь до которого дойдет еще нескоро. Ведь нельзя упустить ценного респондента.

Другой известный краевед и журналист Сергиева Посада - Александр Борисович Рдултовский (Луневский), родился тоже в этом городе. Он является автором огромного числа публикаций краеведческого характера в местных газетах. Его интересует советский период. А.Б. Рдултовский ставит своей целью обобщить фактографическую и библиографическую информацию, основываясь, прежде всего, на публикациях в местной печати и протоколах заседаний городских властей, хранящихся в архивном отделе администрации Сергиево-Посадского района. Центральная районная библиотека им. В.В. Розанова выпустила две части его библиографического справочника [9]. И две части краеведческого библиографического пособия увидели свет благодаря Центральной городской библиотеке имени А.С. Горловского [10]. Автор выбрал хронологический принцип. При этом он не делает ссылок в тексте, а список литературы дает в алфавитном порядке в конце книги.

Краевед рассказывает о разных сторонах городской жизни: пребывании в Посаде переведенных из Петрограда Электрокурсов (впоследствии Высшей электротехнической академии), установлении советской власти, открытии детских домов, создании городских библиотек, вскрытии мощей преподобного Сергия, закрытии Лавры, как монастыря. Пишет о кампании по ликвидации безграмотности, в результате которой даже было предложение переименовать город в Первограмотный. Декрет Ленина о создании музея на основе ценностей Лавры и пожары, первый в стране марафонский забег, открытие Педагогического техникума, Красное Рождество, проведенное Союзом воинствующих безбожников, кооперативы, Музей Сергиевского края, начало строительства большого Электромеханического завода, реставрация архитектурных памятников Лавры, закрытие приходских церквей, съемки в городе фильма «Василиса Прекрасная», перестройка всех производств на военный лад в начале войны, госпитали, выставки художников и производство калош, водружение креста на центральный купол Успенского собора Лавры, возобновление деятельности монастыря, создание фабрики деревянной игрушки, открытие гастронома - все эти события, как и многие другие, нашли место на страницах этих библиографических справочников (пособий). В них включены в качестве приложений также некоторые исторические очерки, воспоминания очевидцев, фрагменты документов и газетных статей. Имеются указатели персоналий.

Ценно то, что А.Б. Рдултовский указал работы ныне покойных краеведов: Татьяны Викторовны Будниковой (1926-2012), старейшего медицинского работника, опубликовавшей в местной печати многочисленные статьи о развитии здравоохранения в городе, и Федора Матвеевича Панина (1916-2001), который не только является автором многих статей краеведческого характера, но и выпустил книгу «История сел и деревень Сергиево-Посадского района (Б/м. 1999. 80 с.).

Видно, что А.Б. Рдултовский проработал обширный материал. В настоящее время он довел свой труд до 1956 года. Но надо заметить, что особенно в последнем выпуске преобладает стиль изложения с перечнем директив, постановлений, решений союзных и городских властей, а также статистических сведений, заставляющий вспомнить газеты сталинского периода.

Выбранный хронологический способ подачи материала имеет и достоинства, и недостатки. Автор старается привязать сведения о том или ином событии, объекте к какой-либо дате, которая порой представляется в значительной степени случайной. Так, сведения о детском писателе А.И. Мусатове, учившемся в Посаде в 1920-е гг., даны в разделе «1950 год», так как он получил тогда Сталинскую премию. Материал о Загорской типографии, содержащий краткую историю ее существования, отнесен к 1945 г., когда она отмечала свое 50-летие. Сведения о Сергиевском драматическом театре отнесены к времени его гибели в результате пожара, а о Никольском кладбище – ко времени его закрытия и т. п. Таким образом, читателю нелегко найти сведения об интересующем его объекте. При хронологическом изложении было бы целесообразно снабдить издания не только именными, но и предметными указателями.

Вызывает досаду небрежное оформление библиографии в краеведческих библиографических пособиях А.Б. Рдултовского. Главный недостаток: автор лишь в отдельных случаях приводит содержание статьи в квадратных скобках, а большей частью оставляет названия многочисленных газетных статей, не позволяющие понять содержания. Обширные библиографические списки, помещенные автором в качестве приложений, использованы им в тексте только в незначительной степени. В то же время он порой приводит цитаты, источники которых в библиографии отсутствуют. Но еще больше недоумения вызывает то, что в издании, которое претендует на роль краеведческого библиографического пособия, нет библиографических ссылок, что допустимо, на наш взгляд, лишь для популярных изданий.

Неоправданным выглядит включение в краеведческие пособия о городе отдельных сведений о деревнях района. Например, он пишет о картине И.В. Шевандроновой «Дети в библиотеке», написанной художницей по воспоминаниям о школьных каникулах, проведенных в селе Выпукове Загорского района. Встречая вкрапления подобного рода, читатель вправе рассчитывать на то, что пособие освещает жизнь не только города, но и района. Однако это не так. Создается впечатление, что автор случайно попавшие на глаза отдельные сведения о районе поспешил включить в свой текст о городе.

Литературным краеведением в городе серьезно занимается член Союза писателей России Юрий Николаевич Палагин. Он родился неподалеку от Сергиева Посада - в совхозе «Дворики» Александровского района Владимирской области, бывшей дворянской усадьбе Ю.П. Мухановой -Ивашкове. Преподавал в одной из загорских школ. А выйдя на пенсию, занялся изучением того, кто из писателей жил или бывал в Сергиевом Посаде с древних времен до XXI века. В результате им создан огромный труд в четырех частях [11]. Последняя его книга имеет автобиографический характер, но включает в себя и краеведческий материал о месте его рождения [12].

Надеюсь, что в дальнейшем исследования, осуществленные этими краеведами, послужат к созданию энциклопедии Сергиева Посада.

Доклад прочитан на Восьмых всероссийских краеведческих чтениях 16 мая 2014 г. 




ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Смирнова Т.В. Краеведение в Сергиево-Посадском музее-заповеднике: конец XX - начало XXI в. // Восьмые всероссийские краеведческие чтения. М., 2013. С. 194-202.

[2] Шпанькова Т.Н. Прогулки по родному городу. Сергиев Посад. Красюковка. Сергиев Посад, 2007.

[3] См. также: Смирнова Т.В. Семья Розанова в Сергиевом Посаде // Наследие В.В. Розанова и современность. Материалы Международной научной конференции Москва. 29-31 мая 2006. М., 2009. С. 618-622.

[4] См.также: Смирнова Т.В. под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е годы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2007. С. 127-148.

[5] См. также: Она же. Указ. соч. С. 245-276.

[6] Шпанькова Т.Н. Прогулки по родному городу. Сергиев Посад. Кукуевка. Еще о Красюковке. Сергиев Посад, 2010.

[7] См. также: Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М., 1994.

[8] Шпанькова Т.Н. Прогулки по родному городу. Сергиев Посад. Штатные слободы. Сергиев Посад, 2012.

[9] Красный век. Сергиев-Загорск 1917-1927. Хроника социалистической эры. Иллюстрированный историко-библиографический справочник. Вып. 1. 1917-1927 гг. Сергиев Посад, 2008. 94 с. / Автор идеи. А.Б. Луневский. Сост. А.Б. Луневский, Ю.Е. Гимова (издание выпущено в количестве нескольких экз. на принтере); Загорск. 1938-1947. Хроника социалистической эры Иллюстрированный историко-библиографический справочник. М., 2010. / Автор идеи Луневский А.Б. Сост. А.Б. Луневский, Е.Б. Красавцева, Н.А. Дыркоав, А.В. Пушкарева.

[10] Сергиевский Посад. Сергиев. Загорск. Хроника событий. 1917-1991. Сергиев Посад, 2013. Вып. 1. 1917-1939. 224 с. Тираж 200 экз.; Вып. 2. 1939-1955. 120 с. Тираж 100 экз. /Автор текста А.Б. Рдултовский.

[11] Палагин Ю.Н. Писатели и книжники XIV-XVIII веков в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад. 1997. 240 с.; Он же. Зарубежные писатели XIV-XX веков о Сергиевом Посаде; Сергиев Посад, 2001. 344 с.; Он же. Русские писатели XIX в о Сергиевом Посаде. Сергиев Посад, 2004. 384 с.; Он же. Русские писатели и поэты XX века в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад, 2009.

[12] Он же. По муромской дорожке. Кн. 1. Сергиев Посад, 2013.


7 Сентября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...