Коронационные торжества в Москве и первый приезд в Троице-Сергиеву Лавру государя императора царя-мученика Николая II Александровича


К 120 летнему юбилею Священной Коронации последнего Государя Императора,
святого царя-мученика Николая II Александровича
1896-2016


Вера в Бога и в свой долг Царского служения были основой всех
 взглядов Императора Николая II. Он считал,
что ответственность за судьбы России лежит на Нем, что Он
отвечает за них перед престолом Всевышняго.

С. С. Ольденбург. Царствование Императора Николая II



Естественный ход истории все далее и далее отдаляет современного русского человека от того славного периода истории России, который именовался «имперским», «царской Россией», «Николаевской эпохой». Эпоха последнего Всероссийского императора, как и сама личность Его Величества, были после февральского революционного переворота сознательно очернены. Советская историческая наука активно работала над развитием сочиненных в великосветских салонах и революционной среде в начале 20 столетия мифов и сплетен о Царской Семье, а в особенности о личности последнего Государя Императора, придавая им «научно-исторический характер» [1].  Но благодаря некоторым честным и порядочным ученым историкам концfе прошлого и начала ΧΧΙ столетия удалось убедительно развенчать все мифы и лживые теории в отношении, как последнего монарха, так и его государственной деятельности [2]. Память последнего Всероссийского Императора для православного русского человека имеет особое значение, звучание и священное содержание, поскольку только он из всех Всероссийских Самодержцев причислен к лику Святых Православной Церкви. Важно понять и осознать, что святость как процесс постепенного формирования святой личности в течение всей его жизни, имеет свои яркие свидетельства в жизни Государя Императора Николая II Александровича. Их было достаточно много не только в последний период Его мученических переживаний и страданий в заточении Ипатьевского дома. Его мученическое служение России началось именно с момента восшествия на Всероссийский Императорский Престол в 1894 году после скоропостижной и трагической кончины его Августейшего отца, Императора Александра III и после совершения Священной Коронации и Миропомазания 14 мая (ст. стиля) в мае 1896г. в первопрестольной Москве. Именно на него, как на последнего Самодержца Всероссийского выпала участь управлять великой страной, совершать царское служение в самый для нее тяжелый исторический период времени. Это был период страшного духовно-нравственного упадка, вызванного отходом высших слоев и представителей высших сословий от традиций Православной Церкви, ее уклада [3]. А с ним происходила трагическая утрата понимания священности личности православного Государя, священного характера православной монархии, как незыблемого принципа и единственно правильного и богоугодного устроения земного царства. 



«Как небо, безспорно, лучше земли, и небесное лучше земнаго; то так же безспорно лучшим на земле должно быть то, что на ней устроение по образу небеснаго, как и сказано было боговидцу Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу показанному тебе на горе (Исх. 20, 40), то есть, на высоте боговедения.

Согласно с этим Бог, по образу Своего небеснаго единоначалия учредит на земле царя; по образу Свеого небеснаго Вседержительства, устроил на земле царя самодержавнаго; по образу Своего царства непреходящаго, продолжающагося от века и до века, поставил царя наследственнаго» [4]


Специфика российского общества второй половины XIX столетия

Так говорил о Самодержавии свт. Филарет, митрополит Московский, выдающийся и просвещеннейший иерарх Российской Православной Церкви, святой. А профессор Московской Духовной академии А. В. Горский смыл Священной Коронации, его благодатное воздействие на личность Государя Всероссийского раскрывал в следующих словах: «Во святилище Божием среди членов государства, священнодействием запечатлевается державная власть, основанная на законе престолонаследия от Царя царствующих, приемлет благословение Самодержец могущественной монархии, чтобы быть живым орудием промышления Божия, слугою Божиим. Священным помазанием обновляются духовные силы избранника Божия, чтобы он мог понести бремя великого служения, чтобы его направлением в царстве земном приготовлялись граждане царства небеснаго» [5]. Эти слова были созвучны вере и чаяниям русского народа вплоть до завершения царствования Государя Императора Александра II Освободителя и великого реформатора [6]. Однако даже широкие реформы императора Александра II и великого князя Константина Николаевича, ни взлет российской культуры, не могли потушить разгоравшийся пожар антимонархических настроений. Как замечает С.С. Ольденбург в своей книге «Царствование Императора Николая II», которая фактически является первой попыткой дать объективную и всестороннюю оценку «Николаевской эпохе», «Властителями дум» были радикальные критики, проповедники материализма, непримиримые обличители существующего Уже раздавались требования не только политических, о и коренных социальных преобразований, как будто отмена крепостного права не была сама по себе огромной социальной реформой. Интеллигенция перенимала от Запада непременно самые крайние учения. Началось «хождение в народ» с целью распространения этих учений в крестьянской среде, с надеждою на революцию по образцам Пугачева и «атамана Степана», как называли Стеньку Разина в модном тогда романсе «Утес»» [7]. Экзальтированной публике нужны были не реформы, а только уничтожение Самодержавия как ненавистного принципа власти. Хорошо известен исторический факт, что Император Александр II был 1(13) марта 1881 убит бомбой, брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким тогда, когда он в руке держал Манифест о широких преобразованиях в стране [8]

Итак, Самодержавие в глазах многих аристократов и интеллигенции, к началу царствования Императора Николая II потеряло свой сакральный смысл. Многие даже видные писатели и деятели культуры видели в монархии «легенду прошлых веков» [9] или «соответствующей требованиям народа где-нибудь в Центрально Африке» [10]. Эти высказывания кажутся даже для нас странными и удивительными.. В этом отношении ценными являются воспоминания великого князя Александра Михайловича, который находился в свои юношеские годы у одра умирающего Государя Императора Александра II : «Ночью, сидя на наших кроватях, мы продолжали обсуждать катастрофу минувшего воскресенья и опрашивали друг друга, что же будет дальше? Образ покойного Государя, склонившегося над телом раненого казака и не думающего о возможности вторичного покушения, не покидал нас. Мы понимали, что что-то несоизмеримо большее, чем наш любящий дядя и мужественный монарх ушло вместе с ним невозвратимо в прошлое. Идиллическая Россия с Царём-Батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать 1 марта 1881 года. Мы понимали, что Русский Царь никогда более не сможет относиться к своим подданным с безграничным доверием. Не сможет, забыв цареубийство, всецело отдаться государственным делам. Романтические традиции прошлого и идеалистическое понимание русского самодержавия в духе славянофилов — всё это будет погребено, вместе с убитым императором, в склепе Петропавловской крепости. Взрывом прошлого воскресенья был нанесён смертельный удар прежним принципам, и никто не мог отрицать, что будущее не только Российской Империи, но и всего мира, зависело теперь от исхода неминуемой борьбы между новым русским Царём и стихиями отрицания и разрушения» [11]

Уже с юности Государь Император Никола II рос «в напряженной атмосфере вечных разговоров о заговорах и неудавшихся покушениях на жизнь ею деда Императора Александра II» [12]. А само положение России, ее общества в первые дни после кончины императора Александра III оцениваются следующим образом: «Преждевременная кончина Императора Александра III приблизила вспышку революции по крайней мере на четверть века. Марксистские историки, вероятно, с этим утверждением не согласятся. Но не следует забывать, что чем сильнее государственная власть, тем в меньшей поддержке она нуждается. 

Начиная со дня смерти Императора Александра III в 1894 году, три силы приняли участие во внутренней борьбе за власть в России: Монарх, Царская Фамилия и агенты революционного подполья. Симпатии же остального сто пятидесяти миллионного русского народа делились между этими двумя лагерями, между престолом и анархией, и находились в зависимости от искусства каждой из боровшихся сторон заручиться поддержкой народных масс» [13].









Источник: STSL.Ru
4 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.