Книжное собрание Троице-Сергиевой Лавры во второй половине XVIII в.

Книжное собрание Троице-Сергиевой Лавры во второй половине XVIII в.

Восемнадцатый век стал периодом серьезных изменений практически во всех сферах жизни русского общества. Одной из таких тенденций стал про­цесс пересмотра государственно-церковных отношений и изменения места и роли религии в обществе. Секуляризация, имевшая первоначально эконо­мическое и политическое содержание, оказала огромное влияние и на куль­турные процессы. В новых условиях Церковь, утратившая значительную часть своей экономической и политической мощи, уже не могла накапли­вать в своих руках культурные ценности. С другой стороны, прагматическая позиция государства по отношению к культурной сфере жизни общества, изменила место некоторых предметов, обладающих культурной ценностью в сознании, как духовенства, так и широких слоев населения.

В докладе предпринимается попытка увидеть историко-культурную сторо­ну секуляризационных процессов в России XVIII в. через призму монасты­рской библиотеки. Перед нами стоит задача выявить основные изменения, произошедшие в составе и структуре книжного фонда, особенностях его восприятия и повседневного использования. В качестве объекта исследова­ния нами избрана библиотека важнейшего духовного центра России - Трои­це-Сергиевой лавры. Будучи одним из крупнейших монастырских книжных собраний, лаврская библиотека испытала на себе все перипетии государ­ственно-церковных отношений XVIII в.

Важнейшим источником по истории монастырской книжности, как и в предыдущем XVII в., продолжают оставаться описи монастырского имуще­ства. В XVIII в. в лавре складывается практика составления отдельных опи­сей библиотеки, при этом составление полных описей монастырского иму­щества, включавших, в том числе и библиотеки, сохраняется. Нами исполь­зованы 4 описи библиотеки Троице-Сергиевой лавры за 1723, 1729, 1767 и 1795 гг. (ОР РГБ. Ф. 304.1. №№822, 823; ОР РГБ. Ф. 304. II. №№78, 79). Сос­тавление самостоятельных описей отдельных групп имущества коснулось не только библиотеки, так, в 1795 г. одновременно с описью книг проводилась и опись архива Лавры (ОР РГБ. Ф. 304. II. №80). Описи второй половины ве­ка полностью соответствуют гражданским правилам делопроизводства. В начале помещен рубрикатор книг по названиям с указанием страниц руко­писи содержащих их описания и общего количества книг рубрики. Однаж­ды составленная опись активно использовалась в монастырском обиходе как документ библиотечного учета. Например, на пустых листах описи 1767 г. имеются приписки разных почерков, относящиеся к 1770-м - 1780-м гг., ука­зывающие на поступление новых книг в библиотеку.

По подсчетам Т.А. Попеску, в 1641 г. библиотека Троице-Сергиевой лавры состояла из 807 книг. В XVIII в. количество книг изменялось следующим об­разом: 1723 г. - 1677, 1729 г. - приблизительно 1400, 1767 г. - 1502, 1795 г. - 2035. Приведенная статистика ярко демонстрирует кризис монастырской библиотеки в первой половине века.

Смена приоритета с издания богослужебной и духовной литературы на вы­пуск светской привела к дефициту новых богослужебных изданий в монас­тырской библиотеке. Так, из описи 1767 г. видно, что ранее 1700 г. были из­даны 3 из 4 имевшихся печатных Библий, 41 из 48 Евангелий, 18 из 25 Апос­толов, 37 из 56 Псалтирей, 14 из 16 Часословов, 51 Шестоднев (все имеющи­еся в наличии), 172 из 250 служебных Миней. Подобное соотношение не просто свидетельствует о преобладании старопечатных книг в монастырской библиотеке, а говорит о неизбежности их использования в повседневной практике. В пользу данного вывода говорит и употребление автором описи по отношению к книгам «московской старой печати» эпитета «крепкой», что свидетельствует о более высоком качестве книг, изданных в XVII в. О недос­татке продукции московской типографии говорят факты наличия в библио­теке книг «киевской печати», вышедших во второй четверти XVIII в. Их по­купка стала результатом поиска монастырскими властями источников по­полнения библиотеки новыми книгами, необходимыми в повседневной бо­гослужебной практике.

К концу XVIII в. ситуация с богослужебными книгами в монастыре вырав­нивается. Увеличение числа печатных книг с 991 в 1767 г. до 1225 в 1797 г. (рост на 23,6%) происходило за счет новых изданий. При этом продолжился рост и рукописной составляющей книжных собраний с 511 до 810 экземпля­ров (рост на 58,5%). Из приведенных цифр видно, что темп роста рукопис­ной части библиотеки превышал темпы роста печатной составляющей. Объ­яснить подобную ситуацию можно возрождением интереса монашествую­щих к самому широкому спектру текстов, в том числе и не изданных.

В целом можно говорить о наличии непосредственной взаимосвязи между уровнем стабильности монастырской жизни и развитием библиотеки. В го­ды непоследовательной, зачастую противоречивой государственной полити­ки по отношению к Церкви, библиотека Лавры испытывает кризисные яв­ления. Период 70-х - 90-х гг. XVIII в., принесший в жизнь русского монаше­ства некоторую стабильность, стал периодом возрождения книжной культу­ры Лавры.

А.Н. Красиков (г. Вологда)

Международная конференция Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 29-31 октября 2008 г. Тезисы докладов. - Сергиев Посад, 2008.


STSL.Ru 


15 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.