Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)

Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца.


Трапезная церковь. Современный вид

Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища.


Трапезная церковь. Фрагмент литографии 1849 г. 

Перед зодчим (имя которого, к сожалению, неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца».  

 
Явление Божией Матери преподобному Сергию.
 Роспись Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры
 

Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.)


Вид с юго-востока

Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом, о чем повествует надпись у входа в трапезную палату. 


Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова. 

 
Трапезная церковь. Вид с северо-востока.


Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. В древних монастырских описных книгах указывается: «с северной стороны здания два входа: церковный и главный». Они были соединены просторной окружной галереей (гульбищем) с колончатой оградой. 


Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа (перестроена в 1734 г. в связи с сооружением небольшой Михеевской церкви) раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа. По обе стороны его массивной двери размещены искусно вырезанные тексты с историей закладки и освящения Трапезного храма.


Крыльцо Трапезной церкви 

Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда, доселе не виданного на Руси. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин. Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен, а оставшаяся часть стены расписана разноцветными красками «в шахмат».


Элементы декора фасада Трапезной церкви 

Не меньшей красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг.


Свод церкви преподобного Сергия

Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.


Иконостас Трапезного храма

Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII в. из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Впоследствии живопись неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 г.).


Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма.



Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15x34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв. м, в Новодевичьем — 390 кв. метров. 


Внутренний интерьер Трапезной палаты

Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части. 


Фото конца XIX - нач. XX вв.

  
Притча о милосердном самаряныне. Фрагмент росписи Трапезного храма

После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. 

 
Боковые приделы Трапезного храма в честь свт. Иоасафа Белгородского (слева) и прп. Серафима Саровского (справа)

Из Трапезной палаты нарядные порталы выводят в притвор и малую трапезную (сейчас там расположена монастырская ризница), декорированные в соответствии с основным интерьером. Сергиевская церковь имеет второй этаж, куда можно попасть из притвора Трапезной палаты по узкой лестнице в толще стены. В его помещениях, не имеющих украшений, располагались прежде архив и библиотека монастыря, содержавшая уникальное собрание древнерусских рукописей. 


Притвор Трапезной церкви

В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня.

Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора. 


Трапезный храм зимней ночью



Паломнику, вошедшему в обитель, грандиозная постройка предстает как подобие плывущего гигантского корабля с носом - апсидами, палубой-гульбищем и высокой мачтой креста, а подклет с волнообразной чередой арочных сводов создает впечатление движения. Зрительный образ имеет прямые параллели с богословским осмыслением Божиего храма как корабля спасения. Удивительное творение, по достоинству оцененное современниками, явилось одним из самых выдающихся памятников архитектуры московского барокко.


За богослужением в Трапезном храме

До начала 2000-х годов Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений в зимнее время, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 8 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). 

В настоящее время, в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в Трапезном храме продолжаются масштабные реставрационные работы.


STSL.Ru

30 мая 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.