Какие памятники церковного искусства Древней Руси, помимо архитектуры, мозаик, фресок и икон, дошли до настоящего времени

Книжная миниатюра. Живительное совершенство древне­русской рукописной книги единодушно отмечают все иссле­дователи. Процесс создания книги был коллективным. Вна­чале «доброписцем чернописным» писался весь основной текст, затем «статейный пи­сец» делал заголовки киноварью, «заста­вочный писец» вы­полнял буквицы, «живописец икон­ный» писал миниатю­ры, и в завершение, «златописец» отде­лывал все декоратив­ные и иллюстрацион­ные элементы золо­том. Мастера-переплетчики изготавли­вали переплетные крышки, обшивали их кожей, оковывали серебром или золотом и украшали драгоценными камнями.

90426_html_4d8793d8.jpg

Евангелист Лука. Миниатюра "Остромирова Евангелия"

1056-1057 гг.

Но дело не во внешней отделке книги. Каждая страница, каждый разворот рукописного издания — маленький шедевр, в котором искусно сочетаются и шрифтовая культура, и эле­менты декоративного оформления, и иллюстрация.

Древнейший памятник древнерусского книжного искусст­ва — «Остромирово Евангелие». Оно датируется 1056-1057 годами. Чуть позже появляются оформленные растительным орнаментом «Изборники» — древние энциклопедии, содержащие сведения из различных областей знаний. Многие изографы занимались книжной миниатюрой и считали подоб­ную работу одной из самых ответственных. Примером могут служить миниатюры преподобного Андрея Рублева для «Евангелия Хитрово», заставки и инициалы мастерской Феофана Грека, гравюры, выполненные по рисункам Симона Ушакова. И в первой русской печатной книге — «Апостоле», - В появившейся в 1553 году благодаря усердию «друкаря московитина» Ивана Федорова, были бережно сохранены основные принципы древнерусской рукописной традиции.

К памятникам древнерусской церковной культуры следует отнести и скульптуру, но скорее не традиционную круглую, а рельеф. Дело в том, что и в Византии, и на Руси круглая скульптура, по причинам различного характера (в большей степени догматическим), не получила распространения в ка­честве Священных изображений.

Один из древнейших рельефов — каменная резьба на фасаде Дмитриевского собора во Владимире (1197). Резное убранство занимает большую часть стен, заполняет колонны и поднимается по барабану к куполу. Растительные и живот­ные орнаменты переплетаются с изображениями ветхозавет­ных, мифологических и исторических персонажей.

Литые «Корсунские» (или «Сигтунские») врата новгород­ской Софии восходят к XIII столетию. Изначально они были военным трофеем. Выполненные немецкими мастерами XI века металлические рельефные изображения перемонтировал и дополнил новгородский мастер — литейщик и скульптор — Авраамий. Свое изображение он поместил в левом нижнем углу, под библейскими сценами.

vl-ds4.jpg

Скульптурный рельеф Димитриевского собора во Владимире. 

1194 -1197 гг.

До настоящего времени дошли и деревянные скульптурные изображения. «Никола Можайский», «Параскева Пятница», «Святитель Евфимий» и другие скульптурные Священные изображения — исключения, подтверждающие правило. Все-таки мера стилистических условностей изображения на плос­кости иконной доски малоприменима к объемной круглой скульптуре.

Несколько особняком по технике выполнения стоят и зна­менитые врата собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, датируемые 1230 годом. Выполненные в сложной технике «огневого золочения», они в первозданном виде со­хранили древние иконографические композиции двунадесятых праздников.

Конечно, в ряду памятников древнерусской культуры не следует забывать и о декоративно-прикладном убранстве храмов, и об орнаментальном украшении богослужебной утвари.


С. Алексеев. Иконописцы Святой Руси. Духовные основы древнерусского иконописания. Ладан. Троицкая школа. Сакнт-Петербург 2008 


STSL.Ru


28 октября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.