Какая связь между мужеством и верой?

Какая связь между мужеством и верой?

Старец Иосиф Ватопедский

Господь указывает, что «всё возможно верующему». Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе, должно глубже укрепляться в своей вере. Она источник мужества, как и мужество укрепляет ее, в свою очередь.

Имеет смысл подробно рассмотреть, что такое мужество, потому что это наша сила к действию. Веруя в наше будущее восстановление и бессмертие, нам необходимо, кроме того, самим подвигом исповедовать эту нашу веру.

В трудные моменты жизни, когда мы страдаем от собственного бессилия или испытываем нестроения либо подвергаемся нападкам от сатаны, воюющего на нас непрестанно, единственное наше оружие и помощь, что у нас остается, – это мужество. Результат наших личных усилий побуждает нас к битве и бодрствованию.

Мы веруем, что мы не одни, а с Богом, Который призвал нас в Свое войско. По собственной воле мы приняли решение подчиняться Богу, считая подчинение нашей обязанностью и осуществляя его на практике. Ору­дия воли и ее движущая сила – ревность по Богу и мужество.


Зная это, диавол пытается пара­лизовать их, выставляя на вид наши проступки и прегрешения. Он изобли­чает преступления человека, устра­шая его как «судья»: «Вот! Ты пре­ступник! Опять стал предателем! Ты ни на что не способен! Зачем тебе предпринимать все эти усилия, если ничего не можешь добиться?»

Весь этот замкнутый круг диавольского коварства вызывает, осо­бенно у неопытных, упадок сил и приводит к бездействию. Вот поэто­му подвижник должен быть очень внимательным, чтобы не попасть в сеть сатаны-«обвинителя» и не по­губить весь свой труд, согласившись с вероломными предложениями диавола.

В силу того, что подвиг покаяния многообразен и препятствия много­численны, вполне естественно, что по­движник оступается, поскольку и страсти, и привычки в нем еще жи­вут и заявляют о себе. В этой ситуа­ции диавол представляет Бога гроз­ным Судией, призывающим престу­пившего заповедь к ответу. И у по­следнего, как у отступника, уже не имеющего прежнего дерзновения, опускаются руки, теряет он свое му­жество и ревность по Богу.

Богоносные отцы наши, добре подвизавшиеся и увенчавшиеся, учат нас опыту, которым сокрушали ко­варство сатаны и отбивали его нападе­ния. Мы уже не считаем Бога гроз­ным Судией, каким нам коварно Его пытается представить враг, но видим в Нем Отца нашего и так отвечаем об­манщику: «Отойди от меня, сатана! Не имею я нужды в судье! Перед Бо­гом согрешил, Богу, ради меня став­шему человеком и усыновившему ме­ня, а тебя упразднившему, и дам от­вет. Не убоюсь Отца моего никогда, не отрекусь и не предам Его. Неопыт­ность моя и твое коварство ставят мне преграды. Но коварство твое Бог уп­разднил Своей благодатью, а меня на­градит, потому что для того Он меня и предназначил».

Этими словами мы показываем то, как подвижник должен воевать и не сдаваться, даже если ему случит­ся упасть или оступиться.

Конец покаяния есть по благода­ти, а не по заслугам нашим, единение с Богом и Отцом и обожение, как то описывает Господь наш: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они в Нас» (Ин. 17, 21) и «хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24).

Крайняя (наименьшая) степень покаяния – это когда кающийся, сколько бы он ни предавался нерадению, сохраняет правую веру в Бога и не отрекается христианского исповедания. То, что он сохраняет и не отрицается во Христа исповедания, означает, что пребывает он в состоянии покаяния и среди кающихся. Бог же благодатию Своею пребывает с ним, ожидая его пробуждения от тьмы отчаяния.

Это состояние засчитывается Божественным милосердием за исповедание веры и, таким образом, Бог, взыскующий обращения больных и немощных, воздвигнет его, потому что тот не предал до конца покаяние. Спасение наше не сделка, но вопрос веры и исповедания Того, Кто туне спасает верующих в Него и ожидающих Его неизреченного к ним сострадания и человеколюбия.


Источник: старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы афонского старца на вопросы паломников. - Спб., 2004.


STSL.Ru


8 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...