К духовному образу святителя Филарета

Святитель Московский Филарет (Дроздов)
«Слава Богу о всем» (19—2:319)

Святитель Московский Филарет (Дроздов), прослуживший Святой Российской Церкви и Отечеству 64 года — со дня определения учителем греческого и еврейского языков в 1803 г. в только что оконченной им Сергиево-Лаврской Семинарии и до блаженной кончины в 1867 г. — еще при жизни стяжал славу во Вселенском Православии, хотя сам к ней никогда не стремился и был, как увидим, смиреннейшим служителем Божиим. Литературное творчество его неисчерпаемо: многочисленные слова, речи, богословские трактаты, мнения, отзывы, резолюции и, конечно, письма — подлинное наше сокровище*). Мне хотелось бы здесь упомянуть лишь один труд Святителя — «Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви». Написан Катихизис по поручению Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви, им же рассмотрен, одобрен и издан для преподавания в Училищах и для употребления всех православных христиан. Сия книга по напечатании в Синодальной типографии вызвала благодарность автору Русского императора, была переведена на разные языки мира, получила широчайшее распространение — издавалась много раз в прошлом, переиздается большими тиражами и сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и других Иерархов. И, что весьма важно — показательно, — служит учебником для современных Духовных Семинарий нашей Святой Церкви. Книга отличается широким охватом тематики (Вера, Надежда и Любовь), четкостью и точностью формулировок, выражением истины Святого Православия, предельной доступностью. Вопросо-ответная форма изложения материала помогает не только удерживать внимание при изучении содержания, но и контролировать себя. Катихизис и утверждает в Православии, и обнаруживает его перед незнающими его или неправильно представляющими.

В 1911 г. епископ Никон писал: «Обаяние личности митрополита Филарета кроется в равномерном совершенствовании двух свойств личности: теоретика-богослова и аскета. И какая бы глубокая мысль митрополита Филарета не поразила бы наше воображение, перед нами, в первую очередь, предстает его просветленный образ как плод высочайшего православного аскетизма» (27:5). Еще на заре иерархического восхождения Филарета, когда он в сане архимандрита начинал служение Ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, император Александр I так отозвался о нем: «Донесение об успешном окончании первого Академического курса обратило мое внимание на отличные труды Ваши и способность к образованию юношества. Начальство отдает Вам справедливость, вверяя опытности Вашей успех второго курса. Бог да подкрепит силы Ваши к пренесению трудов на новом поприще! По благим расположениям души Вашей, надеюсь, что питомцы, призванные на служение Церкви, научатся от Вас ходить в заповедях Божиих, и просветятся внутренно светом Евангельского учения...» (12:190). А преемник Александра1 Николай!, о котором Святитель с изумительным мужеством скажет: «Что ж, Вам удалось поставить на колени Православную Церковь России, но помните, следующая очередь Вашего престола» (27:3), наградил Московского Архипастыря орденом святого равноапостольного князя Владимира первой степени большого креста и в сопроводительном рескрипте отметил: «Долговременное служение Ваше Церкви и Отечеству всегда украшалось разнообразными и многотрудными занятиями, всегда и словом убеждения и действием надзора, храня ценность вверяемых Вам паств и заботясь умножать число сынов Православия, Вы еще особенно приносили дань общему благу Церкви в звании члена Святейшего Синода опытным знанием нужд ее и неутомимым трудолюбием по разным частям высшего Духовного Управления...» (7:319).

Лучшим и самым верным обнаружением внутреннего человека, а тем паче священнослужителя, есть его отношение к святому храму — любит Богослужение, с усердием совершает его — значит, любит Бога, живет Им, ходит Им, несет подвиг для Него и для ближних — образа Божия. И Святитель Филарет, не взирая на одолевавшие его болезни, старался постоянно совершать Божественную Литургию. Он нередко жалуется на свое недомогание: «У меня простудная болезненность ожесточилась... Болезненность... у меня особенно ощущается в левой половине тела, с болью в зубах и в левом краю языка, почему я и говорю мало, чтобы не усиливать боли» (19-2:25). «Причиной болезни обыкновенно бывает у меня простуда, особенно ног, которые всегда слабы» (12:350). «От праздника Рождества Христова более трех недель провел я безвыходно в келлии по болезни, которая и домашней деятельности препятствовала» (19-2:77)... Болеет, страдает, но стоит у престола Божия, приносит Бескровную Жертву за всех и за вся. — «Здоровье мое остается неудовлетворительным... Только Литургию мог совершить с трудом» (19-2:255). «На пути в церковь занемог и так, что, вошед в церковь, недоумевал начать ли службу. Службу... совершил» (4:282). «Здоровья моего с трудом достает для дел службы. Так и нынешний день совершил я Литургию; рукоположил священника и поспешил в келлию» (19-2:54). Праздник Пятидесятницы провел «с трудом, не лишаясь, впрочем, совершения церковной службы» (13:49). Недомогает, но подряд два дня «освящает две церкви» (12:340). Простудился, но надеется, что Господь не лишит завтра «утешения быть в храме Его и служить престолу Его» (12:342)... В болезни нет и тени ропота — есть иное: благодарение Бога. — «Свою долю служения, благодарение Богу, исполнил, не делаясь, по-видимому, больнее прежнего» (8:373). «Здоровье мое продолжает терпеть от простуды. Однако, благодарение Богу, немощи мои... не лишают утешения воздавать молитвы Господеви в церкви» (12:338. См. и: 12:346; 9:386; 19-2:319...)... Благодарит и тех, кто молится за него. — «Благодарю, отец Наместник, за молитвы Ваши и братии о мне грешном» (17:94)... В своих телесных страданиях Святитель видит лишь явление Промысла Божия и молитвенное заступничество отца нашего Сергия. — «Господь не гневом, а милостью наказал меня. Несмотря на то, что в обыкновенном состоянии здоровья скоро изнемогаю я от недостатка движения, около месяца провел я почти непрерывно в постели, и, не знаю, как не развалился совсем. Слава долготерпеливому Богу и благодарение молитвенному покровительству Препо-добного Сергия» (17:94). «Хорошо, что болезнь помогает мне почти до поста провести мне время затворнически; потом, на-деюсь, пост поможет» (8:67). «Все к лучшему. Сидя дома и не принимая людей, частью уступаю я время болезни, а частью делаю дело беспрепятственнее, нежели здоровый» (4:292).

Сердце Святителя было человеколюбиво. Ко дню Ангела, Небесного покровителя святителя — святого праведного Филарета Милостивого, следовало распоряжение, ставшее традиционным для святой обители Преподобного Сергия: «В первый день декабря раздайте от меня с отцом казначеем до 300 р. служителям, богаделенным и прочим бедным» (17:129). Или: «В первый день декабря велите раздать от меня, что кому давалось в подобных случаях» (10:478). «По обыкновению на праздник раздайте от меня триста рублей на служителей и богаделенных» (17:108). Иногда добавлялось: «А если письмо сие опоздает, то исполните сие в праздник Рождества Христова» (17:99). Забывчивость немедленно исправлялась: «В сии небеззаботные дни я забыл о первом декабря. Возьмите мои триста рублей и с о. казначеем раздайте служителям, богаделенным и бедным. Или уже исполните не к празднику, как рассудите, и как бывало» (17:141)... Отказать ближнему в его нужде было не свойственно Московскому Иерарху. — «Отказать же просто... было бы самочиние... Если надобно любить ближнего как себя, то и Сарову надобно желать добра, как Вифании» (8:12).

Помогая ближнему в нужде, Святитель заботится и о его здоровье. «А что вы нездоровы, тем болею и я. Если бы умел, дал врачебное предписание. Не умея, могу только предложить мысль и совет, которых достоинство можете определить, как Вам угодно. Может быть, уже не то время, чтобы шутить болезнью, в надежде на крепость тела. Копейка рубль бережет. Маленькая осторожность и недопущение пренебрежения бережет не малое количество здоровья» (4:283). «Желаю, чтобы лечение Вам было полезно» (8:258).

Московский Архипастырь стремится иметь со всеми мир — не только быть самому мирну с другими, но чтобы и другие были такими же к нему. — «Только и я теперь скажу: доверяйте мне несколько больше, и в чем помысл Ваш не мирен ко мне, сказывайте, не накопляя таких помыслов, отчего смущение и затруднение увеличивается» (8:344).

За проявленное к нему внимание святой Иерарх душевно благодарит и вручает себя милосердию Божию: «Господь да воз- мерит Вам утешением духовным и благодатным» (9:429). «С утешением и благодарностью принял я слово участия Вашего во мне... и наипаче слово молитвы Вашей о укреплении сил моих и продолжении служения моего. Дерзну ли и сам себе просить сего дара, не вем. Много помилованный долготерпением Господа, молю Его, чтобы ни деятельность недостаточная, ни покой праздный, не осудили меня; но покрываемый милосердием Его, да совершу путь мой по воле Его, и на конце обрящу милость и прощение» (10:265).
Видим также в письмах Святителя глубокое смирение — важнейшее духовное состояние православного христианина. Не вздумайте «встречать меня церемониально. Предварительно прошу сего не делать, — пишет святой Архипастырь наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. — И народу не давайте примечать ожидания» (10:399). Также просит сообщить эконому, чтобы в день его Ангела «никаких приглашений и демонстраций не было» (10:258). Нисколько не гневается на своих сослужителей, не заметивших 25-летия его служения на Московской кафедре. Более того, их невнимание обращает в глубокий нравственный смысл и вывод: «Вам, — пишет Святитель А. Н. Муравьеву, — дано быть милостиву ко мне паче всех, потому что Вы одни сочли 25 лет моих Московских, которые, по долготерпению ко мне Божию, кончились молебным по Литургии в моей домовой церкви пением святителю Филиппу, в день памяти своей благословившему назначение мое в Москву. Служащий иеромонах, и никто другой, не спросил меня, нет ли особенной причины сего молебствия? О если бы так не помянул Господь многих грехов моих в день суда, как в нынешний день не помянул никто моего двадцатипятилетия!» (4:203). Смиренно просит прощения у братии, ее молитв, благословений, и сам с отеческой любовью прощает и благословляет ее: «Прошу себе Вашего прощения, в чем на кого нетерпеливостью моей оскорбил Вас, или каким нерассудительным, или страстным поступком, или худым примером подал Вам соблазн» (8:259). «Поминайте меня в молитвах не только как имеющие долг, но и как делающие мне сим благодеяние» (8:389). «Всем призываю благодушие в подвиге поста, чистоту покаяния, утешение прощения и святую радость общения с Господем Спасителем нашим» (10:333). «Бог благословит Вас (наместника архимандрита Антония. —КС.) и братию, и меня благословите на поприще поста и покаяния. Милосердием и благодатью Своей Бог да простит и помилует всех нас» (8:259)... Своими распоряжениями Святитель не повелевает, а согласовывает их с волей человека, как образа Божия: «Скажите мне, как Вам покажутся сии размышления» (7:173). «Не прекословлю предположению» (7:232). «Не стесняю Вас моим недоумением» (7:234). «Повторяю, что, предлагая мои мысли, не стесняю Ваших. Сам возраст имаши. Иди вопроси, кого изволишь» (14:36)... Подлинное смирение Великого Иерарха обнаруживается и в его размышлениях о своем погребении: «Что касается до места погребения:... не желаю новой заботы... Если придет судьба Божия, чтобы над моим прахом был только прах — лучшего я не заслуживаю» (10:176).

А что несвойственно было Московскому Архипастырю кратко, но емко выразил его викарий епископ Дмитровский Леонид, ближайший к нему сослужитель и потому хорошо знавший его. «Напрасно думают, —свидетельствует преосвященнейший Леонид, что митрополит Филарет любил низкопоклонство и безмолвие. Нет, он не терпел низости, подлости, но преследовал гордость, самомнение, превозношение. Лукав-тво было ему противно столько же, сколько искренность любезна» (13:4).

Скончался Святитель 19 ноября (2 дек. по н.ст.) 1867 г. в рабочем кабинете после совершения Божественной Литургии. Тихо и мирно ушел земной смиренный молитвенник, чтобы стать великим заступником Небесным за свою Святую Церковь, за свое родное Отечество. 

***

(См. подробнее о духовном облике св. Архипастыря в кандидатской диссертации Налапко Артемия «Образ святителя Филарета (Дроздова) в его эпистолярном наследии». Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. — 180 с. компьютерного текста).

*) Издатель писем святителя Филарета к Степану Дмитриевичу Нечаеву в Предисловии отмечает, что «высокопреосвященнейший Филарет едва ли не наиболее знаменит, как истолкователь церковных законоположений». К сожалению, эта сторона облика Московского Архипастыря в письмах встречается лишь попутно, потому и не выделяется мной в особую главу. То же можно было бы сказать и о других сторонах служения славного Иерарха, на что обращает внимание тот же издатель (см.: Переписка Филарета, митрополита Московского с С.Д. Нечаевым. 1895. С. III). — Для того, чтобы во всем величии предстал «замечательный духовный писатель-богослов, проповедник, экзегет» (см. там же), должно изучить все его труды, а это надо начинать в юности.

Источник: К.Е.Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. - М.: "Ковчег", 2010.

Источник: STSL.Ru
2 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.