К 85-летию со дня рождения отца Матфея: «Это был голос Лавры, голос Церкви»

Пою Богу моему, дондеже есмь.
Пс. 103:33

архим. Матфей Мормыль

Архимандрит Матфей (Мормыль) – один из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, известный регент, распевщик, собиратель нотной библиотеки. На протяжении почти пятидесяти лет (с 1961 по 2009 г.) он был главным регентом и уставщиком Троице-Сергиевой Лавры, поэтому его неслучайно именуют хранителем певческих традиций святой обители. Работать отцу Матфею пришлось в те трудные годы, когда после закрытия монастыря (с 1920 по 1946 г.) церковная жизнь «восставала из пепла».

Его хор называли «голос Лавры», «голос всей Русской Церкви»; он звучал не только в родной обители, но и на Патриарших богослужениях в Москве, на концертах в разных городах России и за границей – в Германии, Франции, Италии, Израиле, Греции и других странах. Сохранилось множество аудиозаписей с участием хора под управлением отца Матфея.

Пение лаврского хора проникнуто сердечной теплотой, молитвенностью, выразительностью слова, тонкой передачей душевных переживаний и в то же время – величием и мощью, выражающими силу духа русского народа.

Отец Матфей родился 5 марта 1938 г. в станице Архонской в пригороде Владикавказа (ныне – Республика Северная Осетия – Алания) в семье потомственных казаков. Его мать пела в церковном хоре, и весь домашний уклад был связан с богослужением. С семи лет Лев (так звали до пострига отца Матфея) начал помогать в алтаре и на клиросе.

Сразу после окончания школы он поехал в Ставропольскую духовную семинарию, где и началась его регентская деятельность. Затем Лев поступил в Московскую духовную академию и вскоре написал прошение о принятии его в число братии Троицкой обители. Поначалу ему доверили управлять «народным [т.е. любительским] хором» на будничных богослужениях, а затем – и смешанным хором в праздники.

В 1962 г. послушник Лев был пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. По окончании Академии он был рукоположен в иеромонаха и оставлен в качестве преподавателя. Некоторое время он вел занятия и в Регентском классе при Академии. В состав руководимого отцом Матфеем братского хора впоследствии стали входить студенты Семинарии и Академии. А в 1971 г. Указом Святейшего Патриарха Пимена иеромонах Матфей был официально назначен уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры.

Богослужебному пению и работе с хором отец Матфей отдал всю свою жизнь. Огромных трудов потребовало создание нотной библиотеки. Ее приходилось собирать буквально по крупицам, отыскивая ноты на чердаках, спрашивая у бывших лаврских певчих. Отец Матфей часто подолгу переписывал ноты, отчего у него на руках были мозоли. Он ввел в репертуар своих хоров сочинения бывшего главного лаврского регента иеромонаха Нафанаила (Бочкало; 1912–1919), не успевшие получить известности при жизни их автора. Некоторые ноты дали ему регенты Сергей Иванович Зубачевский и Николай Васильевич Матвеев. Поскольку в распоряжении отца Матфея почти не было репертуара для мужского хора, он сам делал переложения нот А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.В. Никольского и других корифеев хорового церковного творчества.

Отец Матфей встречался со многими известными регентами того времени. Очень плодотворным стало его сотрудничество с Сергеем Зосимовичем Трубачевым. Произведения последнего отец Матфей часто включал в репертуар своего хора, многие из них были исполнены впервые.

Хор отца Матфея не только пел на богослужениях, но и участвовал в концертах, посвященных выдающимся событиям в жизни Церкви. Одним из наиболее значимых стало выступление хора Троице-Сергиевой Лавры в московском Большом театре в честь празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Были поездки и по Советскому Союзу, и за границу. Таким образом объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ приобретал мировую известность. Осуществлялись записи концертных выступлений хора, издавались пластинки, а затем и компакт-диски с его пением.

Много времени отец Матфей уделял спевкам, на которых велась очень внимательная работа над нотным и словесным текстом, над интонацией, от певчих требовался постоянный слуховой контроль. Перед пением сложного текста он зачитывался кем-нибудь вслух для того, чтобы все хористы прочувствовали каждое слово. Большинство певчих не знали музыкальной грамоты, и отец Матфей добивался передачи нюансов не с помощью специальных терминов, а посредством простых, понятных всем образов, взятых из жизни. Часто он сравнивал певческий звук со звоном колокола.

Отец Матфей был очень требователен к своим хористам, не терпел расхлябанности и рассеянности на спевках и службах. Он обладал удивительным педагогическим талантом, благодаря которому из его хора многие выходили певчими. В работе с хором раскрылись его замечательные качества как регента – щедрость, открытость, общительность, простота и любовь к людям. Он не уставал учить, каждый раз начиная этот труд заново, т.к. состав его хора постоянно менялся – на место выпускников приходили новые студенты.

Отец Матфей, не имея систематического профессионального музыкального образования, обладал необычайной эрудицией в вопросах музыкознания. На семинарах, посвященных регентскому делу, он на равных беседовал с выступавшими музыковедами, поражая доскональным знанием партитур обсуждаемых произведений вплоть до деталей. Его ум был всегда живым и открытым ко всему новому, особенно к тому, что касалось певческого искусства.

Одной из важнейших регентских задач отца Матфея было составление богослужебного репертуара. Отдавая все силы своему служению, он стремился провести службу так, чтобы, по его собственному выражению, «приблизить все, насколько можно, к идеалу». В репертуар хоров отца Матфея входил огромный пласт песнопений: знаменный распев, напевы разных монастырей, сочинения композиторов Синодального периода (1700–1917) и XX в., а также множество произведений в его собственной обработке. При этом даже простое «Господи, помилуй» он взвешивал – «насколько оно соответствует церковности», – многое приходилось редактировать, приводя в соответствие с этим идеалом. Огромный вклад отец Матфей внес в формирование репертуара Великого поста, расписав почти все стихиры на Соловецкий, Валаамский и другие распевы. Также мы обязаны ему возвращением в церковный обиход мелодий подобнов разных гласов и пения на подобны.

Певческое богатство собранного отцом Матфеем нотного архива было столь велико, что на его основе было издано шесть нотных сборников: «Литургия», «Всенощное бдение», «Песнопения Постной Триоди», «Песнопения Страстной седмицы», «Подобны старинных монастырских напевов» и «Рождественский праздничный триптих». Благодаря им появилась возможность познакомиться с репертуаром лаврского хора в редакции отца Матфея далеко за пределами Троице-Сергиевой обители.

Подвиг всей жизни отца Матфея достойно увенчали последние годы, когда он, будучи уже тяжело больным, управлял на службах сидя. Последним его богослужением стало всенощное бдение под праздник Успения Божией Матери 27 августа 2009 г., а через три недели великого регента не стало.

Ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений (Решетников; ныне – митрополит Таллинский и всея Эстонии) после кончины отца Матфея сказал: «Такие люди рождаются, может быть, раз в сто лет, может быть, раз в тысячу лет. Это был самородок, который обладал талантом от Бога и этот талант приумножил».

Интересно высказывание одного из бывших певчих хора под управлением отца Матфея: «Отец Матфей был человеком своего времени, выросшим на партесном пении, но не желавшим соблюдать традицию формально. <…> Думаю, если бы он писал иконы, то писал бы их в живописной манере, но они были бы лучше многих, написанных по древним канонам».

Ученики отца Матфея, продолжая его традиции, поют и служат во многих храмах России и зарубежья, повсюду привнося лаврский дух и красоту лаврского богослужения. На родине великого регента, в станице Архонской, где отца Матфея всегда любили и уважали, в честь него названа улица и воздвигнут памятник. Многие люди помнят и любят его, обращаются за помощью в молитве. Говоря об отце Матфее, преподаватель церковного пения Московской духовной академии игумен Никифор (Кирзин) называет его «светильником, который постоянно горит для всех нас и учит такому же самоотверженному служению Богу».

По благословению митрополита Каширского Феогноста, который в тот период был наместником Троице-Сергиевой Лавры, после прощания с отцом Матфеем его нотная библиотека была передана в ведение библиотеки Лавры.

Трудами братии рукописный фонд великого регента был оцифрован и теперь доступен всем желающим в электронном виде на сайте lavra-noty.ru.


5 марта 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.