Избранные изречения прп. Амвросия Оптинского

Избранные изречения прп. Амвросия Оптинского

О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других – для исправления».

Одной монахине, когда она жаловалась, что ее бранят, старец говорил: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет».

Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: «нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много».

Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: «А мы все смотрим назад», – батюшка сказал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т.е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив».

Внутренняя скорбь – значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь – со стороны других.

Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику сам Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в рай»; а между тем, после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающей грехи.

Самооправдание – большой грех: «Егда́ прииму́ время, Аз правоты́ сужду́» [1].

Самооправдание и обвинение других, правильное ли, или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

Батюшка рассказывал, что когда к старцу Леониду приходили и не осознавали себя грешными, то батюшка о. Леонид говорил: «Ежели ты не грешна, то иди, а там грешные ждут».

Батюшка рассказывал: «Однажды одной княгине было видение, будто она у входа в рай со многими другими, и тут же была девушка в лаптях. Княгиня думала, что ее, т.е. княгиню, за доброту и все добродетели возьмут первой. Каково же было ее удивление, когда вдруг вместо нее взяли эту девушку; она возмутилась, но потом подумала: у меня все-таки есть добродетели, может с этими (указывая на других) возьмут; но ее и тут не взяли. Наконец, взяли всех, а ее и после всех не берут, тогда она упала на землю и начала говорить, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном. И тут услышала над собой: «А вот такие-то и годятся, таких-то нам и надо».

Необходимо скорее обретать успокоение чрез самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения.

Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражиих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Одной монахине старец писал: «Помни Евангельское слово: «бу́дите му́дри, я́ко зми́и, и це́ли я́ко го́лубие» [2]; т.е. береги веру и незлобие, вчиняя себя в число последних, и не берись за то, что выше нас».

Приводя слова блж. Диадоха, старец говорил: «Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Любовь терпит и долго терпит, а если немного не дотерпит – ничего не будет – «претерпе́вый бо до конца́, – той спасе́н будет» [3].

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке, подставляй и левую; а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, т.е. вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: «Терпя́ потерпе́х Господа, и вня́т ми» [4].

«Батюшка! Научите меня терпению», – сказала одна сестра. «Учись, – ответил старец, – и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями?». Ответ старца: «Будь сама справедлива, и не обижай никого».

Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения: «Претерпевый же до конца – той спасен будет».

Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».

Одной больной монахине батюшка писал: «Приими это посещение Божие благодушно, с покорностью воле Божией. "Его же бо любит Господь, наказу́ет" [5], – да вразумит и наставит, и научит терпению, ибо в терпении нашем стяжева́ются души наша» [6].

Помни, что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше.

Старец часто приводил пословицу: «Побежишь от волка, нападешь на медведя». Остается одно – потерпеть и подождать, внимая себе, и не осуждать других, молясь Господу и Царице Небесной, да устроя́ет (устраивает) о тебе полезное, я́коже (как) Им угодно.

Источник: Кто нас корит, тот нам дарит. Пути к очищению души. – М.: Техинвест-3; Благословение, 2012 С. 157-161.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Когда изберу время, Я произведу суд по правде (Пс. 74, 3).

[2] Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16).

[Господь] хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост (Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея).

[3] Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22).

[4] С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне (Пс. 39, 1).

[5] Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6).

Разъяснение своей мысли апостол Павел приводит в следующем стихе Послания к Евреям: Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

[6] См.: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19).


10 Июня 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...