Из воспоминаний об архимандрите Кирилле (Павлове)

Из воспоминаний об архимандрите Кирилле (Павлове)

Ушел из земной жизни архимандрит Кирилл. Конечно, говорить о человеке, который еще не прославлен Церковью, что он святой, нельзя. Однако это «нельзя» – не в смысле запрета. Запрета тут нет никакого и быть не может. Речь может идти лишь о том, что это несколько преждевременно.

Пройдет время, а святость останется. Она только еще ярче воссияет и разогреет сердца людей, которые знали, помнят отца Кирилла и с радостью, и ликованием, и благодарением примут горячее участие в его прославлении. Потому что прославить святого на земле – это величайшая милость Божия самим прославляющим, угадавшим и исполнившим Его волю.

Впервые отца Кирилла я увидел в 1990 году. К этому времени у меня уже созрело твердое желание, чтобы моя дальнейшая жизнь была каким-то образом связана с Церковью. Но как? Когда тебе за 50, сказать так прямо даже самому себе: «Хочу стать священнослужителем», мне казалось неслыханной дерзостью.

Уже больше года я ходил в храм Адриана и Натальи, что в Лосинке. Начал ходить вскоре после 1000-летия Крещения Руси. От души, вслед за могучим басом архидьякона Михаила, вместе со всем приходом пел «Символ веры» и «Отче наш».

Однажды на исповеди местный священник отец Николай спросил меня:

– А вы что, благословение имеете такое, что часто причащаетесь?

– Нет… причащаюсь, потому что…

– Вы сами так решили?

–… потребность чувствую…

Он поинтересовался, как я готовлюсь, что читаю, и под конец заметил:

– Надо тщательней вычитывать Последование к Причастию и каноны. Тогда и благодать от Причастия будет полнее.

В следующий выходной я доковылял в Последовании на церковно-славянском языке уже чуть ли не до середины, даже глаза стали слипаться, и отправился на исповедь: будь что будет! Вышел отец Николай. Я обмер. Вдруг опять спросит, все ли я прочел, разгневается, отгонит? Но не отогнал. Истинно добрый был пастырь.

10 февраля 1990 года, в субботу, мне звонит мой давний знакомый, прихожанин Преображенского храма в Переделкино, как оказалось, помощник настоятеля этого храма, игумена Владимира (Зорина, ныне архимандрита), и, к моей неописуемой радости, от лица настоятеля приглашает к ним завтра на воскресную Литургию. Сам настоятель храма пожелал со мной познакомиться!

Однако, против моего ожидания, утром на исповедь вышел не настоятель, а другой молодой священник в монашеской одежде.

– Грешен, – сказал я. – Человек я вроде уважаемый, доцент, кандидат наук, преподаватель вуза, все у меня с виду пристойно. А мечтаю стать священником. На старости лет! – добавил я, чтобы хоть немного иронией смягчить свою дерзость.

Так осторожно заговорил я в то памятное утро с Богом через этого иеромонаха с приятным лицом. Разумеется, без всякого ожидания каких-то практических последствий от этого разговора. Потому что так уже было однажды в 1988 году в Загорске, где я на исповеди сказал то же самое, что и сейчас. В ответ услышал примерно то, что боялся и сегодня услышать – ни к чему не обязывающие общие слова утешения и напутствия.

Но тут вдруг монах встрепенулся:

– А вы об этом говорили с кем-нибудь из старцев?

– ???

Никогда в жизни еще я не только не разговаривал, но даже в глаза не видел старца!

Отец Агафангел – такое было имя этого иеромонаха – пообещал свести меня в один из ближайших дней, если я еще приеду, со старцем из Троице-Сергиевой Лавры, который, по счастью, сейчас гостит здесь, в Переделкино, с тем, чтобы я от него получил (или не получил) благословение стать священником.

Я отошел потрясенный. «Если я приеду»! Да я примчусь! А там пусть – как Бог даст!

После службы отец Владимир пригласил меня к себе в келью. Когда при разговоре он в какой-то связи упомянул имя отца Кирилла, у меня невольно вырвалось:

– Отец Кирилл? А мне как раз о нем сегодня сказал отец Агафангел на исповеди!

– Что сказал?

– Что отец Кирилл – прозорливый… старец из Лавры… гостит здесь…

– Да, это очень мудрый старец и очень добрый. Воевал и вот пришел к Богу…

– Это просто удивительно!

– Что удивительно?

– Отец Агафангел обещал меня с ним познакомить!

И я поведал отцу Владимиру свою мечту о священстве.

Отец Владимир чрезвычайно оживился. Он весь засветился, так моя мечта пришлась ему по душе. Он еще больше обрадовался, узнав, что мои дети достигли 18 лет.

– Так вы уже свободный человек! – воскликнул батюшка.

Расстались мы на том, что я приеду сюда в среду вечером, к 17 часам. На всенощную под Сретение. Служить будет сам старец отец Кирилл. И там я ему буду представлен.

Два дня прошли для меня в томительной нерешительности. Оказывается, именно на эту среду, 14 февраля, у нас было назначено заседание кафедры. Оно было запланировано давно, просто я забыл. Теперь же становилось совершенно нереально из «Лоси», через всю столицу, попасть в Переделкино к 17 часам. В лучшем случае, часам к 18, а то и 19-ти.

Во вторник вечером звоню моему знакомому предупредить отца Владимира: я сильно опоздаю.

А тревожные мысли одолевали меня.

Во-первых, я подвожу своих коллег по работе: намереваюсь без предупреждения уйти. Пусть даже не сейчас, а через год-два. Но они-то – ничего о моих планах не знают!!

Конечно, с одной стороны, «свято место пусто не будет». Но на первых-то порах они ой-ой-ой как запричитают – при моей теперешней-то нагрузке! А меня только это и будет мучить: как они расценят мой шаг, и что обо мне подумают.

А во-вторых, – отца Владимира. Вся душа моя буквально трепетала, едва я подумаю о неотвратимо надвигающемся на меня неминуемом позоре. Ну где, в какой там «Калужской епархии» я сейчас сгожусь, ни бум-бум еще в богослужении, и даже понятия не имея о таинственном мире, именуемом алтарной жизнью, до сих пор скрытом от меня Царскими вратами и иконостасом?!

В среду на кафедре утверждалась моя новая учебная программа по курсу «Теория управления». Над программой я работал целый год. Программу утвердили. Но чувство у меня было такое, будто я одержал Пиррову победу.

Из института я вернулся домой весь разбитый. А надо было, переодевшись, тотчас отправляться в Переделкино. И вот тут, уже стоя в дверях и готовый выходить, я остановился. Потому что отчетливо услышал не голос, а что-то вроде внушения: никуда не надо ехать, а идти в свой храм Адриана и Наталии на всенощную под Сретение.

Вернувшись после службы, узнаю: звонил мой знакомый, спрашивал меня. А чуть позже он и сам перезвонил:

– Где же ты пропал? Мы тебя ждали! Отец Кирилл тоже ждал тебя и благословил заочно. Ты слышишь? Благословение ты уже имеешь! Все в порядке. Но отец Владимир просит тебя приехать в субботу к 5 часам.

В субботу я приехал, когда служба уже началась. На меня напала вдруг страшная робость, прямо до озноба. Чувствовал, что сегодняшний вечер будет для меня судьбоносным.

Открылись Царские врата. У южной стены алтаря увидел со спины старца Кирилла. Догадался, что это он. Он молился. Потом увидел отца Владимира.

После помазания отец Владимир подошел и тихо сказал:

– Стойте, где стоите. Как освобожусь, я к вам выйду.

Лихорадочно в уме, точно вспышка, возникали слова, которые полагалось сказать старцу при встрече. «Это должно быть немногословно. И вместе с тем емко. Чтобы вместить все. Кратко и исчерпывающе. Скромно и с достоинством. Но что именно?..»

Неожиданно вышел отец Владимир и сказал:

– Пойдемте.

Видимо, угадав мое смятение, он помедлил и, наклонившись, тихо прибавил:

– Как войдете, сразу сделайте три поясных поклона.

Батюшка пошел впереди, а за ним я.

Старец Кирилл поднял на меня глаза.

– О, какой благообразный… представительный… – медленно проговорил он, приветливо улыбаясь. – Прямо протоиерей… нет, архимандрит!

Я подошел под благословение.

Отец Владимир стоял рядом с отцом Кириллом, чуть сзади, и тоже улыбался.

– Ну, что ж, – продолжил старец, – послужите. – И устало кивнул мне.

Наступило короткое общее молчание, которое нарушил отец Владимир:

– Ну, вот, – как бы подытожил он первый момент встречи, обратившись ко мне. – Отец Кирилл благословляет Вас. Без всякого разговора.

И замолчал. Похоже, он и сам был несколько обескуражен таким обстоятельством, что «без всякого разговора».

Но тут снова заговорил старец Кирилл и разрядил затянувшуюся неловкость. Он повел разговор о духовной литературе, которую мне надлежало уже в ближайшее время найти, раздобыть, изучить.

– Ох, есть один проповедник – архиепископ… он в Америке служил, – проговорил отец Кирилл. – Иоанн… – он умолк, припоминая фамилию… – Шаховский! – обрадовано воскликнул тут же и через плечо посмотрел на отца Владимира… – Ох, сильный проповедник! Очень сильный!

Впервые в жизни стоял я в алтаре храма. Так и не проронив ни слова. И, не вполне веря еще собственным ушам, слушал разговор двух батюшек, напрямую касавшийся моей будущей жизни. Мог ли я даже во сне когда-нибудь представить себе такое!

– Сан-Францисский – его псевдоним, вспомнил! – оживился снова отец Кирилл, поглядев на нас по очереди, и повторил задумчиво: – Очень сильные проповеди у него.

Отныне «моим храмом», по благословению отца Владимира, стал вот Преображенский храм в Переделкино.

Отец Владимир вручил мне новенький «Служебник» со словами:

– Изучите, обращая особое внимание на возгласы, которые подает священник на богослужении.

Этим Служебником я благоговейно пользуюсь по сей день. А тогда буквально «проглотил» его за два вечера – от корки до корки. И тяжелые предчувствия зашевелились в душе: будто плыву я в утлой лодочке по убыстряющемуся потоку, который, видно совсем близко уже, на горизонте, заканчивается страшным водопадом. А там – конец.

Вокруг меня велись приготовления. Это уже видно было даже невооруженным глазом. На всенощную к нам в алтарь часто приходил епископ Арсений (ныне митрополит), у которого, как и у Патриарха, в Переделкино находилась резиденция. Владыка Арсений был ласков со мной. Как-то у него с отцом Владимиром состоялась беседа. Разумеется, я не вслушивался. Но алтарь крошечный, и хотя разговор у них был летучий, с недомолвками, я догадывался: речь шла обо мне. Где-то на границе Московской области, по дороге в Калугу, в монастыре появилась вакансия священника.

Ужас охватил меня. Опыт церковной жизни даже не алтарника, а просто прихожанина, – почти нулевой! И вдруг я – священник!

Дождавшись, когда к концу всенощной, на первом часе, владыка Арсений уйдет, набравшись храбрости, я наклонился к отцу Владимиру, к самому уху:

– Батюшка! У меня огромная просьба: хочу как можно дольше быть здесь, в этом храме, с вами рядом – в любом качестве, как вы сочтете нужным!

Будто целая гора у меня спала с плеч. Отец Владимир молча выслушал, подождал и кивнул головой.

Долго я выходил из этого моего «нулевого опыта», почти пять лет. Но это – уже совсем другая тема. Главное – отец Кирилл. Он все видел. Никогда я ему не жаловался, и он никогда не жалел меня. Да и с какой стати? Всем трудно.

Но до чего ж удивительное это море – духовная жизнь! Все мы плывем, барахтаемся, хлебаем, как в настоящем водовороте, цепляемся друг за друга… Ведь все бывает в невидимом духовном мире. Однако есть и твердь таинственная. Она, то появляется будто ниоткуда, то погружается, и кажется, нет ее, и ты опять, как в пустоте, барахтаешься, пока чудесным образом вновь не ощутишь твердь. Твердью, как это мне открылось много лет спустя, когда служил уже священником в других московских храмах, была молитва отца Кирилла.

В бытность дьяконом, со многими «ушибами», «ожогами», «язвами», – вполне заслуженными! – иду однажды в сумерках по снежной тропинке, глядя под ноги. И вдруг, подняв взгляд, вдалеке между постройками вижу: тропинку торопливо пересекает фигурка монашеская, поклонилась в мою сторону поясно, засеменила дальше. И скрылась.

«Так это ж был отец Кирилл!» – дошло вдруг. Бегу, догоняю уже в притворе храма.

– Отец Кирилл, ведь это вы прошли только что…поклонились, а я прозевал…

– Ничего, – смеется он. Добро так смеется. – Мы все тут кривыми дорожками ходим.

Ком встал в горле. И уже не чувствуешь ни ушибов, ни ожогов, ни язв. Он все видит, оказывается. И врачует невидимо.

В конце января 1994 года у нас на Преображенском подворье появился новый священник – иеромонах Евграф. Очень славный священник.

– Вы знаете, – говорю ему, – у меня есть мечта. Только боюсь ее вслух высказать кому-нибудь. Засмеют.

В алтаре стоим перед всенощной.

– А что такое?

– Хочу храм построить.

– Ну, и что?

– Да как – «что»? Нищий дьякон – и вдруг храм. Курам на смех!

– А вы благословение возьмите. Не брали? Возьмите благословение!

И кивает на отца Кирилла, который стоит у жертвенника, погружен в молитву. Просфоры вынимает. Перед ним – гора просфор с записками.

– Что, прямо сейчас?

– Прямо сейчас!

Подхожу осторожно. Справа останавливаюсь. Жду, когда обратит внимание.

– Отец Кирилл, благословите храм построить.

Медленно поворачивает голову, смотрит:

– А кто строить будет? Люди есть?

– Бог пошлет.

– Гм. – Вынул просфору, другую. Снова поворачивается. – А деньги, на что строить, есть?

– Бог пошлет.

– Гм. – Вынул еще просфору. Помедлил и вдруг перед собой рукой с копием точно рассек пространство: – Ну, строй тогда!

– Ну, что? – участливо обратился отец Евграф, когда я, обогнув горнее место, вернулся к нему. – Благословил?

– Ой, я даже не понял. Вроде благословил… – И передаю разговор.

– Конечно, благословил! Поздравляю!

Теперь-то я уже и сам понимаю, что благословил. Иначе ведь и быть не могло. Чудо-то совершилось! Храм стоит. А всякое чудо разве может произойти само по себе?

Хотя до исполнения этого чуда должно было произойти еще очень много подготовительных ступеней-событий, чтобы они все согласно улеглись в основание нынешнего нашего храма.

До сих пор и, наверно, уже навсегда у меня перед глазами стоит вдалеке хрупкая фигурка монаха в зимней рясе, застывшая на снегу в поясном поклоне, а от нее волнами, набегая одна на другую, ввысь поднимаются, точно радуга, бесконечные золотые круги и растворяются в небе.


протоиерей Борис Куликовский,

настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Костино, г. Королёв


Источник: hramvkostino.ru


4 мая 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.