Из истории развития Троице-Сергиевой Лавры

Из истории развития Троице-Сергиевой Лавры

В Троице-Сергиевский монастырь возник в то время, когда в русской истории назревал огромной важности перелом: кончился, вслед за Киевским, ее Владимиро-Суздальский период и началось возвышение Москвы и кристаллизация того своеобразного и величественного целого, которое име­нуется Московской Русью. 

После битвы на Куликовом поле в 1380 году Троицкий монастырь сделался как бы сердцем Московской Руси и одним из круп­нейших очагов русской культуры и просвещения. Всё совмещалось и концентрировалось в монастыре как в сокровищнице наци­онального творчества, как в живом творческом музее. Даже самый строй монастырский, которому прп. Сергий придал трудовой и общежитный характер, воспитывал дух дисциплины и подчинения высшим целям среди достаточно первобытного русского общества того времени и вносил смяг­чение во весь уклад русской жизни.

Троице-Сергиев монастырь на протяжении нескольких столетий являлся одним из наиболее славных и блестящих монастырей-академий. С внешней стороны жизнь в Троице-Сергиевом монастыре вначале была скудна и привлекала лишь ищущих уединения и подвига. Но уже при жизни преподобного Сергия измени­лись обстоятельства и нарушено было безмолвие пустыни: кругом монастыря стали селиться крестьяне, мимо него про­шла большая дорога на Переславль и Ростов, а при преподоб­ном Никоне, преемнике преподобного Сергия по игуменст­ву, обитель начала получать уже пожертвования и вклады в виде вотчин, пустошей, рыбных ловлей, соляных варниц и т. д. 

При Иване Грозном монастырь славился своим поразительным хлебосольством и гостеприимством: никому не было отказа в приюте и пище, причем угощение почетных гостей бывало иногда исключительным по обилию и роскоши: особенно сла­вились троицкие меды и пития, о которых с восторгом отзы­вались иностранцы. Обитель преподобною Сергия стала предметом национальной гордости: мы знаем целый ряд сви­детельств иностранцев, которым показывали Троицкий мона­стырь как одну из величайших достопримечательностей царства Московского. 

Троицкому монастырю выпало на долю еще одно блестящее деяние — послужить оплотом русской независимости в Смутное время.

Впоследствии, уже в конце XVII века, Троицкий монастырь дважды укрывал в своих стенах юного Петра Великого во время стрелецких волнений, предание и сейчас указывает на огромного деревянного орла за престолом Успенского собора, будто бы выточенного самим Петром и поставленно­го на том самом месте, где хотели убить его.

Лавра дала нечто ценное в культурной области — лаврскую семи­нарию, открытую в 1742 году.

В XIX веке Лавра дала от себя ряд молодых побегов — мо­настырей близ Троицы.

Оглядывая одним взором всю более чем пятисотлетнюю историю Лавры, мы невольно приходим к выводу, что тут сов­местным творчеством ряда поколений было создано нечто онтологическое, превышающее обычный человеческий мас­штаб, самодовлеющее живое ядро, лишь менявшее свои одеж­ды и оболочки, подчас замиравшее и казавшееся застывшим, но все же оживавшее и способное вновь к великим деяниям. Душа Лавры жила во всех этих метаморфозах, как золото тлеющих углей под слоем пепла.

И теперь, оценивая все бесчисленные культурные сокрови­ща, накопленные Лаврой, мы должны особо выделить ее богат­ства художественные. Русский гений сверкает здесь во всех областях, всеми гранями своего многообразия: когда обнару­жатся все эти сокровища и станут предметом всеобщего обо­зрения и изучения, мы смело можем сказать, что Лавра займет одно из выдающихся мест среди художественных центров Европы и, может быть, сыграет видную роль в намечающемся возрождении русского искусства.

Игумен Андроник (Трубачев)

Источник: Игумен Андроник (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918-1946 гг. Троице-Сергиева Лавра и Россия. - С. 303-306.


16 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.