Воскресенская церковь в Сергиевом Посаде - памятник народному подвигу

Иеромонах Гурий (Гусев)
Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

История храма Воскресения Христова в Кокуеве
Церковь Воскресения Христова. Воскресенское подворье Лавры.

На Руси с древнейших времен существовала давняя традиция воздвигать храмы в честь побед русского оружия и в память павших защитников Отечества. По преданию храм Воскресения Христова был построен в память ратников, защищавших Троице-Сергиеву лавру от польско-литовских захватчиков с 1608 по 1610 г. Храм и все, что связано с ним, пропитано символизмом в память о страшном нашествии польско-литовских захватчиков и всех павших защитников на поле боя – это своеобразная летопись исторических традиций в камне.

Истории постройки храма предшествовали трагические события Смутного времени и осада Троице-Сергиевой лавры. Борьба против оккупантов при защите монастыря выразилась в том, что монахи, воины, посадские люди и крестьяне «сели в осаду». Они постоянно совершали вылазки за территорию монастыря-крепости, не давая врагу передышки ни на минуту, нападая на стан врага, а также добывая такие необходимые ресурсы для защитников крепости, как лес для обогрева жилищ, еду и фураж. Во время осады, архимандрит монастыря Иоасаф на предложение католика Я. Сапеги сдаться ответил интервентам, что монастырь защищает веру православную и сохранит верность государю «который на Москве будет». Это послание разлетелось сотнями копий по стране вызвав рост национального самосознания. Оборона монастыря имела общенациональный, созидательно-государственный характер, умноженный на важность защиты православной святыни от хорошо вооруженной опытной в военном деле польско-литовской шляхты во главе с Лжедмитрием II. Благодаря решительному отпору защитников монастыря, несмотря на голод, холод, эпидемии, огромные потери 12 января 1610 г. осада была снята, оборона Троице-Сергиевой лавры помогла уберечь Москву от вторжения интервентов и защитить страну. Тогда же появилось «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына (1620 г.), автор повести произносит такие слова: «Блажени, отцы Сергие и Никоне яко не попустисте еретиком разрушити стѣн дому вашего святого! Блажени, скончавшеися в дому чюдотворца и имущеи к нему дерзновение!»[1]. Эти слова стали пророческими. По преданию, возведение в Казачьей слободе церкви связано с трагическими событиями осады, монастыря польско-литовскими захватчиками в 1608–1610 гг. «Место это "окроплено кровию яко дождевыми каплями", – сюда совершались вылазки осажденных в лес за дровами»[2]. Через 40 лет, именно столько времени понадобилось людям для восстановления хозяйства после Смутного времени в память об этих событиях и в надежде воскресения погибших защитников в 1655 г. здесь был поставлен Воскресенский храм.

В литературе указывается, что церковь строилась на средства монастыря по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона, однако в документах указано, что церковь «изстари мирское строение»[3], то есть построено на деньги прихожан. Первое упоминание о храме встречается в писцовых книгах за 1655 г. отмечено, что «прибыла вновь церковь Воскресения Христова, что под монастырем, в Казачьей слободе»[4]. Фраза «прибыла вновь церковь» означает, что церковь была построена на месте, где раньше не было церковных строений. По составу причта церковь была двухкомплектной, что свидетельствовало о большой и довольно состоятельной церковной общине. Интересно, что в книгах Патриаршего Казенного приказа вновь построенные церкви записывались как «вновь прибывшая в оклад», то есть церковь с «положеною по окладу данью». Дань с церквей собирались «поповскими старостами»[5] в патриаршую казну. Воскресенский храм ежегодно платил налоги, к примеру в 1655 г. – 20 алтын, в 1683–1692 гг. – 25 алтын; в 1720–1742 гг. 1 – руб. 15 коп.

В писцовых книгах за 1685 и 1686 гг. представлено первое описание храма – «церковь Воскресения Христова деревянная клецки[6], а в церкви образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола»[7]. В ведомости «Московского уезда Троицкой десятины того Троицкого Сергиева монастыря, подмонастырных слобод церкви Воскресения Христова» за 1741 г. к храму было приписано десять слобод: Подмонастырская слобода, Средняя слобода, Кирпичная слобода, Нижняя слобода, Красная слобода, Тележная слобода, Конюшенная слобода, Соловьевая слобода, Бутырская слобода, слобода Углич. Всего при церкви Воскресения Христова в 453 приходских дворах жили 1885 человек[8].

Интересно, что антиминсы для подмонастырных церквей просил выдать учрежденный собор Троицкой Сергиевой лавры, который в своем прошении от 6 ноября 1747 г. требовал 42 антиминса для состоявших при лавре приходов, в том числе для церквей Петра и Павла, Воскресения Христова. Просимые антиминсы были выданы[9]. В этом документе указано два храма и действительно к середине XVIII в. в Каличьей слободе по обычаю того времени было два деревянных храма один зимний (теплый), второй летний (холодный).

Часовня памяти защитников Троицкой обители на территории Воскресенского подворья
Часовня памяти защитников Троицкой обители на территории Воскресенского подворья

Деревянные церкви со временем приходили в ветхость. Переписка о получении разрешения на постройку новой церкви между инстанциями могла длиться годами. В 1752 г. священники Воскресенской церкви Михаил Герасимов и Герасим Федоров с прихожанами просили Учрежденный собор Троицкой Сергиевой лавры о разрешении построить за ветхостью, вновь деревянной церкви на том же месте в Подмонастырной Каличьей слободе во имя Обновления храма Воскресения Христова. Разрешение на строительство храма от Синода было получено довольно быстро – 2 декабря 1752 г., а уже через три года указом № 476 от 11 сентября 1755 г. было дано разрешение на освящение вновь построенной деревянной церкви во имя Воскресения Христова[10].

Переписка о постройке храма занимает несколько архивных дел и содержит уникальную информация о всех перипетиях строительства от получения разрешения на постройку до разных коллизий и наконец о разрешении на выдачу антиминса и на освящение нового храма.

Рассмотрим процесс постройки храма на основе выявленных архивных документов. Среди журналов Московской духовной консистории отложилось интересное дело, которое свидетельствовало о том, что в 1755 г. в Сергиевском посаде происходит передел приходов, по которому самостоятельный приход Воскресенской церкви в Кокуеве хотели упразднить, а его прихожан приписать к Рождественскому собору. 9 марта 1775 г. в Московской Духовной Консистории в присутствие: Сретенского монастыря архимандрита Никона, архангельского собора протоиерея Петра и Сретенского собора протоиерея Иоанна слушали дело о прошении Вознесенского прихода священника Андрея Иванова с приходскими людьми дать им позволение из приготовленного материала «нынешним летом соорудить обширную трапезу с двумя приделами», однако вместо разрешения последовала резолюция надписанная рукой Московского архиепископа в которой сообщалось, что наместник Троицкия Лавры обще с протопопом и Вознесенским и Клементьевскими священниками разделил приходы, а церковь в Кокуеве приписали к Рождественскому собору, и постановили «Кокуевскому священнику с причтом искать себе праздных мест и обязать [их] во оном подпискою»[11]. Однако эта резолюция была реализована лишь частично, в сентябре 1755 г. трапезная храма была достроена и освящена, более того в храме по-прежнему служили два священника и два дьякона, то есть храм остался двух комплектным по-своему многоприходству[12].

К этому стоит добавить, что в период с 31 августа по 12 сентября 1755 г. в Московской духовной консистории велось дело №739 по прошению священников и причта храма об освящении новой трапезной. Разрешение было получено очень быстро, всего за 12 дней учитывая расстояние от Троицкого монастыря до Москвы и объем переписки между Священным Синодом, Московской духовной консисторией и Духовным правлением Московского уезда Радонежской десятины. Возможно, быстрота получения разрешения на освящение трапезной храма видимо была связана с тем, что храм был приходской церковью подчиненной Духовному правлению при Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

В рапорте в Московскую духовную консисторию за № 418 от 27 августа 1755 г. указом ее императорского величества Елизаветы Петровны «велено при Троицкой лавре в Воскресенском приходе …построить [церковь] а построя Святыми иконами и протчим церковным имуществом убрать во всем по чину Православно Восточныя церкви». После построения церковь была украшена «Святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана во всем по чину». Все церкви после постройки осматривались конторскими чиновниками, после чего писался в консисторию отчет. История сохранила для нас имя ревизора Воскресенского храма, который осматривал 31 августа 1755 г. протопоп Иоанн, который в доношении писал, что в храме «престол и поставленные во иконостасе Святыя иконы по подобию протчих церквей устроены добропорядочно також же одежда и протчия»[13]. Таким образом церковь оказалась готова к освящению, о чем и было сообщено в соответствующие инстанции.

Согласно протоколу Московской Духовной Консистории подписанном 7 сентября 1755 г. и напечатанном на гербовой бумаге сообщалось, что по указу ее императорского величества Елизаветы Петровны Московская Духовная консистория «приказали о освящении показанной церкви для главного рассмотрения представить»[14] и так как церковь была «построена и Святыми иконами и книгами и протчим церковным благолепием убрана» 12 сентября 1755 г. поступил указ из Московской Духовной Консистории в Радонежское духовное правление о разрешении освятить церковь на выданном вновь освященном антиминсе[15].

К сожалению, в деле не указано из какого материала строился храм – из дерева или камня, из выше размещенного текста Н. Скворцова, следует, что речь идет о постройке вместо старого ветхого деревянного храма, нового также деревянного храма. Ныне существующую каменную церковь начали строить только в 1811 г. Очевидно, эта деревянная церковь, освященная в 1755 г. простояла 56 лет до начала строительства нового каменного храма.

В архиве отложилось постройке храма. В архиве отложилось несколько уникальных контрактов по постройке ныне существующего храма св. ап. Петра и Павла в Кокуеве. Подобные дела встречаются крайне редко. При постройке храма причт храма с прихожанами заключили 4 октября 1810 г. контракт на 1811 г. на строительство каменной церкви.

Крестьянин Владимирской губернии Экономического ведомства села Красного Григорий Герасимов сын Логинов договорился «с состоящей при Лавре Воскресенской церкви, что в Кокуеве со священником Сергеем Васильевым и церковным старостою Иваном Ивановым Мироновым и приходскими людьми», в том, что он рядом с деревянной церковью выстроит из церковного материала по данному плану и фасаду каменную церковь. При постройке храма участвовал весь приход, например в контракте по постройке храма прописано, что приходские люди должны «по плану для бута вырыть рвы шириною и глубиною в два аршина, а мне своими рабочими людьми в нынешнее осеннее время по глине вывесть бут…за весь оной бут по сделании получить мне с рабочими сто пятьдесят рублей». Мастер обещал за два лета построить церковь и колокольню и закончить стройку в 1812 г., с оговоркой «ежели не будет остановки в материалах», сделать фасад алтаря, приделы со сводами. В качестве оплаты за работу он брал с прихода «с каждой тысячи кирпича по четыре рубли; а выше сводов до окончания церкви и колокольни с каждой тысячи кирпича по 4 руб. 50 коп.». В договоре указан и то, что там, где нужно будет использовать белый камень «на углах и подставах то класть оной безотговорочно и за оной денег не требовать». Так же мастер отмечает, что «все оное делать мне самою хорошею и чистою работою; а ежели кем что усмотрено будет худо то без отговорочно должен переделать…За оную работу своих денег вперед не требовать, а получать мне по усмотру от работы». Кроме того, мастер обещался подготовить рабочих десять человек с паспортами, и обещал «что если за материалами остановки не будет, то их [рабочих] с оной работы в другие места не сводить». За лето строители должны были сделать кладку минимум в сто тысяч кирпичей.

Приход со своей стороны обещал обеспечить рабочих и мастера инструментами (ломами, топорами, заступами, и двумя веревками «для подвязки бревна» (бревно выполняло роль строительного уровня и применялось для оценки кривизны стен), а также обеспечить рабочих жильем и дровами. Контракт заключается клятвенными обещаниями соблюдения пунктов контракта: «мне подрядчику Григорию Герасимову Логинову так и священнику и церковному старосте Миронову и приходским людям содержать свято и нерушимо».

Удивительно то, что храм строил (и построил) неграмотный (не умел ни читать, ни писать) крестьянин Григорий Герасимов Логинов, в документах так и написано «за неумением ево по ево просьбе Свято Троицкия Сергиевой Лавры учрежденного Собора копиист Данила Булдырев руку приложил а означенной крестьянин Григорий Логинов показал что оное условие писано по согласию ево». Этот строительный контракт подписал также Радонежского духовного правления повытчик[16] Иван Вениаминов. Подлинный контракт получил Вознесенский священник Василий, для доставления Воскресенскому священнику Сергию, о чем он и подписался[17].

В «книге записям контрактам» за 10 мая 1812 г. под №23 содержится еще один контракт согласно которому крестьянин экономического ведомства деревни Ковалевой Владимирской губернии Алексей Муратов обещал священнику Иоанну, старосте Ивану Миронову и прихожанам Воскресенской церкви поставить двести тысяч кирпичей «хорошей доброты» для постройки церкви, при этом кирпичи должны были делаться на «собственном заводе прихожан» в Сергиевом Посаде с условием, что песок, дрова, рогожи, ведра и веревки должны представить сами прихожане «собственным своим коштом», так же прихожане должны были предоставить мастеру квартиру, а за каждую тысячу кирпичей платить по восьми рублей. Мастер обещал к 25 июлю 1812 г. поставить первую партию в 20 000 кирпичей. Отдельно оговаривалось, что в случае какой-либо задержки в материалах прихожане должны были заплатить мастеру за каждые сутки простоя по 5 руб. Из доставляемого кирпича в тысяче должно быть сто половинчатых и 900 целых «хорошей доброты», и «так чтоб для десяти человек каменщикам не было остановки». Этот контракт подписан: «сие условие содержать буду свято и ненарушимо...К сей сказке вместо вышеписанного крестьянина Алексея Муратова за неумением ево грамоте и писать по ево личному прошению Андрей Соколов руку приложил. Подлинное условие с явкою церковный староста Иван Иванов Миронов за неумением ево грамоте и писать по самоличному прошению купец Андрей Трегубов руку приложил»[18].

В «книге записям по контрактам» на 1813 г. за №4 сообщалось. Что в июле 1813 г. Московской губернии Сергиевского посада купцы и мещане торгующие на Красной горе в лавках близ Белого пруда «записные купцы Андреян Феодотов Бурдуньин, Андрей Ипатиев Зубачевский, Карп Пролубщиков, мещане Григорий Свиньин, Иван Плешков, Николай Масалин» дали обязательство приходской церковному старосте крестьянину Герасиму Антонову сыну Ломову церкви Воскресения Христова что в Кокуеве в том что они взяли от церкви от него Ломова взаимообразно для построения своих каменных лавок известь тысячу триста пудов[19] с тем чтоб доставить оную первого сорта к 1 январю 1814 г[20].

В «книге записям по контрактам» на 1814 г. за №13 имеется контракт заключенный между крестьянином Владимирской губернии и округи казенного ведомства Боголюбского участка села Борисовского Александром Семеновым с священником Иваном Сергеевым и с церковным старостою Герасимом Антоновым Ломовым о проведении в строящемся храме каменных работ «вывести купол и фонарик пролетный равно и над алтарем и соблюсти порядок по сданному плану вышины от бута тридцать два аршина[21], в настоящей внутри вывести два столба для утверждения осмирика и вырыть под оные канавы и забутить…производить оную работу из готового материалу заготовленным старостою Антоновым у настоящей из боковых дверей с обеих сторон сделать два крыльца из кирпичу и утвердить у дверей по четыре столба на стороне колонные и над ними выкласть фронтоны а в тумбах выкласть ряд из белого камня вверху и внизу, а в осмирике как рассудится есть ли четвероугольный то выкласть фронтоны арку и свод разобрав без утраты произвести в дела, а что в кладке прежней окажется сумнительно и нужно будет поправить то ему Антонову взять у меня работников за особливую плату…в окнах подушки из белого камня и карниз провести из кирпича простого». Мастер обещал сделать все работы к 1 мая 1814 г. при этом отдельно оговаривались условия, если будет задержка с материалом, то мастер даст время старосте от месяца и более чтобы тот смог достать материал, а работников тогда он отошлет на другую работу.

Кроме денег рабочим давался сухой паёк состоящий из: «муки ржаной 50 пудов цена за пуд рубль шестьдесят пять копеек, круп грешневых тридцать четвериков цена за четверик два рубля масла постного два пуда цена за пуд восемь рублей ржаного, солоду четыре четверика цена за четверик рубль семьдесят пять копеек»[22]. Этот контракт составлен на достройку верхней части Воскресенского храма – центрального восьмерика и двух столбов в интерьере, на которые этот восьмерик должен был опираться. Восьмерик мастер должен был сделать «в окнах» – т.е. с оконными проёмами. С обеих сторон при входе в храм с севера и юга планировалось сделать две паперти с колонными портиками. Интересно, что руководил подготовкой всех материалов для работ церковный староста Герасим Антонов Ломов. Всего за работу мастер Александр Семенов должен был на себя и своих помощников получить 1300 рублей серебром, аванс перед работой составил 25 рублей и по вступлению в работу 50 рублей – всего 5,7 % от общей суммы работ.

По справке Московской духовной консистории в 1813 г. церковь храма Воскресения Христова что в Кокуеве с приделом Святых Апостолов Петра и Павла «показана деревянная в твердости, утварь церковную к священнослужению имеет посредственную. Сверх оной деревянной церкви с дозволения Преосвященнейшего Платона Митрополита Московского последовавшего в 1811-м году апреля 29 дня строится новая каменная церковь». Особо ценно в этом деле то, что указано, что каменный храм строится с дозволения Митрополита Платона (Левшина) с 29 апреля 1811 года – эта дата является началом истории ныне существующего каменного Воскресенского храма.

После постройки нового каменного храма во имя Обновления храма Воскресения Христова с пределом во имя святых апостолов Петра и Павла с разрешения архиепископа Московского Августина от 3 мая 1818 г. ветхую деревянную церковь разобрали, а утварь из старой церкви перенесли в новую, местные образа также поставили в новый иконостас[23]. После положительного рапорта об освидетельствовании церкви от благочинного (в то время благочинным был священник Вознесенской что при Лавре церкви Василий Никитин), последовала резолюция архиепископа Августина от 29 июня 1818 года: «отцу архимандриту наместнику храм освятить и антиминс выдать»[24].

Сохранилась уникальная полная опись храмового имущества, составленная 4 июня 1818 г.[25], только книг указано 40 наименований, интересна «Книжица о победе над супостаты Христоименитому воинству» в алтаре хранилась книга – в память победы над армией Наполеона (!). Виды тканей, из которых были сшиты перечисленные в описи ризы поразят воображение любого нашего современника: парчевые, штофные, утриновые, грезетовые, тафтяные, пукетовые, отласные, бамберековые, гарнитуровые, тафтяные булавчатые, плисовые, камчатные[26]. Сама опись написана мелким почерком и занимает 15 листов с оборотами. Опись имущества подписана священником Феодором Алексеевым, дьячком Иваном Яковлевым и пономарем Михайлой Никитиным[27].

25 июля 1818 года архиепископу Августину от наместника Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, архимандрита Никанора поступил рапорт о том, что 21 июля 1818 г. «новопостроенный храм в Воскресенском, что при Лавре, приходе по чиноположению мною освящен»[28].

Каменная Воскресенская церковь в Кокуеве строилась 7 лет. При освящении новой каменной церкви вблизи неё стояла старая деревянная церковь. Интересно, что храм освятили до его полной достройки, т.к. колокольня ещё только строилась. По описи имущества и докладу был освящен только главный храм, а колокольня, придел в трапезной еще не были закончены.

В июле 1819 г. придел во имя Святых Апостол Петра и Павла был достроен в него был перенесен антиминс, находящийся «в твердости», из старой деревянной церкви, была составлена отдельная опись «сколько находится в оном церковной утвари» придела во имя святых апостол Петра и Павла[29]. Опись имущества храма и придела удивляет большим количеством икон, украшенных убрусами. Такие иконы были древними и особо почитались верующими.

Интересно, что в своем рапорте священник Воскресенского храма Федор Алексеев попросил благословить митрополита Серафима разрешить «старую деревянную церковь разобрать и употребить на обжиг для вновь строящихся церквей кирпича в имеющемся при нашей церкви завода». Из документа следует, что у Воскресенского храма был свой собственный кирпичный завод. Митрополит Серафим дал положительную резолюцию за № 982 от 19 июля 1819 г. на эту просьбу[30]. Только через месяц вышел указ о дозволении освятить придел, который был освящен 28 сентября 1818 г. «Спасовифанской семинарии ректором и архимандритом Никанором по чиноположению с духовенством Сергиевском посада»[31].

Дальнейшую историю церкви мы узнаем из «Ведомости о церкви Обновления храма Воскресения Христова в Сергиевом посаде» за 1827 г.: церковь построена в 1820 г. тщанием прихожан, зданием каменная, крепка, покрыта железом и выкрашена, в ней два престола в холодной во имя Обновления храма Воскресения Христова, в теплом придел во имя св. апостолов Петра и Павла, утварью достаточна, причта при ней положено: священник и два дьячка, прихожан 912 человек[32].

В советское время часть дел по храмам было утрачено, из описей до 1917 г. сохранились названия утраченных дел, которые позволяют по заголовку дел восстановить многие очень интересные события из жизни храма. Например, в 1852 г. в Московской Духовной Консистории велось дело о разрешении церковному старосте Воскресенской церкви, что при Лавре, купцу Дятлову употребить пожертвованную сумму на украшение киота на образе Скорбящей Божией Матери[33]. В августе 1912 г. среднегодовая доходность за последние 10 лет Воскресенской церкви Сергиева посада составила 209 рублей – почти в 2 раза выше, чем в среднем по Московской губернии. Интересно, что по доходам среди всех шести храмов Сергиева посада Воскресенская церковь была на самом последнем месте. Доходность других храмов была такой: 1) Вознесенская церковь – 441 руб.; 2) Ильинская церковь – 373 руб.; 3) Христорождественская церковь – 314 руб.; 4) Всехсвятская церковь (на кладбище) – 227 руб.; 5) Успенская церковь в Клементьеве – 221 руб.[34]

По своей архитектуре Воскресенский храм принадлежит к эпохе классицизма с барочными элементами и построен по трехчастной схеме: храм, трапезная и колокольня. В XIX в. храм опоясывала кирпичная ограда с двумя башнями по углам, однако она не сохранилась, часть колокольни также была разобрана в 1952 г[35]. В советское время храм использовался под нужды города. История храма тесно связана с историей города. 23 сентября 1991 г. городу Загорску было возвращено его историческое название – Сергиев Посад, так совпало, что с этого времени начинается и возрождение приходских храмов, Воскресенский храм был отдан верующим и отреставрирован. Восстановление храма в 1991 г. знаменовало собой возрождение исторических традиций.

История Воскресенского храма насчитывает без малого почти четыре века. На месте существующего храма, построенного в 1820 г. последовательно существовало три деревянные церкви. Святитель Московский митрополит Филарет (Дроздов) о создании храмов писал: «посвящение Богу храма и усердный подвиг для его благоустроения и подобающего святыне украшения есть приятное приношение Богу; и в тоже время есть великая милость Божия человеку, ибо не всякому человеку дается жребий создать или возобновить храм Богу». Храм Воскресения Христова с приделом во имя святых Апостолов Петра и Павла, в Сергиевом Посаде – это своеобразная летопись исторических традиций в камне. Приходские церкви играют не только духовную, культурную, образовательную роль, но и являются неотъемлемой частью архитектурного своеобразия Сергиева Посада. Луковки куполов, шпили колоколен отмечают собой исторически сложившиеся духовно-культурные центры подмонастырских слобод. Храмы – существенная часть культурного наследия страны.

Гурий (Гусев), иером.
История храма Воскресения Христова в Кокуеве //
Цер- ковный историк. 2022. No 2 (8). С. 90–103.
DOI: 10.31802/CH.2022.8.2.005

Библиография

История русской армии от зарождения Руси до войны 1812 г. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2003. — 702 с.

Отчет о доходах храмов Московской губернии // Московские церковные ведомости. – М., 1894. №29. С. 15.

Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 2006. – Т. 14: Конец XVI – начало XVII века. – 758 с.

Скворцов Н. А. прот. Архив Московской Св. Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск 1. – Москва, 1911.

Токарева Т. Ю. Приходские Церкви Сергиева Посада. — Сергиев Посад, 1997.

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах 16–18 вв. Выпуск 11. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины. – М., 1911. – 219 с.

Исповедная ведомость // Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 203. Оп. 747. Д. 18. Ч. 2–3.

Дело о постройке трапезной // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 131.

Ведомость церкви Обновления храма Воскресения Христова в Сергиевом посаде // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1772.

Дело о постройке трапезной // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 451.

Дело о постройке каменного храма // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 6474.

Дело о постройке храма // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 7412.

Протокол Московской Духовной Консистории от 7 сентября 1755 г. // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 753. Д. 864.

Строительный контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 22.

Дело о постройке трапезной // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 24.

Контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 29.

Контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 30.


Примечания

[1] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 2006. – Т. 14: Конец XVI – начало XVII века. – 758 с.

[2] Токарева Т. Ю. Приходские Церкви Сергиева Посада. — Сергиев Посад, 1997. – 32 c.

[3] Исповедная ведомость // Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 203. Оп. 747. Д. 18. Ч. 2 –3. Л. 117.

[4] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах 16–18 вв. Выпуск 11. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины. – М., 1911. – С. 344.

[5] В XVII в. «поповскими старостами» называли благочинных.

[6] «Деревянная клецки» – деревянная церковь главный четверик которой построен клетью.

[7] Такое перечисление церковного имущества характерно для XVIII в., позже описи стали составляться с подробным детальным описанием с распределением предметов по категориям: купола, ризы, иконы и т.д.

[8] Метрическая книга // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 18. Ч. 2 –3. Л. 118 –119.

[9] Скворцов Н. А. прот. Архив Московской Св. Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск 1. – Москва, 1911. – С. 208 –209.

[10] Там же. – С. 219.

[11] Прошение Вознесенского прихода священника Андрея Иванова с приходскими людьми дать им позволение соорудить трапезу // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 131. Ч. 3. Л. 74 –74об.

[12] Прошение о постройке трапезной // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 451. Ч. 1. Л. 24.

[13] Протокол Московской Духовной Консистории от 7 сентября 1755 г. // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 753. Д. 864. Л. 1.

[14] Там же. Л. 2 –2об.

[15] Указ Московской Духовной Консистории о разрешении освятить церковь // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 753. Д. 864. Л. 3, 3об, 4, 6.

[16] Повытчик – служитель канцелярии, ведающий делопроизводством.

[17] Строительный контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 22. Л. 2 –3 об.

[18] Контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 24. Л. 8 –8 об.

[19] 1 пуд соответствует 16,38 кг.

[20] Контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 29. Л. 22 об.

[21] 1 аршин соответствует 71,12 см.

[22] Контракт на постройку церкви // ЦГА г. Москвы. Ф. 73. Оп. 2. Д. 30. Л. 3 об., 8, 8 об., 9.

[23] Докладная записка // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 6474. Л. 1, 1 об.

[24] Там же. Л. 1.

[25] Там же. Л. 3 –15.

[26] Все названия приведены в соответствии с написанием в описи.

[27] Там же. Л. 15.

[28] Там же. Л. 19.

[29] Опись имущества // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 7412. Л. 3 –4.

[30] Там же. Л. 1 –2.

[31] Указ // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 7412. Л. 7.

[32] Ведомость о церкви Обновления храма Воскресения Христова в Сергиевом посаде // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1772. Ч. 1. Л. 10 –13.

[33] Прошение // ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 636. Д. 33 утрачено.

[34] Отчет о доходах храмов Московской губернии // Московские церковные ведомости. – М., 1912. №36 –37. – С. 29.

[35] Токарева Т. Ю. Указ. соч. С. 24.


Теги: Подворья
18 января 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.