Имени Рублёва

Имени Рублёва
Александр Солдатов - старший преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии, советник Патриарха по вопросам архитектуры зарубежных храмов. Участвовал в росписи церквей в России и за рубежом, разрабатывал проект храмового убранства в Гамбурге, Рейкьявике, Сан-Тропе. Выполнил значительную часть фресок в храме святой великомученицы Екатерины в Риме. В эти дни осуществляет роспись братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. Возглавляет сергиевопосадский Центр храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева.

- Есть мнение, что в одном человеке светский художник и иконописец обычно не уживаются. Что вы, художник-декоратор по первому образованию, думаете об этом?


- Это предубеждение. Быть иконописцем и не быть художником невозможно. И тот и другой видят мир в образах, и в случае с иконописцем здесь даже терминология совпадает. В свое время, в годы возрождения иконописи в нашей стране, некоторые впадали в крайность, заявляя, что, мол, для того чтобы стать иконописцем, нужно убить в себе художника. Это можно принять в том смысле, что убить нужно те грязные, привнесенные образы, которые роятся в голове. Но никак не образное видение.



- Что остается от иконы, когда ее перепечатывают на бумаге миллионными тиражами?

- Здесь я согласен с нашим замечательным батюшкой о. Павлом Великановым, у которого была классная статья, где он разбирает эту проблему. Он говорит, что когда эти иконочки стали расходиться массовыми тиражами, то относиться к ним стали, к сожалению, совершенно несерьезно. И уровень исполнения ужасает. Как с юмором пишет отец Павел, так святой мог выглядеть только в момент крайнего духовного упадка.

- О чем между собой говорят иконописцы, когда работают на росписи?

- Ну, о чем... Когда обед, например. На самом деле бывает по-разному. Когда на лесах - обычно молчим. А так - о чем угодно, хотя бы даже об Украине. Ничем от обычных людей не отличаемся. Я люблю говорить об искусстве.

- Как происходит трудоустройство выпускников Школы?

- Иконописец, заканчивая Школу, оказывается в неком вакууме. Мастеров с каждым годом все больше и больше, профессиональная среда насыщается, конкуренция возрастает. В России существуют сотни мелких мастерских, которые чаще всего собираются только ради денег, но нам этот путь неинтересен. Деньги, конечно, важны, но важно и развиваться, достигать новые цели. В этом смысле Центр храмового искусства и архитектуры создавался как аспирантура, где существует возможность не только заработка, но и дальнейшего развития.



- Что происходит в храмовом искусстве - потребности превышают возможности мастеров или, наоборот, художников много, а заказов мало?

- В случае с нашим центром нам, например, катастрофически не хватает фрескистов. Мы не можем полноценно продолжить работу над несколькими церковными комплексами, которые сейчас запускаем. Специалистов нет.

- О каких комплексах вы говорите?

- В Венеции, например, будет построен целый храмовый комплекс с гостиницей, трапезной и иконописной школой. Также наши ребята сейчас работают во французском Сан-Тропе, где появится не только церковь, но и школа искусств, и школа мозаики. В Рейкьявике также строится подобный комплекс. В Париже, где РПЦ получила замечательный подарок - участок в центре города, напротив Лувра, на берегу Сены. О покупке этой земли в свою бытность договорились президенты Медведев и Сарко-зи. Еще недавно там находилась парижская метеорологическая обсерватория, но уже сейчас это здание сносят, и со временем там появятся храмовый комплекс и русский культурный центр с семинарией, воскресными школами, выставочными залами.

- Ваш центр много работает за рубежом, и наверняка вы сотрудничаете с мастерами, находящимися вне православной художественной традиции.

- Есть хорошая фраза - церковное искусство это богословие в красках. Творцы должны быть плоть от плоти Церкви, жить ее жизнью. В Европе же храмы секуляризовались, стали профанными. Когда был объявлен конкурс на проектирование храмового комплекса в Париже, свои варианты предложили архитекторы из самых разных стран. Заявки были слабыми, нам приходилось многое разъяснять участникам. В итоге конкурс выиграло бюро Жана-Мишеля Вильмотта, входящее в десятку ведущих бюро в Европе. Сейчас у него в работе 250 объектов по всему миру - например, огромный стадион в Ницце или центр "Феррари". Потенциал его мастерских огромен, но опыта в церковном зодчестве - никакого.

- Если можно, обобщим. Какие проблемы и задачи стоят на повестке дня?

- Честно говоря, больших внешних проблем нет. Творческих задач - да, огромное количество. В то же время у нас, в отличие от художников, и я это не скрываю, - стабильный хороший заработок. Иногда я даже испытываю комплексы перед друзьями детства, художниками-авангардистами, потому что прекрасно вижу, что жить им намного тяжелее, чем мне. Правда, и у меня были девяностые, когда я, имея тогда еще троих детей, материально жил очень тяжело. Это было выживание - утром я обходил район, собирал бутылки, и на день мне хватало. За иконы тогда платили очень немного, а работа занимала много времени - одну икону можно было переделывать раз восемнадцать. Но с двухтысячных годов процесс пошел в другую сторону. Я стал жить гораздо лучше, грех жаловаться, хотя у меня уже трое внуков, четверо детей, и теща с нами.



- Вы говорили, что никто в мире кроме наших художников не занимается фреской. Что происходит?

- Западные художники со своим постмодернизмом не просто зашли в тупик, а ухнули в яму, из которой вряд ли выберутся. При всех наших проблемах православие остается неиссякаемым источником вдохновения. А что на Западе? Грязное болото постмодернизма. Я же часто там бываю, люблю ходить по выставкам и салонам, смотреть, что выставляют где-нибудь в Париже. Ужас. Катастрофа. Может, по законам жанра они создают шедевры, но сам постмодернизм, по сути, античеловеческое направление, погрязшее в страстях. Я могу судить об этом еще и как художник, потому что сам когда-то работал в различных направлениях - занимался реализмом, модернизмом какого угодно толка. Сужу как человек, попробовавший это все и пришедший к тому, чем занимаюсь сейчас.

Трудно представить художника без зрителя, но иконописцы, похоже, такой проблемы практически не испытывают. "Иконописец имеет преимущество перед художником - зритель у нас есть всегда", - говорит наш собеседник. Любой храм уже по сути и есть бесплатная бесконечная экспозиция. Ни один художник ни о чем подобном просто мечтать не может.

Владимир КРЮЧЕВ

Источник: http://www.vperedsp.ru/




Теги: Иконопись
6 мая 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.