Келейные и домовые иконы в литургической практике Троице-Сергиева монастыря

Небольшие келейные и домовые иконы в драгоценных окладах составляют значительную часть коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Ранее они входили в состав ризницы Троице-Сергиева монастыря. Сохранилась значительная группа икон с наименованиями – «келейные», «моленные» или «моление старца». Такие иконы оставались в обители после смерти их владельцев или жертвовались. Как правило, это иконы размером «в пядь» – «большие», «малые» или «продолговатые» пя́дницы – с изображением Богоматери, Спаса, святых. На иконных полях часто помешали изображения так называемых «приписных» святых – Сергия и Никона Радонежских, патрональных святых владельца. По-видимому, это были самые первые иконы в обители.


Прп. Сергий Радонежский. Мастерские Троице-Сергиевой Лавры. XVII в.

Как известно, строгая монашеская практика восточного христианства предписывала уединенную молитву в определенные часы суток. Это предполагало наличие келейных образов, т.е. икон, которые находились в иноческих кельях. Если церковная молитва иноков была по преимуществу посвящена прошению о спасении мира, то в келейной молитве преобладала забота о спасении собственной души.

Документы XVII в. свидетельствуют о том, что некоторые старцы Троицкого монастыря имели не одно, а два и более иконных изображений. Монастырский устав указывал способы содержания келейного иконостаса (т.е. нескольких икон вместе): «Каждый брат должен иметь в своей келлии иконостас и кадитъ его, а кто не может, тот пусть совершает установленный канон перед крестом и кадит по крайней мере один раз в день».

Вторую группу окладных икон-пядниц составляют иконы домовые. Их привозили в Троице-Сергиев монастырь на гробах умерших или по их духовным завещаниям. В ризничном собрании хранилось самое значительное число ранних домовых икон. Подобные иконы сопровождали усопших при выносе в церковь для отпевания, а на кладбище – для погребения, иногда иконы осеняли надгробия. Известно также, что приносные или подносные, поставные иконы ставились на святительских, княжеских и царских надгробиях. Общего обычая погребать иконы с умершими не было, однако частные случаи такой практики были. Что же касается Троицкого монастыря, то иконы, приносимые на гробах умерших, после совершения панихиды и погребения оставались в монастыре и хранились в иконостасе, на стенах и столбах монастырских храмов.

Среди подносных икон в монастырском собрании хранились также иконы родимые, или мерные. Такого рода иконы «в меру возраста» с изображением тезоименитых святых заказывались в связи с рождением в семье младенца. Ими благословляли на брак, а впоследствии ставили над гробницами.

Обычай поставления в храмах собственных домовых икон имеет в восточнохристианской практике глубокие традиции. Собственно, именно с частных икон была начата практика внесения икон в церкви (до своего появления в храмах иконы, сделавшиеся предметом общественного чествования и поклонения, выставлялись на общественных площадях, улицах, путях или дорогах, над входами в церкви или жилища). Кроме того, находящиеся в храме иконы, настенные и настолпные, могли быть частными иконами прихожан, отдельных лиц или даже целых селений. Судя по сохранившимся документам, в Троицком монастыре практика поставления домовых икон в храме была хорошо известна и со временем получила достаточно широкое распространение.


Прп. Сергий Радонежский. 2-я пол. XVI в. СПМЗ

Еще один вид моленных икон – иконы обетные, то есть заказанные в связи с определенными событиями, по обету (слав. «обет» – обещание, завет). В монастырской ризнице, по-видимому, таких икон хранилось немало. Например, в иконе «Свт. Николай с избранными святыми» особое место занимают изображения патрональных (тезоименитых, покровительствующих) святых семьи царя Федора Иоанновича – Феодора Стратилата, мц. Ирины, мц.  Феодосии. Предполагают, что икона была написана в связи с рождением в 1592 г. в царской семье долгожданного ребенка – дочери Феодосии (Феодо́сия в пер. с греч. – «Богом данная»).

Исключительное место среди моленных образов занимали иконы чудотворные, «преимущественно ознаменованные чудесами и, по вере молящихся, чудодействующие». В собрании ризницы хранились иконы, которые создавались по заказу царя или в связи с какими-либо важными событиями. В собрании музея такими иконами являются две: средник складня (триптиха) «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» и «Прп. Сергий Радонежский с житием», написанные монастырским келарем Евстафием Головкиным на досках от раки прп. Сергия. Первая из них одновременно или вскоре после создания была дополнена двумя створами с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Предтечи и свт. Николая. Впоследствии икона-складень сопровождала русских царей и полководцев во время военных походов. Монастырские власти этой чудотворной иконой благословляли русское войско на битвы. Вторая икона создавалась по приказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины с молитвой «о ихъ црскомъ многолетном здравие и о ихъ царскомъ благородном чадородии».



Богоматерь «Перивлепта». Византия, 2-я пол. XIV в. СПМЗ

По сведениям наиболее раннего из сохранившихся перечней монастырского имущества – Описи 1641 г., подавляющая часть окладных пядничных икон в монастыре находилась в иконостасе, на столбах и на стенах Троицкого собора, у гробницы прп. Сергия. В Троицком соборе они были расположены повсеместно и необычайно многообразно – горизонтальными и вертикальными рядами, отдельными группами, в специальных киотах и без них, заполняя собой все пространство храма.

В местном ряду иконостаса, около раки прп. Сергия, находились его келейные иконы. Иконы располагались справа от местного храмового образа «Спас на престоле» одна под другой, они имели серебряные золоченые оклады с прикладами и подвесными пеленами. Над келейными иконами Сергия был помещен образ Божией Матери «Умиление», также в серебряном золоченом басменном окладе с подвесной пеленой.

При описании Троицкого собора Опись 1641 г. называет еще несколько икон, ранее принадлежавших монастырской братии. Так, около северных дверей «в углу в киоте» под иконой греческого письма образ Богородицы «Перивлепта» помещался «Образ чюдотворца Сергия з деянием, оклад и венцы, и цата серебряные чеканные золочены... строен етот образ келаря старца Еустафья Головкина».

Составляя важную часть сакрального пространства храма, келейные и домовые иконы создавали зримые, конкретные ориентиры для трансформации иноческого келейного правила или приватной домашней молитвы в общую церковную поминальную молитву.

Л.М. Воронцова


Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II междунар. конференции / Сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – СП: Весь Сергиев Посад, 2002. С. 436-448.




12 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.