Иконопись – это молитва кистью

Иконопись – это молитва кистью
Лариса Узлова — иконописец, выпускница Иконописной школы при МДА, с 1996 года — помощник заведующего Иконописной школой при МДА, сотрудник иконописной мастерской при Школе. С 2006 года — преподаватель-консультант иконописной мастерской Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря. Работы Ларисы Узловой находятся в Храме Христа Спасителя, в храмах и монастырях Москвы, Сергиева Посада, Хотькова, Вятки, Томска, Тернополя, Екатеринбурга и других городов, а также в частных собраниях. С Ларисой Сергеевной мы беседуем об иконе и иконописании.

* * *

— Прежде чем оказаться в стенах Лавры, в иконописной школе, Вам нужно было самой прийти к вере и к иконописи. А ранее, как я понимаю, научиться рисовать. Расскажите, как это с Вами произошло.

— В моем случае сначала возник интерес к русской иконе, и только после я пришла в храм. Рисовала я всегда, и еще до школы мама отвела меня в кружок при Дворце пионеров. Потом была изостудия, учеба в РХУ имени П. Бенькова в Ташкенте по специальности «живопись», в ТГТХИ им. Островского (ныне Национальный институт искусств и дизайна имени Камолиддина Бехзода) по специальности «книжная графика».

В девятом классе нас премировали зимней поездкой в Ленинград. И вот там впервые я вдруг увидела — нет, еще не икону, но картину, которая произвела на меня очень сильное впечатление. Наш экскурсовод был чрезмерно увлечен натюрмортами, и я понемногу отстала от группы и свернула в один из небольших залов. Там никого не было, только картины, и одна особенно меня потрясла. Это были апостолы Петр и Павел работы Эль Греко. Вот эти лики, и взгляды, и жесты… Трудно подобрать слова. Было чувство, что со мной поделились тайной. Все остальное как-то ушло на второй план. Хотя я ничего не знала об изображенных на картине людях и не была даже крещена. Сильнее было только впечатление от знакомства с Евангелием, но это произошло только через несколько лет…

Когда я впервые попала в Псково-Печерский монастырь и увидела первую в своей жизни иконную лавку, я сразу вспомнила про святых апостолов. И каково было мое удивление, когда мне вынесли крохотную софринскую иконочку на картонке, с ростовыми изображениями святых и едва различимыми ликами. Но они были дороги мне той, первой, памятью.

В художественном училище я нашла в библиотеке альбом, посвященный «Троице» Рублева, и это тоже было важно. Просто смотреть и думать. Иконы говорили о чем-то, может быть, главном в моей жизни.

Когда позднее в «Жертвоприно­шении» Тарковского передо мной на огромном экране возникли листы алпатовского альбома о древнерусской иконописи с фрагментами икон и с экрана раздался вопрос: «Неужели это искусство ушло в небытие, умерло?..» — мне хотелось ответить: «Нет, этого не может быть». Это был словно вопрос ко мне. Потом в публичной библиотеке я нашла этот альбом и замирала над каждым листом… Почему так? Я не знаю… Там было сказано, там находилось для меня что-то, что было больше моей любви к акварели или графике. Как будто все искусство было только прелюдией к прекрасной симфонии. Древняя иконопись говорила на более совершенном языке, чем живопись или графика. Точнее, она говорила о самом важном, затрагивала сердцевину бытия.

Евангелие я впервые прочла позже в Пушкинских Горах — так назывался в советские годы Пушкинский музей-заповедник. На втором курсе института мы летом провели несколько дней в этом сказочно красивом месте. Однажды вечером, после показа фильма о Русской Церкви, я встретила здесь свою знакомую с Евангелием в руках. Утром она уезжала в Москву. И вот она дала мне Новый Завет всего на один вечер, точнее, на ночь в небольшой гостинице «Лукоморье». Тогда со мной произошло то, что так емко описал Борис Пастернак: «Всю ночь читал я Твой Завет / И как от обморока ожил»… Узнаваемо было все — имена, события и даже некоторые выражения. Ведь Новый Завет драгоценным жемчугом вкраплен в произведения русской литературы, его страницы стали темами картин, воплощались в дивной церковной архитектуре. Сколько лет мы изучали все это, будучи далеки от первоисточника, не зная самых основ не только религии, но и культуры. Только под утро я закончила чтение. И как же чудесно было выйти после этого к прекрасному пушкинскому Михайловскому. Святогорский монастырь словно наполнился светом и жизнью. Вообще, ключевое слово «жизнь» — в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).

В Пскове нам удалось купить такое же Евангелие в мягком оранжевом переплете, в храме святых жен-мироносиц на кладбище. Я все пыталась высмотреть в храме иконы, но их фактически не было. Тогда я впервые столкнулась с разительным контрастом. В Церкви есть истина, красота и правда, в музеях — иконы и чудесная церковная утварь. В храме есть стены, требующие ремонта, и в лучшем случае картины маслом… Мир разделился. Но чувствовалось, что это разделение преодолимо, красота должна победить. Чтение Евангелия подвело меня вплотную к мысли о крещении. И через полгода я приняла крещение в ташкентском Успенском соборе. Мне было 20 лет.

Что интересно, и в Троице-Сергиеву Лавру я приехала впервые ради икон. Я знала, что в Троицком соборе находятся работы Андрея Рублева. Пробовала разглядеть их в полутемном соборе, но почти ничего не увидела. Почему люди идут в самый дальний угол собора, мне тогда было непонятно, я постояла в отдалении и вышла. Но сама Лавра произвела на меня такое сильное впечатление, что я провела в ней целый день. Посетила музей, прошла по стене, поднялась в башню. Уезжать не хотелось. Уже дома я прочла книгу о преподобном Сергии и поняла, что стояла совсем рядом с его святыми мощами… На следующий год, приехав в Лавру, первым делом я пошла поклониться преподобному Сергию. А еще через год впервые исповедалась в Лавре.

— Чем отличается иконопись от любого иного вида творческой деятельности? Будучи уже профессиональным художником, с какими особенностями иконописи Вы столкнулись в период обучения?..

— Икона сложна своей неотмирностью. Технику иконописи, технические приемы работы с материалом профессиональному художнику не так сложно изучить. Сложнее почувствовать молитвенный настрой иконы, понять ее язык, войти в мир ее образов и символов. Существует язык древней иконописи. Мы понимаем, что он прекрасен. Мы пытаемся на нем говорить. Но, как и в любом языке, мы сначала учим буквы, слова и лишь затем предложения. Так, постепенно, мы подходим к тому, чтобы создать текст на этом языке.

Мне посчастливилось изучать иконопись в Иконописной школе при Московской Духовной Академии. У нас был замечательный преподаватель — Екатерина Сергеевна Чуракова, ученица матушки Иулиании (Соколовой) [1]. Она с большой любовью с нами занималась. Сложностей было много. Это ведь были не особенности даже, а целый новый мир. Мы приходили в мастерскую, и каждый раз нас ждало открытие. Левкас, доски, пигменты… Все было настоящим, и все вело в мир древней иконы, оставалось только внимать и повторять за преподавателем. Хотя получалось не сразу. Так, например, когда Екатерина Сергеевна в первый раз показала нам технику заливки, все казалось понятным. Повторяем — не выходит. Краска с кисти не льется, а собирается буграми и кляксами. Снова кисть в руке Екатерины Сергеевны — все хорошо, но у нас снова не выходит. Наконец, она не выдержала: «Объясните мне, как вы этого добиваетесь? Ума не приложу…» Она искренне недоумевала. А нам приходилось снова делать и переделывать.

Для иконописца очень важен настрой, подготовка к работе. В этом плане нам было легче — мы жили и учились в Московской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой Лавре. Утро начиналось с Троицкого собора, обязательно шли к преподобному Сергию. У большинства из нас в Лавре или Академии были духовники, с которыми можно было решить насущные вопросы. Церковные праздники были для нас выходными днями, так же как и Страстная, и Пасхальная седмицы. Преподаватели были уже опытными иконописцами, но и они находились в поиске и делились с нами своими открытиями. Учиться было настолько интересно, что мы искренне огорчались тому, что пришло время вечерних молитв и пора покидать мастерскую. 

Монахиня Иулиания (Соколова)Екатерина Сергевна Чуракова 
 

Во время учебы в Иконописной школе огромное значение имели для нас книги и фотографии. Если кому-то удавалось провести фотосъемку древних икон, эти снимки передавались из рук в руки. По договоренности с владельцем с пленки печаталась масса копий и расходилась по рукам. Иметь хорошо отснятый материал с подробными фрагментами иконы значило приблизиться к пониманию процесса ее создания. Как выяснилось, мы многого не замечаем или замечаем избирательно. А в древней иконе мельчайшие детали подчинены общему замыслу, но вместе с тем проработаны и наполнены жизнью. Так, меня поразило, когда на иконе «Вход Господень в Иерусалим» Кремлевского Благовещенского собора я увидела миниатюрные пальчики детей с вайями в руках, совершенно крохотные ножки и ручки. И все они были написаны легко, живо, но при этом так же тщательно, как и лики основных персонажей. Икона «работала» — и на расстоянии, и вблизи. Детали становились неотъемлемой и живой частью целого…

Дипломная икона была первой нашей крупной работой. На нее отводился год. Наш курс писал иконы в иконостас Покровского собора Хотьковского монастыря, мне выпало писать икону Вознесения Господня. Было время на то, чтобы углубиться в особенности иконографии Вознесения. Задача осложнялась тем, что Екатерина Сергеевна попала в аварию и не сразу смогла руководить нами, как раньше. Мы спрашивали разных педагогов, оттого иногда еще более запутывались, но очень старались. При окончании работы я столкнулась с проблемой. Раз за разом Екатерина Сергеевна находила у меня в законченной, казалось бы, работе недописанные моменты. Я дописывала, снова показывала ей икону и снова исправляла. Наконец, честно сказала ей, что сделала все, что в моих силах, и больше дописывать не могу. Она согласилась, но при этом, приглядевшись к моей работе, указала мне на ноги Спасителя — на них не было завязок на сандалиях. «Вы думаете, если икона праздника стоит наверху, в иконостасе, снизу деталей все равно не разглядеть? А в старину говорили: “Чем выше от людей, тем ближе к Богу”»… Это был хороший урок.


Успение Божией Матери (работа Ларисы Узловой и Светланы Тарасовой).
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры 

— Есть ли какие-то особенности духовной жизни иконописца? Чем обыкновенно сопровождается создание образа: благословением духовника или настоятеля храма (монастыря), молитвой, постом, регулярной исповедью, причащением? Или это необязательно, и духовная, церковная жизнь может идти своим чередом, вне зависимости от того, занят сейчас иконописец непосредственно работой или не занят?..

— Иконописец, несомненно, должен быть человеком церковным, жить церковной жизнью. Любить молитву, жить молитвой. «Быть живым в духовном мире», — как говорила матушка Иулиания (Соколова). Что же касается разницы — занят он сейчас написанием иконы или нет… Работа над иконой, несомненно, влияет на весь строй жизни. И наоборот. Можно сказать, что, пока человек пишет икону, икона пишет человека. С началом работы над иконой как бы запускается некий процесс. Он связан с определенными трудностями, ошибками, исправлениями, ощущением собственного несовершенства… И он будет закончен только с завершением работы. Одна из преподавателей нашей школы как-то заметила: «Вот не пишешь икону и живешь себе спокойно, и все нормально. Как начал писать — то одно, то другое… Что-нибудь да произойдет». Вот эти состояния тоже преодолеваются молитвой и осознанием своих немощей, когда и сам молишься, и просишь молитв за себя. Все-таки ведь здесь задача парадоксальна, вышеестественна. Человек грешный собирается изображать человека святого, человека совершенного. Даже если художник обладает хорошими способностями, прекрасно знает технику написания икон, его задача сложнее, чем у портретиста. Нужно зримо явить миру образ святости. Кто бы дерзнул взяться за такое по собственному произволению? Но Церковь это благословила, поставила такую задачу. И вот, смиренно осознавая свою немощь, мы стараемся приблизиться к пониманию святости, к изображению святости.

Заказчиком иконы может быть не только священник или лицо в духовном сане, но и мирянин. Иногда несколько человек договариваются вместе заказать для храма какую-либо икону. Например, не так давно несколько бабушек из Устюга сообща заказали для храма большое Распятие. Деньги они в течение года откладывали с пенсии. В прошлом году несколько Ларис решили заказать для приходского храма икону своей, достаточно редко упоминаемой, святой. Их направили ко мне, и я очень рада, что теперь в одном из московских храмов есть икона святой Ларисы.

Чаще всего иконописец, имеющий благословение духовника на такую работу, не спрашивает отдельно благословение на написание каждой иконы. В сложных ситуациях, конечно, молитвы и совет духовника, или духовно опытного человека, очень важны. Из своего опыта могу сказать, что важны и молитвы заказчика, его отношение к иконе.


Афонская икона Божией Матери, 1998 г. Тихвинский придел нижнего
Преображенского храма Храма Христа Спасителя 


— Проблема неготовности иконописца к работе, которую от него ждут, которую ему заказывают, может возникнуть?


— Когда я еще училась в Иконописной школе, знакомый священник попросил написать икону для нового собора в одной довольно далекой епархии. Так получалось, что кроме меня это было сделать некому, и празднование Рождества, по его словам, напрямую зависело от того, смогу ли я написать храмовый образ. Отказаться казалось невозможным, но и написать такую икону тоже. Ведь я училась на втором курсе, и по программе мы еще не «проходили» икону праздника. Я боялась не справиться и подвести тех, кто так на меня надеялся, но и отказаться не решалась. В это время обстоятельства сложились так, что мне довелось выбраться в Санкт-Петербург, проводить знакомого священника в Сусанино. У него были важные вопросы к блаженной Любушке [2].

В сусанинском храме мы дождались момента, когда старица, приложившись к иконам, собралась уходить. У меня вопросов к ней не было. Но, прикладываясь к иконе праздника, я вдруг вспомнила свои терзания и свой вопрос — писать или нет. Любушка ответила очень просто: «Если не умеешь, то убойся». Три раза повторила — тихо, но твердо. С моей души просто камень свалился, ушла вся тяжесть. А заказчик, которому я твердо отказала, принял это на удивление спокойно.

Но, что интересно, через год, снова осенью, он появился с тем же предложением. И снова обстоятельства сложились так, что я оказалась у блаженной Любушки. И на мой повторный вопрос она сказала: «А икону для храма хорошо написать, хорошо!». Слово «хорошо» при этом было произнесено с какой-то особой радостью, словно не просто хорошо, но и так сладко, так сказочно радостно сподобиться писать икону для храма.

На этот раз написание иконы праздника являлось моим курсовым заданием. Мало этого. По приезде я узнала, что из музея нам на время отдали для копирования в числе прочих большую икону Рождества Христова. Пока школа заказывала доску для учебного копирования, заказчик быстро привез доску нужного размера. Заведующий школой разрешил мне до основной работы выполнить свободный список с образца. И я, которая до этого ни одного праздника еще не написала, выполнила работу за полтора месяца. Просто, легко и радостно. Это была наглядная сила молитвы и благословения. Потому что потом эту же икону, такого же размера, но уже в учебных целях я писала более полугода. Работа шла настолько трудно и тяжело, что к лету я совершенно выдохлась и закончила ее только после летней практики. В первом случае за меня молились и Любушка, и заказчик, и прихожане храма, во втором — едва я сама…

В житии святой Матронушки был такой случай. Она заказала чтимую икону Божией Матери нецерковному человеку, художнику. Он с легкостью взялся за написание, и у него ничего не вышло. Со смирением и признанием своей немощи он пришел к блаженной. Она обличила его греховную жизнь и наказала исправиться. Художник покаялся, причастился и по ее настоянию вновь приступил к работе. Так им был написан чудотворный образ «Взыскание погибших».


Иверская икона Божией Матери, 2013 г.
Надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.
Хотьковский Покровский монастырь 

— Насколько вообще применимо к труду иконописца понятие «творчество»?

— Почему-то распространено мнение, что в Церкви все застыло, запаяно в раз и навсегда утвержденные формы. Но, как говорил Станислав Лем: «Канон — это не запрещение, канон — разрешение». Определяя внешние рамки, намечая структуру изображения, канон все остальное вверяет художнику, творцу. В Церкви жизнь святого становится житием, а лицо — ликом, сохраняя при этом свои индивидуальные черты. Изображения святых подчиняются определенным канонам. Правила иконографии определяют основные особенности изображения, но в то же время открывают простор для творчества.

Возьмите известнейшую иконографию Владимирской иконы Божией Матери — сколько существует различных толкований и списков. Или иконы святителя Николая — мы легко узнаем на них архиепископа Мир Ликийских, несмотря на самые различные манеры изображения. Речь не только о стилистике изображения, но и о наполнении, звучании образа, если можно так сказать.

В наше время появилось много новопрославленных святых. Для того чтобы написать икону новомученика, художник может располагать фотографиями и свидетельствами современников. Упрощает или усложняет это задачу? И упрощает, и усложняет. Происходит процесс отбора, когда второстепенные детали уступают первостепенным. Важно не потерять характерные черты, но в то же время дать образ человека прославленного. Келейница святителя Афанасия (Сахарова) Н. С. Фиолентова однажды с прискорбием рассказывала про образ Владыки, увиденный ею в храме. «Какой же это Владыка?» При верности фотографиям художник, по ее мнению, не уловил важного — не передавал пасхальной радости и бодрости духа владыки Афанасия, а значит, и не был похож. То же часто происходит с иконами святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Да, он мог сказать о себе: «Я полюбил страдание». Но это не значит, что страдание будет определяющим в его облике. Как отойти от фотографической фиксации, но и не впасть в излишнюю обобщенность — это серьезная творческая задача. Очень многое зависит от профессионального уровня автора, его отношения к делу. При этом иногда самая простая безыскусная икона может больше сказать о святом, чем торжественное, парадное изображение со множеством деталей.

— В старину иконописцы проходили разные стадии ученичества: когда-то им доверяли писать лишь складки одежд, когда-то — руки и ноги… И только когда они действительно вырастали, им доверяли писать лики. Было даже такое слово — «личник», значит иконописец высшего разряда. А как теперь?

— В основном такое деление ушло в прошлое. Те иконописцы, которых я знаю, все стадии работы выполняют самостоятельно и на высоком уровне. Возможно, где-то в мастерских существуют такие градации, но мне не приходилось с этим сталкиваться. Может быть, в мастерских, где трудятся иконописцы разного уровня подготовки, начинающим мастерам доверяют писать доличное, оставляя написание ликов мастерам. В основном же, если человек стал иконописцем, это подразумевает, что он способен самостоятельно выполнить самую сложную работу.

Если говорить об ученичестве, последовательность обучения иконописи остается прежней: от простого — к сложному, от частного — к общему. Сначала выполняются простые фрагменты горок или палаток, затем переходят к написанию одежд. Только после этого начинается изучение личного. Так учились палешане, так учатся наши студенты. Те, кто обучается непосредственно в мастерских, под руководством мастера, обычно также идут от простого к сложному.

В изучении традиций древней иконы, в следовании им есть много особенностей. Например, совершенно особые отношения с цветом. Краски составляются на основе натуральных пигментов, растертых с натуральным связующим на яичном желтке. Нужно нанести определенное количество слоев и в то же время подобрать окружение, чтобы цвет «зазвучал»… Чем опытнее художник, тем шире его возможности. Скажем, выпускники второй ступени Иконописной школы часто пишут в качестве дипломной работы житийную икону. Это сложный и ответственный труд, на который выделяется весь последний год обучения. Нужно выверить композицию, решить ее в цвете, суметь воплотить эскиз в материале. Это уже задача для серьезного мастера. Но вот что интересно. Когда мы готовили юбилейную выставку школы в Сергиево‑Посадском музее-заповеднике, туда доставили икону, написанную матушкой Иулианией (Соколовой). На иконе из Серафимовского придела Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры изображены святые жены, которые пришли к преподобному Серафиму, сопровождая Царицу Небесную. Эта икона была внесена в выставочный зал. Здесь же неподалеку находилась житийная икона — одна из лучших дипломных работ. Освещение в зале очень хорошее, иконы прекрасно видны на расстоянии. При этом было очевидно, что на иконе матушки краски и на расстоянии «поют», светятся, живут, а на учебной работе словно припорошены пылью…

Работа в музее, когда есть такая возможность, дает неоценимый опыт не просто копирования, но общения с иконой. Это важно. Для этого нужно не только владеть техническими приемами, но и уметь внимательно вглядеться в икону, замереть перед ней на время. Владыка схиархиепископ Алипий (Погребняк) рассказывал, что на одном из занятий иконописного кружка в МДА матушка Иулиания им советовала: «Найдите древнюю икону, пусть самую простую, темную — и она научит вас молиться». Казалось бы, парадокс. Не самую древнюю, красивую, сохранную, а самую простую, но освященную молитвенным деланием наших предков… Хранитель одного из музеев как-то рассказала о наблюдении за опытом не совсем удачного студенческого копирования: «Такое ощущение, что студент просто не увидел икону. Он пришел, и сразу в бой — карандаш, кисть, краски. Он все время двигался, что-то производил, а может быть, нужно было остановиться и постоять перед ней. Остановиться и увидеть. И только потом взяться за кисть».


Святой царственный страстотерпец, государь Николай II, 2005 г.
Музей «Наша эпоха», Москва 

— «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом…» Какое место в жизни, в творчестве иконописца занимают страх, трепет и радость? Не страшно ли приступать к такой работе?

— «Со страхом Божиим и верою приступите», — призывает священник на Литургии. Так в идеале приступает к своему делу и иконописец. Но этот страх и трепет связан также и с огромной радостью от того, что ты причастен к созданию образа. Если удается воплотить замысел, если есть ощущение «попадания», конечно, это радость.

Мне, например, очень близок был образ царя-мученика Николая. В юности я познакомилась с книгой Е. Алферьева «Император Николай II как человек сильной воли», и она просто перевернула мое представление о последнем российском императоре. Потом была поездка в Екатеринбург и на Ганину Яму. На службе в день прославления новомучеников мы с подругой были в Храме Христа Спасителя и после службы прикладывались к образу царской семьи и царя, привезенному из зарубежья…

И вот однажды у нас в мастерской появился заказчик икон царской семьи и царя-мученика для московского музея царской семьи, протоиерей Василий Фонченков. Можно было сразу сказать, кого я хотела бы написать, но я не решалась. Боялась не справиться. Однако, когда других желающих не нашлось, я решилась попробовать. Мне очень хотелось выразить свое отношение к последнему русскому императору, то, что я вижу в его образе и житии. Торжество духа над плотью, спокойствие перед лицом катастрофы — не деланное, но исполненное сознанием выполненного долга. Спокойствие и силу победителя, всех простившего, за всех молящегося… Мы никак не обсуждали эту работу с отцом Василием. И было очень радостно, когда в итоге мое видение, воплощенное в работе, совпало с видением заказчика.

— Согласны ли Вы с таким определением иконописи — «молитва кистью»?

— Образ, предназначенный для молитвы, и создается с молитвой. Но речь при этом идет не только о молитве зримой. Конечно, иконописец молится в храме и дома. Но во время работы над иконой сам его труд становится его молитвой. Об этом говорила матушка Иулиания (Соколова); об этом рассказывал на встрече, посвященной 100‑летию со дня ее рождения, архимандрит Елевферий (Диденко), ее ученик по иконописному кружку. Кружковцев интересовало, надо ли читать какие-либо молитвы — Иисусову молитву или какое-либо правило — во время работы, и наставница им ответила — не помню сейчас дословно, но смысл был таков: благоговейная работа иконописца и есть его молитва, его предстояние пред Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

На фото: работы Ларисы Узловой



Примечания

[1] Мария Соколова, в монашестве Иулиания (1899–1981), известный иконописец и реставратор икон, духовная дочь святого праведного Алексия Мечева.

[2] Умершая в 1997 году Любовь Ивановна Лазарева, духовная дочь преподобного Серафима Вырицкого.




1 июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.