Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского

11/24 октября Православная Церковь совершает память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского (+ 1379).


Святитель Филофей, Патриарх Константинопольский

Святитель Филофей (Коккин), Патриарх Константинопольский, - один из величайших Вселенских Патриархов. В России в то время созидалась церковная и монашеская жизнь при прямом участии Константинопольских Патриархов. В 1354 году он утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир и посвятил прибывшего из Москвы св. Алексия в митрополита Киевского и всея Руси. В 1375 году с целью предотвратить отпадение подвластной Литве части Русской Церкви Филофей поставил болгарина Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, дав ему право после смерти св. Алексия занять всероссийскую кафедру, воссоединив тем самым Русскую Православную Церковь. Святитель Филофей - автор ряда житий, богословско-полемических трактатов, слов, гимнов и молитв, редактор Литургии и учительного Евангелия. Многие его произведения, главным образом литургико-поэтические (в т.ч. гимны и молитвы на темы обществ, бедствий - «на поганые», «в усобных и иноплеменных бранех»), были переведены на славянский язык и уже в XIV веке получили распространение на Руси.


Крест-мощевик преподобного Сергия       
Собрание святынь Серапионовой палаты Троице-Сергиевой Лавры

Около 1372 года святитель Филофей прислал в подарок преподобному Сергию Радонежскому крест-мощевик, который хранится ныне в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, параман, схиму и грамоту. В ней он благословлял преподобного Сергия и советовал ему ввести в своем монастыре общежительный устав. Смиренный Игумен Троицкого монастыря обратился тогда к московскому митрополиту Алексию за советом, который стоял во главе Русской Церкви. По благословению Алексия в Сергиевой обители и был введен общежительный устав, который позже распространился по всему лицу Русской земли, послужив расцвету русского монашества.

Из жития святителя Филофея мы знаем, что в миру его звали Фока, он родился около 1300 года в Фессалониках от матери по происхождению еврейки, получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому прислуживал. Очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.

Вначале он проводил монашескую жизнь в монастыре Ватопед, где он познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому он, как известно, написал житие. Затем он жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой, которому также составил прекрасное биографическое описание, подписал Святогорский Томос 1339 году. В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским. 

В отношении вопроса об исихазме Патриарх Филофей (Коккин) был соратником, сподвижником и единомышленником святителя Григория Паламы. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина. В 1347 году он был назначен Патриархом Исидором митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями». В 1349 году он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в Патриархи. Он принял участие на Соборе 1351 года, посвященному воспросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы, и он же составил Томос Собора. 

Сам он патриаршествовал на Патриаршем Вселенском престоле дважды: в 1353-1354 и 1364-76 годах. В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты. Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. С большим разумом и рассуждением были решены вопросы церковного характера, так что Константинопольская Церковь стала вселенским маяком. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей.

Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды. Многие из его трудов мы можем разделись на догматические, опровержительные-полемические против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Многие его работы - это описания жизни святых и, главным образом, святогорских святых, таких, как свт. Григорий Палама, Герман Марули, Исидор Вухерас и Савва Ватопедский, а также и Никодим Новый, он также написал о св. Анисии, св. вмч. Димитрии Мироточивом, святых апостолах, трех святителях, всех святых, прп. Онуфрии, св. Февронии, св. Фоке, свт. Иоанне Златоусте, вмч. Феодоре Тироне, св. апостоле Фоме и др. Его труды многожанровые - это беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие. Труды свт. Филофея охватывают почти все богословские аспекты.

Он был глубоким богословом, удивительным писателем синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев, жизнь которых представлена в качестве примера для монашествовавших вместе с ним в то время. Как песнотворец-гимнограф, он писал песнопения глубокого содержания и в изысканном, утонченном стиле, представляя высочайшие догматические понятия, соревнуясь с подобными ему древними гимнографами. Святой монах Ватопедского монастыря и игумен Великой Лавры, митрополит Ираклийский и Вселенский Патриарх Филофей всегда и всюду вел самоотверженную борьбу за Церковь, ради чего он пользовался и словом и пером. Он энергично защищал Православие, развивал отношения с другими Патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян и с большим уважением был воспринят как национальный и церковный герой. 

Он оставил Патриархат в 1376 году по причине глубокой старости и преставился в 1379 году. Он был похоронен с царскими почестями, его похоронили в монастыре Акаталипту. Его могила стала источником чудес.Рано он стал почитаться как святой. В храме монастыря Расава в Сербии была написана его икона жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме Святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце XVIII столетия анонимный разумный монах из монастыря Филофей написал его прекрасное житие и песенное последование для богослужения. На Святой Горе Афон имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом Герасимом Микроянниатисом.


Источник: монах Моисей Святогорец. Синаксарь Ватопедского монастыря. - Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007. / Перевод «Православного апологета», 2011 г. 



24 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...