«Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру...»

«Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру...»

В писаниях евангелиста Луки мы находим два сообщения о Вознесении, и в обоих оно представлено как событие, отличное от Воскресения. Первое сообщение апостола Луки о Вознесении дается в его Евангелии, когда он рассказывает, что Воскресший Христос вывел апостолов из Иерусалима в Вифанию, и «подняв руки Свои, благословил их. И было: когда благословлял их, Он отделился от них и стал возноситься на небо (καὶ ἀνεφέρετο εἰς τὸν οὐρανόν). И они возвратились в Иерусалим с радостью великою (μετὰ χαρᾱς μεγάλης), и были постоянно в храме, благословляя Бога» (Лк. 24:50–53). В этой последней главе Евангелия от Луки за сообщением об обнаружении пустой гробницы, значение которой объяснили два ангела, следует явление Христа двум ученикам по дороге в Эммаус (Лк. 24:13–35), затем Его явление одиннадцати (Лк. 24:36–49), и наконец Вознесение. Все эти события представлены как происшедшие в день Пасхи, хотя нет сомнений, что ап. Лука проводил четкую линию между Воскресением и Вознесением. В момент Вознесения ученики видели Христа в подобии благословляющего священника. Но в отличие от Моисея, благословившего израильтян перед своей смертью (Втор. 33), Христос благословляет их как Победивший смерть. Потому ученики и полны радости, что этот священник является Спасителем, Который будет с ними до скончания века. Он прощается с ними, но это не окончательное прощание. Он не «удаляется». Вознесение в этом Евангелии представляется вершиной служения Христа.

Апостол Лука также упоминает о Вознесении в прологе книги Деяний, которую он адресует, как и свое Евангелие (Лк. 1:1–4), некоему Феофилу: «Первую книгу, Феофил, составил я о всем, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, как Он был вознесен, дав Духом Святым повеление апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своем, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием» (Деян. 1, 1-3).

Выражение «Он был вознесен» связывается здесь с «днем», который относится к особенному событию. В фразе «Он был вознесен» (ἀνελήμφθη) некоторые толкователи видели ссылку на Лк. 9:51 – «Когда подходили к концу дни перед Его Вознесением (τὰς ἡμέρας ἀναλήμψεως), Он решил идти в Иерусалим». Здесь используется общее значение для передачи «подъема», в чем состоит некий намек на смерть и Воскресение Христа. Однако другие толкователи, среди которых С. Вильсон, активно доказывали, что указание на Вознесение в Деян. 1:2 – «Он был вознесен», описывает скорее особое событие Вознесения, чем общую последовательность событий. Деян. 1:2 объясняют записанное святым Лукой в конце его Евангелия, что Воскресший Христос «отделился» или «удалился» (διέστη) от Своих учеников (Лк. 24:51). Это служит соединением между заключением его «первой книги» и началом второй.

Новым в прологе Деяний, о чем не сообщалось ни в какой другой книге Нового Завета, является упоминание сорокадневного периода, в течение которого Христос являлся Своим ученикам и наставлял их. Как предполагается, в течение этого периода Он приходил и удалялся, появлялся и исчезал, нисходил и восходил. Его целью было научить их тому, что Его отношения с ними после Воскресения переросли их отношения в течение Его общественного служения. В течение этих сорока дней Своими делами и проповедью Христос вел Своих последователей к новому уровню существования. Златоуст подчеркивает значение этого периода «сорока дней» для тех, кто был избран Христом во время Его земного служения и должен был убедиться в факте Воскресения. Если для бывших с Ним «было необходимо доказательство действительного прикосновения рукой и вкушения с Ним пищи», что можно было ожидать множества от бывших вне близости со Христом, которые явление Христа восприняли бы как «простое привидение»?

Как Господь Иисус учил двенадцать в течение Своего общественного служения, так же Он учил их в течение этого сорокадневного периода. До и после Воскресения Он говорил о Царствии Божием. Евангелист Лука подчеркивает роль двенадцати в первой главе Деяний. Воскресший Христос обещает им силу Святого Духа, и они будут Его «свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли» (Деян. 1:8). Они – свидетели (μάρτυρες) особым образом – они специально подготовлены и уполномочены нести свидетельство. Евангелия также рассказывают, что Воскресший Христос являлся ученикам не один раз, а несколько, что Он ел с ними, учил их, но сорокадневный период не имеет параллелей ни в одном их Евангелий. Каково в таком случае значение этого числа и почему Лука вводит его в свое сообщение в книге Деяний?

Число «сорок» неоднократно встречается в Библии (Пс. 95:10; Исх. 34:28; 3 Цар. 19:8; Мф. 4:2; Мк. 1:13; Лк. 4:2 и т.д.) и может использоваться для определения долгого периода, большого расстояния или ограниченной продолжительности времени. В книге Деяний это «круглое число» с символическим значением – типологическое число. Такое использование типологии с готовностью принимается, к примеру, в сообщениях о крещении и искушении Христа, значение которых усиливалось типологическим числом сорок. Древний Израиль прошел через воды Красного моря, чтобы провести сорок лет в пустыне. Иисус, с Которым начал свое существование новый Израиль, был крещен в реке Иордан и был водим Духом в пустыню, где в течение сорока дней Он претерпевал искушения. Использованием числа сорок в применении к Иисусу показывается исполнение истории спасения, хотя использование этого числа, подчеркивая значение событий в жизни Христа, ни в коем случае не умаляет и не отрицает их исторический характер. В книге Деяний сообщается о новом народе Божием, начинается рассказ о новом Израиле, и Лука использует число сорок с тем, чтобы мы обратили должное внимание на встречи Христа с двенадцатью после Воскресения.

Говоря о том, что явления Иисуса ученикам происходили в течение всех сорока дней, святой Лука также указывает, что слова Воскресшего Христа надолго остались в памяти и сердцах апостолов. В раввинистической литературе периода таннаи (1-200 гг. по Р.Х.) существовал интересный отрывок, в котором число «сорок» используется в устном учении: «Рэш Лаквиш имел привычку повторять свои пункты из Мишны по сорок раз перед тем, как предстать пред Р. Иоханааном». Это означает, что, повторяя отрывок «сорок раз», он, вероятно, заучивал его и был уверен, что, когда позже ему придется повторить его, он ничего не забудет. Ученики Христа полностью запомнили, преподанное им Воскресшим Господом.

Свидетельства бывших с Ним были подлинны, ибо Воскресший Христос «сорок дней являлся им» и учил о Царствии Божием (Деян. 1:3). Воскресший Господь, учивший Своих учеников в течение сорока дней, обещал им также послать Святого Духа, Духа истины, Который разъяснит то, что Христос говорил и имел в виду. Тогда ученики достигнут полного понимания Его слов и поступков. Они будут водимы Духом в истине, которая уже явлена во Христе и Христом, ибо все, что слышал Христос от Отца, Он поведал им (Ин. 15:15). И после принятия Духа ученики смогли с властью передать Его учение.

Второе сообщение о Вознесении, которое дает Лука, следует за прологом книги Деяний (гл. 1, 9 и слл.). Согласно этому рассказу, члены общины в Иерусалиме, включая женщин, были свидетелями Вознесения (Деян. 1:14–21 и сл.). Все они смотрели на то, как Христос возносился на небеса, и «облако скрыло Его из глаз их» (Деян. 1:9). Пока их взоры устремлены были к небу, два мужа в белых одеяниях – описание ангелов – явились и сказали: «Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его отходящим на небо» (Деян. 1:11). Также два ангела явились в Деян. 24:4, при пустой гробнице Христа. Здесь они описываются как «два мужа в одеянии блистающем». В этом случае их роль заключалась в толковании происшедшего, и подобным же образом они сообщают, что Вознесение Христа указывает на Второе Пришествие, на Парусию. После Вознесения свидетели этого события возвращаются в Иерусалим, чтобы посвятить себя молитве (Деян. 1:14).

Сообщение о Вознесении, которое мы находим в Деяниях, просто и непосредственно. В нем нет попыток приукрасить его или описать ощущения лицезревших его. Следует заметить, что выражение «на небо» (εἰς τὸν οὐρανὸν) используется в этом коротком рассказе не менее четырех раз. Вхождение Христа в небо является центральным пунктом сообщения о Вознесении. Ни ученики, ни другие свидетели не видели самого момента Его вхождения на небеса – им помешало облако, которое «скрыло Его из глаз их» (Деян. 1:9). Как и в случае Воскресения, когда Бог воздвиг Христа из гробницы, само вхождение Воскресшего Христа на небо не смог увидеть никто. И, так же как при Воскресении, при Вознесении Бог оправдывает достоинство Христа, объявляет Его невинным, безгрешным, и принимает Его прославленное тело.

Вознесение соединяет небо и землю. Воскресший Христос возносит с Собой на небо и человеческую природу, воспринятую в воплощении, а теперь полностью преображенную (Еф. 2:6). «Мы, казавшиеся недостойными земли, теперь возносимся на небеса», – говорит святитель Иоанн Златоуст. «Мы, бывшие недостойными земного господства, подняты в Царство горнее, вознеслись выше облаков, пришли, чтобы занять престол Царя». Процитировав эти слова Златоуста, протоиерей Георгий Флоровский добавляет, что Своим Вознесением «Господь не только открыл человеку вход на небеса, не только явился пред лице Божие нас ради и нашего ради спасения, но подобным же образом "переместил человека" в горние обители». Пятидесятница станет последним знамением принятия Христа и свидетельством Его Воскресения и прославления.

Если в наших канонических книгах мы не находим описания самого момента вхождения Христа в небо, то в апокрифических писаниях второго века мы встречаем их трижды. В Послании апостолов оно сопровождается громом, молнией и землетрясением, а апостолы слышат голоса множества ангелов, говорящих: «Собери нас, о священник, в свете славы», а затем Христос говорит: «Идите с миром». Апокалипсис Петра делает акцент на реакции видевших Вознесение – и учеников, и ангелов. Вознесение Исаии описывает вхождение Христа в небо в форме пророческого видения в процессе путешествия Исаии через семь небес и детально раскрывает восхождение Христа через каждый уровень небес. Во всех трех сообщениях речь идет о самом моменте Вознесения физического тела Христа, причем авторы этих апокрифических произведений не смогли избежать искушения превзойти при описании этих событий границы имеющихся свидетельств. Автор Деяний, с другой стороны, в своем сдержанном повествовании намеренно сопротивляется этому соблазну.

Представляется, что в двух своих сообщениях, в Евангелии и Деяниях Лука обращается к двум разным моментам Вознесения. Евангелие описывает событие как имевшее место в день Воскресения, тогда как Деяния между Воскресением и Вознесением помещают сорок дней. В Евангелии Вознесение представлено как исполнение жизни Христа – достигается конечная цель Его служения. С другой стороны, в Деяниях Вознесение представлено также и как начало жизни Церкви. Между этими двумя событиями, разделенными «сорока днями», Воскресший Христос сходил и восходил в Своих явлениях. Но все же остается вопрос: когда, согласно апостолу Луке, произошло Вознесение?

Для ответа на этот вопрос некоторым представлялось полезным различать восхождение Христа к Отцу в день Воскресения, которое было «невидимыми», и Вознесение спустя сорок дней, которое было «видимым». Действительно, многие восхождения Воскресшего Христа были «невидимы» – покидая учеников после Своих явлений, Он восходил невидимо. Однако это разделение нельзя адекватно применить к двум сообщениям Луки, ибо в обоих случаях Вознесение было «видимым».

Два сообщения Луки не являются двумя разными описаниями одного и того же события, но в действительности двумя описаниями различных случаев, происшедших в разное время. Вознесение в конце сорокадневного периода, о котором повествуется в Деян. 1:9–11, стало завершением явлений Христа после Его Воскресения, «последним отшествием», как полагает Пьер Бенуа, уже Вознесшегося Христа. Каждый раз, когда Воскресший Христос являлся Своим ученикам и друзьям, Он приходил от Отца, из последнего «завершения» пути, а прощание в Деян. 1:9–11 описывает как решительное и добровольное исчезновение из виду, и должно быть отделено от простых «исчезновений», таких как в Эммаусском рассказе. «Это как возвещение о завершении в действии. Или... это возвещение в действии об открытии новой главы». Это окончательное Вознесение, которое Церковь ежегодно переживает через сорок дней после Пасхи, необходимо отличать от отшествий в период явлений. Это Вознесение имеет свои собственные отличительные особенности. Это конец особого периода явлений Воскресшего Христа, последний уход, день возвеличения человека. В этот день, – подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, – «все человечество возвращается к Богу. В этот день завершается долгая война, продолжительная отчужденность», и «мы, бывшие недостойными земного достоинства, возносимся теперь в Небесное Царство».

Представляется, что икона Вознесения принимает во внимание оба рассказа из писаний св. Луки о Вознесении, подчеркивая их богословское значение. На иконе Мария, Матерь Христа представляет Церковь с учениками. Вознесшийся Христос является главой, а Церковь внизу представляет Его тело. Христос изображен благословляющим правой рукой Свое Тело, Церковь, тогда как в левой Он держит книгу или свиток, представляющие Евангелие. Это, в свою очередь, означает, что Вознесшийся Христос, глава, не отделен от тела. Где голова, туда следует и тело. Христос как глава нового человечества, новый Адам, дает жизнь телу (Кол. 2:19; Еф. 4:15). Будучи главой, Он также является Спасителем Церкви (Еф. 5:23). В своем Вознесении Он не оставил Церковь сиротой в этом мире. Икона свидетельствует об истине Вознесения, не только упоминает историческое событие, но и проносит это значение для Церкви сквозь века, в Ее ожидании Второго Пришествия.

Источник: Кесич В. Первый день нового творения. Воскресение и христ. вера. К.: Пролог, 2006. – C. 173-182.


28 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.