Филологи-слависты в Московской духовной академии в 1870–1970 годы

Свящ. Феодор Людоговский [*]

Словесность (в первую очередь языки и литературы) всегда занимала в Московской духовной академии исключительно важное место: здесь достаточно вспомнить хотя бы первоначальное название старейшей русской духовной школы – Славяно-греко-латинская академия. Вместе с тем следует признать, что ни в «старой» (1685-1814), ни в «новой» (1814-1919), ни в «новейшей» академии (с 1946 года) так и не сформировалось собственной филологической школы, традиции. Объясняется это, прежде всего тем очевидным фактом, что цикл филологических дисциплин играл вспомогательную роль по отношению к богословским предметам. Исходя из этого обстоятельства, мы сочли более уместным, говоря об истории филологии и – более частно – об истории славистики в МДА, не пытаться проанализировать учебный план или же дать исчерпывающий список преподавателей-словесников за всё время существования академии, а выделить несколько наиболее примечательных личностей и представить их биографические очерки. Впрочем, здесь мы сталкиваемся с некоторой методологической трудностью: «чистых» филологов-славистов было не так уже много – по большей части обращение к филологической проблематике было продиктовано материалом исследования (в ряде случаев это были славянские библейские рукописи). Тем не менее, мы нашли возможным сделать героями нашего повествования пятерых профессоров МДА разного времени: это Егор Васильевич Амфитеатров, Григорий Александрович Воскресенский, Митрофан Дмитриевич Муретов, Анатолий Васильевич Ушков и Вера Владимировна Бородич. Что касается ректора академии, профессора протоиерея Александра Васильевича Горского, который, безусловно, должен бы был возглавить этот список, то его биография известна достаточно хорошо, а недавно стала предметом монографического исследования [1]. К тому же деятельность Горского была весьма разносторонней, и вряд ли было бы справедливо ставить здесь филологическую проблематику на первое место. Таким образом, мы считаем себя свободными от изложения его жизнеописания в рамках предлагаемого краткого очерка.


Егор Васильевич Амфитеатров (1815-1888)

Орловский священнический род Амфитеатровых, известный, по меньшей мере, с начала ХМШ века, подарил России немало талантливых деятелей науки и культуры (как светской, так и церковной), пастырей и архипастырей. Среди них следует назвать, прежде всего, имена святителя Филарета, митрополита Киевского (1779-1857) [2], его родного брата – поэта и переводчика Семена Егоровича Раича (1792-1855); племянников двух предыдущих – профессора Киевской духовной академии Якова Космича Амфитеатрова (Красина, 1802-1848) и Антония, архиепископа Казанского (1815-1879); родного племянника последнего – известного московского протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908) [3], сына и внука отца Валентина – писателя Александра Валентиновича (1862-1938) и композитора Даниила Александровича (1901-1983) [4] Амфитеатровых [5].

Амфитеатров.jpg

Е.В. Амфитеатров, профессор МДА

К этому роду принадлежал и профессор словесности Московской духовной академии Егор (Георгий) Васильевич Амфитеатров. Он родился 24 апреля [6] 1815 года в селе Гнань Дмитровского уезде Орловской губернии. Его отец, священник Василий Егорович Амфитеатров, был братом митрополита Филарета Киевского. Двадцати лет Егор завершил обучение в Орловской семинарии и сразу же поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1839 году со степенью магистра богословия. В том же году Е. В. Амфитеатров был назначен бакалавром (= доцентом) в Московскую духовную академию по Кафедре словесности и истории литературы. В 1844 году он становится экстраординарным профессором МДА, а с 1848 года – ординарным: в 1876 году ему было присвоено звание заслуженного профессора академии. В 1882 году Егор Васильевич был избран почетным членом МДА. Среди студентов академии, по воспоминаниям Η.П. Гилярова-Платонова и Г.П. Смирнова-Платонова [7], Амфитеатров, благодаря присущей ему глубине мышления, логике и изяществу изложения материала, имел огромную популярность и влияние. И академия весьма дорожила им. Так, когда в 1874 году истек, согласно тогдашнему академическому уставу, допустимый 35-летний срок его службы при академии, «последняя, не желая лишиться профессора, исходатайствовала ему исключительное право читать лекции по найму» [8]. При жизни Егор Васильевич, в силу присущей ему скромности, издал всего лишь две статьи: «Общий характер священной поэзии евреев» [9] и «О существе и свойствах художественной деятельности» [10]. Еще одна работа – «Исторический очерк учений о красоте и искусстве» [11] – была издана посмертно. Это довольно обширный и значительный труд по истории эстетики вызывает интерес у специалистов и сегодня [12].

Е. В. Амфитеатров совмещал научно-педагогическую деятельность с административной работой: с 1842 года он был секретарем правления и конференции МДА, с 1870 года – помощником ректора МДА по церковно-практическому отделению. В 1873 году Егор Васильевич был избран городским головой Сергиева Посада и удостоился того, что его портрет был размещен в зале городской думы еще при его жизни. Скончался он в чине действительного статского советника (IV класс по табели о рангах).


Григорий Александрович Воскресенский (1849-1918)

Будущий профессор Московской духовной академии родился 23 января 1849 года в селе Чернейка Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, в 1868 году поступает в МДА (XXVIII курс), где становится учеником профессора протоиерея А. В. Горского. По окончании трехгодичного курса в 1871 году первым магистрантом, получив степень кандидата богословия, как один из лучших воспитанников, был назначен к замещению Кафедры русского языка и славянских наречий в академии. Для подготовки к профессорскому званию был направлен в Петербург, где в течение двух лет слушал курсы русско-славянской филологии под руководством профессоров Санкт-Петербургского университета И.И. Срезневского и В.И. Ламанского. Уже в бытность в Петербурге Воскресенский начал собирать материалы для своих будущих трудов по текстологии.

С целью дальнейшего изучения славянской филологии в 1873 году Г.А. Воскресенский командирован за границу, работает в библиотеках Берлина, Вены, Праги, Любляны, Загреба и Белграда. На основе материалов, собранных во время пребывания в Европе, впоследствии им было выполнено археографическое исследование «Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках; берлинской, пражской, венской, люблянской, загребской и двух белградских» (СПб., 1882).

Воскресенский.jpg

Г.А. Воскресенский, профессор МДА

В 1875 году Воскресенский возвращается в Россию, где приступает к преподаванию в МДА, будучи избран на должность приват-доцента вышеупомянутой Кафедры русского языка и славянских наречий. В 1879 году молодой, но уже зрелый ученый представил диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII-XV веков» (рецензенты – И.Д. Мансветов и В.О. Ключевский). За эту работу, посвященную «памяти незабвенного А.В. Горского», он был удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента академии. В 1883 году Григорий Александрович был утвержден в звании экстраординарного профессора, а 29 декабря 1894 года избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук. В 1896 году за представленные труды «Древнеславянское Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI-XVI веков» (Сергиев Посад, 1894) и «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI-XVI веков» (М., 1896) он был удостоен степени доктора богословия и утвержден на преобразованной Кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы в звании ординарного профессора. В 1901 году Григорию Александровичу было присвоено звание заслуженного профессора. 20 января 1902 года Воскресенский согласно прошению ушел за штат, при этом был избран почетным членом Московской духовной академии; продолжал читать лекции до середины 1905 года.

Г.А. Воскресенский был славистом достаточно широкого профиля: среди его трудов имеются работы как филологической, так и исторической направленности. И всё же главным его вкладом в науку стали текстологические исследования церковнославянского перевода Нового Завета. К ним относятся прежде всего упомянутые выше труды по славянскому Апостолу и Евангелию. Реконструируя историю славянского Евангелия на материале Евангелия от Марка, Воскресенский выделил четыре основных редакции: 1) древнейший перевод, восходящий к так называемой лукиано-константинопольской редакции (рецензии), возник, по мнению исследователя, на Балканах; 2) старейшая русская редакция ведет свое начало с рубежа ΧΙ-ΧΙΙ веков; она отражена, к примеру, в Мстиславовом (около 1117) и Юрьевском (1125) апракосах. Воскресенский делает вывод о русском происхождении полного апракоса как типа евангельского текста; 3) в качестве третьей редакции Воскресенский выделил рукописи, связанные с Чудовским Новым Заветом (Новым Заветом митрополита Алексия); 4) позднейшую, четвертую редакцию славянского Евангелия ученый связывал с Константинопольским Четвероевангелием 1382 года из собрания Синодальной библиотеки. Именно эта редакция (при последующем внесении незначительных изменений) и становится общепринятой в русских Евангелиях XV-XVI веков. В частности, она находит свое отражение в Геннадиевской Библии 1499 года.

Григорий Александрович Воскресенский скончался 23 марта 1918 года в Сергиевом Посаде [13].


Митрофан Дмитриевич Муретов (1851-1917)

Будущий профессор Московской духовной академии родился 12августа 1851 года [14] в семье священника Рязанской епархии (впоследствии иеромонахе, духовнике московского Данилова монастыря). По окончании Скопинского духовного училища Митрофан поступил в Рязанскую семинарию, а затем, в 1873 году, в Московскую духовную академию, где проходил специализацию по греческому языку и Новому Завету. Еще в студенческие годы Муретов создал первый вариант своего фундаментального исследования о Филоне. Значительное влияние на Муретова оказал профессор МДА Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов. В 1877 году М.Д. Муретов окончил курс академии по богословскому отделению первым студентом и был направлен в Тамбовскую семинарию в качестве преподавателя греческого языка, однако вскоре был переведен в Вифанскую семинарию, в которой стал читать курс Нового Завета. В этот период Муретовым была задумана апологетическая работа «Главные типы новейшего отрицания Евангелия», однако цензура приостановила ее печатание из-за объективного изложения теории отрицательной критики. Впоследствии отдельные части книги были изданы, но, по словам протоиерея Георгия Флоровского, они опоздали на пятнадцать лет [15]. В 1878 году Муретов был избран приват-доцентом МДА по Кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1885 году за диссертацию «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии» он был удостоен степени магистра богословия. В 1891 году Митрофан Дмитриевич представил докторскую диссертацию «Ветхозаветный храм. Часть 1. Внешний вид храма». Однако диссертация вызвала полемику, и в степени доктора богословия М.Д. Муретов был утвержден только 10 апреля 1893 года, а 1 мая ему было присвоено звание ординарного профессора.

Помимо преподавания Священного Писания Нового Завета Митрофан Дмитриевич с 1885 года читал лекции по французскому языку, а с 1900 по 1902 год – по греческому. С 1906 по 1909 год М.Д. Муретов состоял членом Правления академии, в 1906 году был избран инспектором.

В 1910 году вышел новый устав академий, по которому профессорская служба ограничивалась тридцатью годами, и Митрофан Дмитриевич вышел в отставку, но по особому ходатайству академии ему предоставили право читать лекции, участвовать в заседаниях академического Совета. Этой сверхштатной профессорской службы он не оставил до конца жизни. Современник называет Митрофана Дмитриевича «живой связью молодой академии с академией старой, образцом нераздельного служения и преданности науке». В 1911 году М. Д. Муретов был избран почетным членом Московской духовной академии «во уважение к его тридцатилетней профессорской деятельности и к ученым трудам в области толкования Священного Писания и в переводе святоотеческих творений».

Муретов.jpg

М.Д. Муретов, профессор МДА

Митрофан Дмитриевич был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии. Изучение славянского текста Священного Писания он считал патриотическим долгом русских ученых.

Кроме своего основного предмета – новозаветных исследований – Муретов занимался переводами творений святых отцов, составил первое научное жизнеописание прп. Максима Исповедника. Современники отзывались о Муретове как о человеке огромной учености, предельно скромном, всецело погруженном в научную работу. Его заслуги были высоко оценены не только Московской, но и остальными тремя духовными академиями: он был избран почетным членом Петербургской (1912), Казанской (1913) и Киевской (1914) академий.

Митрофан Дмитриевич Муретов скончался 11 марта 1917 года и был погребен на академическом кладбище [16].


Анатолий Васильевич Ушков (1894-1972)

Анатолий Васильевич родился 7 августа 1894 года в семье псаломщика Вознесенского собора г. Самары Василия Андреевича Ушкова. После обучения в местной церковно-приходской школе (1904) и в Самарском духовном училище (1908) он поступил в Самарскую духовную семинарию. Несмотря на высокую успеваемость, Анатолий Ушков после 4 лет учебы в семинарии оставил здесь учебу и поступил в 1912 году на физико-математический факультет Казанского университета. Причиной такого шага было особое увлечение его предметами физико-математического цикла, обнаружившееся в годы учебы в Самарской семинарии. В 1916 году он окончил университет со степенью кандидата чистой математики.

Шла Первая мировая война, поэтому сразу после завершения университетского курса, Ушков, в соответствии с приказом по Казанскому военному округу, был призван в ряды действующей армии и отправлен на фронт в 48-ю артиллерийскую бригаду.

С декабря 1917 года он стал работать в школах родной Самары учителем математики. Разразившийся в 1921 году голод в Поволжье унес в могилу его отца и мать. Чтобы спастись от голодной смерти, Ушков был вынужден переехать на жительство в Сибирь – в г. Красноярск. Однако кончина близких настигла его и там: в 1926 году умерли его жена и сын, а на руках осталась двухнедельная дочь. В Красноярске Анатолий Васильевич прожил 14 лет, трудясь в сфере народного образования. В 1935 году Ушков переехал в Московскую область и в течение десяти лет преподавал математику в средних учебных заведениях. С 1939 по 1943 год он учился заочно на факультете русского языка и литературы в Московском педагогическом институте им. Ленина.

Перешагнув полувековой возраст, Анатолий Васильевич решил посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви.

1 августа 1945 года он обратился к управляющему Московской епархией, Митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу) с прошением о пострижении в иноческий чин. Ушков также просил предоставить ему какой-нибудь предмет в духовно-учебном заведении, или, если митрополит Николай сочтет более целесообразным, предоставить ему возможность закончить в Богословском институте неоконченное богословское образование. Видимо, владыка Николай посчитал, что Ушкову прежде стоит завершить образование, так как через пару дней Анатолий Васильевич подал в Православный Богословский институт прошение о зачислении. В это время ему шел 51-й год. Будучи на III курсе Анатолий Васильевич подал на имя Высокопреосвященнейшего Гермогена, ректора МДАиС, прошение о посвящении в иерейский сан. На докладной записке Владыки-ректора Святейший Патриарх наложил следующую резолюцию: «1948 г. 8 июня. Ушкова рукоположить во диакона и затем в иерейский сан – благословляется» [17]. Но Ушков так и не был рукоположен в священный сан. Причина этого нам неизвестна. Даже в личном деле Анатолия Васильевича ничего не упоминается о дальнейшем ходе по делу о рукоположении.

Сушков.jpg

А.В. Ушков, профессор МДА

В 1949 году Ушков окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, полученную за курсовое сочинение «Душа и ее бессмертие по христианскому учению». В том же году его назначили заведующим библиотекой академии и преподавателем катехизиса в семинарии, а с нового 1950/51 учебного года – преподавателем церковнославянского языка с сохранением за ним занятий по катехизису.

В Московской духовной семинарии Анатолий Васильевич преподавал русский язык и церковнолавянский язык. В 1957 году он начал составлять научный труд по церковнославянскому языку, озаглавив его «Методическое руководство к преподаванию церковнославянского языка в Духовных семинариях». Он просил Ученый совет утвердить за ним эту тему в качестве магистерской диссертации.

31 января 1960 года Ушков вступил во 2-й брак с вдовой Огарковой Зинаидой Ивановной. Таинство венчания совершил священник Воскресенской церкви с. Молоди Василий Лебедев. Однако брак этот, в конечном счете, оказался неудачным: в 1970 году Ушков подает на развод.

После прочтения двух пробных лекций «Основные положения формальной логики» и «Древний мир перед пришествием Спасителя» Анатолию Васильевичу было присвоено ученое звание доцента в 1964 году.

15 декабря 1969 года состоялась защита его магистерской диссертации. В начале 1971/72 учебного года профессор Анатолий Васильевич Ушков перешел на пенсию. 14 января 1972 года, причастившись Святых Христовых Тайн, профессор Московской духовной академии Анатолий Васильевич Ушков тихо скончался на руках у своей дочери. Тело почившего было похоронено на Загорском кладбище [18].


Вера Владимировна Бородич (1905-1978)

Вера Владимировна Бородич родилась в Москве в семье служащего 18 декабря 1905 года, в Неделю Святых Отец. Перед революцией она успела окончить три класса гимназии, затем училась в средней школе. Сознательное ее приобщение к Церкви произошло в гимназические годы: «Двенадцати лет стала я интересоваться религией, ходить в церковь, читать Евангелие, – вспоминает Вера Владимировна. – С шестнадцати ходила в храм Христа Спасителя, познакомилась с отцом Александром Хотовицким и стала его духовной дочерью. После его ареста в 1922 году я осталась без духовного руководства, охладела к религии, однако ненадолго» [19]: в скором времени молодая Вера Бородич познакомилась с отцом Илией Четверухиным (1886-1932) [20], который сделался ее духовным наставником. После ареста отца Илии и его кончины [21] она стала опекуном его вдовы на многие годы [22].

Высшее образование Вера Владимировна получила в северной столице, окончив в первой половине 1930-х годов факультет языкознания Ленинградского государственного университета; там же она проходила обучение в аспирантуре. В 1936-1940 годах преподавала русский язык в Московском механико-машиностроительном институте, затем – во Всесоюзном институте хозяйства НКВ. В 1943-1944 годах работала старшим научным редактором Издательства иностранных и национальных словарей. В 1944 году на филологическом факультете МГУ В.В. Бородич защитила кандидатскую диссертацию «Функции имперфекта в старославянском языке» (научный руководитель профессор А.М. Селищев) и стала преподавателем факультета. Спустя десять лет состоялась защита ее докторской диссертации на тему «Видовые отношения старославянского глагола».

Бородич.jpg

В.В. Бородич, профессор МДА

В сферу научных интересов В. В. Бородич входили современный болгарский, старославянский и церковнославянский языки. Ею написан учебник болгарского языка для студентов-русистов (к сожалению, так и оставшийся в рукописи), переведены известные лингвистические труды: Андрейчин Л. Грамматика болгарского языка. – М., 1949 (с болг. яз.); Вайан А. Руководство по старославянскому языку. – М., 1952 (с франц. яз.); Ван-Вейк Н. История старославянского языка. М., 1957 (с нем. яз.)).

На филологическом факультете МГУ В.В. Бородич преподавала старославянский и болгарский языки. Среди первых ее студентов – выдающийся славист академик Никита Ильич Толстой (1923-1996) [23], правнук Льва Толстого, а также доктор филологических наук Евгения Ивановна Демина, историк болгарского литературного языка.

Н.И. Толстой был вдохновителем первого в постсоветской России учебника церковнославянского языка, подготовленного в начале 1990-х годов и вышедшего в 1996 году: Плетнева Л.А., Кравецкий А.Г. Церковно-славянский язык. – М., 1996 (в 2006 г. Вышло 4-е изд-е). К первому изданию Н.И. Толстым было написано предисловие.

В 1967 году Вера Владимировна была вынуждена покинуть Университет из-за несовместимости своих религиозных воззрений с идейно-политическими ограничениями советского режима. Однако вынужденный простой длился недолго: в 1970 году ее квалификация высококлассного специалиста оказалась востребованной в Московской духовной академии, где Бородич сразу же получила должность профессора. Началась новая страница в ее научно-педагогической жизни.

Будучи профессором Кафедры церковнославянского языка, Вера Владимировна любила и знала богослужение, и свои знания и любовь старалась передать студентам, будущим священникам. Сознавая наличие недостатков в богослужебных текстах на церковнославянском языке, она считала необходимым их устранение; вместе с тем, по глубокому убеждению В.В. Бородич, отдельные погрешности не могут быть поводом для отказа от церковнославянского языка в пользу русского.

Для будущих священников В.В. Бородич подготовила учебник и словарь церковнославянского языка (машинописный текст этих пособий хранится в библиотеке МДА).

«В.В. Бородич была эрудированным педагогом, влюбленным в свой предмет, – отмечал в некрологе протоиерей Владимир Кучерявый. – Всю свою энергию, знания и опыт профессор В.В. Бородич отдавала преподававшемуся ею церковнославянскому языку. Она была твердо убеждена, что знание учащимися церковнославянского языка является ключом к пониманию богослужебных текстов и всего богослужения в целом. Она смиренно сознавала приближение заката дней своих. Памятны сказанные Верой Владимировной незадолго до ее смерти слова: "Я с юных лет интересовалась богослужением, меня научили его любить и ценить. Я надеюсь, что с Божией помощью принесу хоть малую пользу".

До последних дней своей жизни она усердно посещала храм Божий, участвуя в общей молитве. Она всегда отмечала глубину содержания, певучесть и поэзию, которые присущи церковнославянским богослужебным текстам» [24].

Преп. корпорация МДА.jpg

Профессорско-преподавательская корпорация МДА. Фото 1972 г.
В центре – архиеп. Волоколамский Питирим (Нечаев)
и ректор МДА архиеп. Дмитровский Филарет (Вахромеев).
Справа – В.В. Бородич

Усердный труд Веры Владимировны Бородич в духовной школе был отмечен благодарностями администрации духовной академии, Патриаршей грамотой. В 1975 году, ко дню ее 70-летия Святейший Патриарх Пимен удостоил ее ордена св. кн. Владимира III степени.

Скончалась Вера Владимировна после непродолжительной болезни 14 октября 1978 года, в день престольного праздника академического храма. Похоронена в д. Рахманово, где жила в последние годы жизни.

Источник: Московской духовной академии 325 лет: Юб. сб. статей в 2-х т. Т. 1. Кн. 2: История МДА. 1685-1995. – М.: МДА, М.: Нео-ТекПро, 2010. С. 133-138.


Примечания

[*] При некотором участии профессора МДА В.М. Кириллина.

[1] Мельков А.С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А.В. Горского. – М., 2006.

[2] В 1814-1815 годах – инспектор, в 1815-1819 годах – ректор Московской духовной академии.

[3] Окончил МДА в 1860 году.

[4] См. о нем: www.hotkey.net.au/~amfitheatrof/biography.html

[5] С использованием данных сайта «Всероссийское генеалогическое древо» (www.vgd.ru).

[6] Т.е. на следующий день после памяти вмч. Георгия Победоносца.

[7] Слова и речи при погребении проф. Амфитеатрова. Некрологи в московских газетах // Церковные Ведомости 1888. № 24.

[8] Амфитеатров Егор Васильевич // РБС. Т. «Алексинский – Бестужев-Рюмин». С. 98.

[9] ПрибТСО 5. Кн. 3. 1847. С. 331-362.

[10] ПрибТСО 25. Кн. 3. 1872. С 503-530.

[11] Исторический очерк учений о красоте и искусстве / Из акад. чтений Е.В. Амфитеатрова (заслуж. орд. проф. МДА). – Харьков, 1890 (а также: Отдельные оттиски из журнала «Вера и Разум» за 1889 и 1890).

[12] Рахманкулова Η.Ф. Амфитеатров Е.В. // Философы России ΧΙΧ-ΧΧ столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд. – М., 1999.

[13] Воскресенский [Г.А.] // Православная богословская энциклопедия. Т. 2. – Пг., 1901; Алексеев А.А. Воскресенский Григорий Александрович // Славяноведение в дореволюционной России. Библиографический словарь. – М., 1979. С. 110-111; Немировский Е. Л. Воскресенский Г.А. // ПЭ. Т. 9. С. 445-446.

[14] По другим данным – в 1850 году.

[15] См.: http://www.krotov.info/history/19/1890_10_2/1850muretov.html

[16] О М.Д. Муретове см. также: Муретов Митрофан Дмитриевич // Древо. Открытая энциклопедия. URL: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3090. Библиография основных трудов: Муретов Митрофан Дмитриевич // Богослов.ru. Научно-богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/persons/37416/index.html

[17] Личное дело А.В. Ушкова (Архив МДА).

[18] Дополнительно см.: Георгиевский А. Профессор Анатолий Васильевич Ушков (Некролог) // ЖМП 1972. № 3. С. 28-29.

[19] «Слава Богу за все...» Священномученик протоиерей Илия Четверухин: Жизнеописание. Воспоминания духовных чад. Проповеди. – СТСЛ, 2004. С. 107.

[20] Окончил МДА в 1911 г., тема кандидатской диссертации – «Жизнь и труды аввы Исаака Сирина».

[21] Память сщмч. Илии Четверухина – 5 (18) декабря.

[22] Четверухин Серафим. И. Воспоминания об отце / Доп. и ред. Сергея И. Четверухина. – М., 1992. С. 38.

[23] Н.И. Толстой был вдохновителем первого в постсоветской России учебника церковнославянского языка, подготовленного в начале 1990-х годов и вышедшего в 1996 году: Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – М., 1996 (В 2006 году вышло 4-е изд-е). К первому изданию Н.И. Толстым было написано предисловие.

[24] Кучерявый В., В.В. Бородич (Некролог) // ЖМП 1979, № 10, С. 32.


8 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...