Эпоха преподобного Сергия (основные идеи эпохи)

О Сергии спорят доселе. Будут спорить... Но он был. 
Действовал, по-видимому, не всегда по житийному канону. И
 уже трудно, да и невозможно отделить живого Сергия от того 
пиетета, коим окружило его в веках признание россиян. 
Слава человека — это тоже он сам, его продолжение во времени.

Д. Балашов

Более шестисот лет назад Русью была одержана грандиозная по­беда на Куликовом поле. Этой победой, добытой кровью объеди­нённых русских полков, народ превращался в нацию. Преподобный Сергий поставлен русской историей в один ряд с Дмитрием Донским как политический деятель. Его имя надо произносить раньше имён известных участников Куликовской битвы — Боброка, Пересвета, Осляби. Павел Флоренский сказал очень афористично: «Чтобы по­нять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия». Эту трудную работу — понять — пытался воплотить на своих полотнах Михаил Нестеров, другие художники, а перед акаде­миком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым на первый план выступает «личная скромность преподобного Сергия и его тяжёлая жизнь труженика и радетеля о русской земле». Эту же трудную работу понимания по­пытаемся сегодня осуществить и мы. В своей работе нам хотелось бы остановиться на тех ключевых идеях эпохи, благодаря которым и смог наш народ превратиться в нацию.

HZ1A0789_.jpg

Благословение преподобным Сергием Димитрия Донского 

на Куликовскую битву. Фреска Святых Врат 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Время преподобного Сергия совпадает с одной из величайших культурных катастроф — падением Византии, так как преподобный Сергий родился примерно за полтораста, а умер примерно за 60 лет до окончательного упадка Константинополя. Византийское средневековье перед падением даёт пышный расцвет. XIV-й век ознамено­вался третьим Возрождением Византии при Палеологах. А Древняя Русь принимает пламя своей культуры от огня Византии. «В пре­подобного Сергия ... собираются в один фокус достижения грече­ского средневековья и культуры... он прикоснулся к наиболее ог­нистой вершине Византии.., этой вершиной была религиозная идея» (П. Флоренский). В это время ведутся богословские споры, которые сводятся по сути к двум вопросам: проблеме Троицы и к проблеме Воплощения. Эти вопросы были отстаиванием: 1) абсолютной Боже­ственной и 2) абсолютной духовной ценности мира. Эти два прин­ципа составляют ткань русской культуры. Киевская Русь раскрыва­ется под знаком божественной Восприимчивости, Русь Московская формируется под знаком другой идеи — «о превышемирном Начале ценности» (П. Флоренский).

Время преподобного Сергия — время паламитских споров в во­просах «...общей благодати Пресвятой Троицы». Эти вопросы глу­боко занимали и преподобного Сергия — для осведомлённости в них он посылал в Константинополь своего представителя. Видение Троицы стало символом новой культуры. До XIV-го века строитель­ство Троичных храмов особо не было распространено на Руси. И лишь в XIV-м веке идея Троицы ведёт к строительству Троичных храмов, развитию Троичной иконографии, созданию цикла Троич­ных праздников. Чтя Пресвятую Троицу, преподобный Сергий строит Тро­ичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской. Строит храм Пресвятой Троицы, «...чтобы постоянным взиранием на него... побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира». Трои­ца называется Живоначальной, ибо единство в любви есть жизнь, вражда же приводит к смерти. По замыслу преподобного Сергия, Троичный храм есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в брат­ской любви. Но если храм был посвящён Троице, то должна была появиться и икона Троицы. И примерно через 20 лет после смерти Преподобного появилась знаменитая, известная всему миру «Трои­ца» Андрея Рублева. Вероятно, Рублев писал ее в «похвалу» Сер­бию, последователем которого он являлся. «В иконе Троицы Ан­дрей Рублёв был ...лишь гениальным осуществителем творческого замысла и композиции, данных преподобным Сергием... Нас умиля­ет вовсе не сюжет, а ...то, что он (Рублев) передал нам узренное им откровение. Среди раздоров, безмирия, татарских набегов открылся духовному взору бесконечный.., «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти дольнего мира противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечном единстве сфер гор­них...» (П. Флоренский). Икона Троицы — это второй (после храма) символ русского духа. А третий символ — Троичный день. Визан­тия не знала ни этого праздника, ни троичных храмов, ни Троич­ных икон. Праздник Пресвятой Троицы, вероятно, появляется как чествование иконы — «Троицы» — Андрея Рублёва, а затем рас­пространяется по всей Руси.

ТРОИЦА Рублева Третьяковская галерея (на вставку)_.jpg

Икона Святой Троицы. Третьяковская галерея

Следует особо отметить, что идея Троицы для преподобного Сергия была заповедью общежития. Общежительство знаменует всегда духовный подъем: начало Киевской Руси также было озна­меновано введением общежития, центр которого возник в Киевско-Печерской Лавре; затем, в связи с феодальной раздробленностью, татарским нашествием, идея эта угасла, а возродилась вновь уже в Руси Московской, благодаря усилиям преподобного Сергия. Идея общежи­тия как совместного жития в полной любви, единомыслии и эконо­мическом единстве, всегда была близка русской душе, а воплощена была преподобным Сергием в Троицкой обители и распространилась отсю­да по всей Руси (общежительный устав запрещает иметь свое до­бро, свой припас, собственности быть не должно, все должно быть общее — ради утверждения киновии — общежительства — и согла­сился Сергий стать игуменом монастыря).

Эпоха Преподобного Сергия — время становления Московско­го государства. После более чем столетнего ига в народе возникли силы, способные поднять его дух, заставить поверить в себя. Особый смысл приобретает тогда идея соборности — религиозного, духов­ного единства людей. Другой важной идеей эпохи было «молчальничество» (исихазм). Основоположник — византийский монах Гри­горий Палама, сформулировавший программу «духовного делания». Согласно этому учению, Бог излучает энергию (свет), обожествляю­щий душу человека. В умной (безмолвной) молитве человек может созерцать этот свет, а значит, общаться с Богом. Это Фаворский свет, в сиянии которого Христос явился своим ученикам на горе Фавор. Этот свет изображают на иконах Преображения:

...Шестое августа по-старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

                           Б. Пастернак

Исихастские идеи получают широкое распространение среди русского монашества, так как в них был увиден источник, который позволял обрести внутреннее спокойствие, уверовать в свои силы. преподобный Сергий был сторонником этих идей, так как все его устрем­ления направлены к одной цели — объединить народ (прежде все­го — духовно).

В заключение хотелось бы сказать и о главном событии эпохи преподобного Сергия — о победе на Куликовом поле. В 14-ом веке быть монахом не означало стоять в стороне от дел мирских, и преподобный Сергий никогда не отказывался от гражданского служения: даже упрямого князя Олега Рязанского он сумел отвратить от феодальной войны с Москвой; по приказанию митрополита Алексия он пешком (всегда ходил только пешком) пошел в Нижний Новгород усмирять непокорного князя Дмитрия Константиновича, который не желал уступать великого княжения Дмитрию Ивановичу Московскому (бу­дущему Донскому); и для современников в этом походе не было ни­чего удивительного: тогдашние подвижники властно вмешивались в жизнь страны, указывали князьям, мирили и наставляли, ободряли на ратные подвиги, отнюдь не замыкаясь на делах духовных.

И перед выходом на Куликово поле кн. Дмитрий Иванович побы­вал в Троицкой обители у Сергия: «Ведь он знал, что Сергий муж добродетельный и даром пророческим обладает». Сергий благосло­вил на победу и послал с князем двух монахов — Пересвета и Осля­бю, освятив тем самым битву, потому что это был не просто поход против Золотой Орды, а крестовый поход христиан против чуждой религии, а на поле Куликовом была одержана прежде всего победа нравственная, духовная.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 


STSL.Ru


24 ноября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.