Епископ Парамон. Тесные врата в Царство Небесное


Каждый из нас старается жить по Евангелию. И в евангельском чтении Господь нам указывает, чтобы мы, если желаем войти в Царствие Небесное, подвизались входить узкими (тесными) вратами, а не широкими. 
Что значит «узкие врата» и насколько это действительно узкие врата, через которые каждому человеку надлежит войти в Царствие Небесное? Тесные врата – это состояние человека, когда он сам себя притесняет; когда он сам себя немного ограничивает от того, что ему самому хочется – от своей воли; когда он принимает не свою волю, а следует воле Божией о себе. Тогда происходит следующее: когда на сердце ему приходит какое-то желание, он не торопится его исполнять, а соотносит это желание с заповедями Божиими, насколько оно свято, насколько оно будет угодно Богу. Если он видит, что это какая-то страсть, то он себя ущемляет в желании исполнить ее. Он не желает идти по широте греха, а хочет утеснить себя для того, чтобы послужить Богу. 
Когда человек занимается спортом на постоянной основе, для того чтобы иметь спортивную фигуру, он должен многого себя лишить и наложить ограничения. Нужно и не кушать то, что хочется, и заставить себя встать пораньше, для того чтобы уделить время каким-то физическим упражнениям. Так и в духовной жизни. Если мы действительно хотим быть в той форме, в которой мы должны прийти в Царствие Небесное, то мы должны упражняться в добрых делах. Если у нас возникла внутри какая-то гордыня и превозношение перед другими людьми, то мы должны себя утеснить и с этого престола гордыни себя унизить, смирить перед Богом и перед другими людьми. Укоряя себя, мы понимаем, что мы недостойны милости Божией, которую Господь изливает на нас. Как можно возноситься над другим человеком, когда мы знаем, насколько мы иной раз тяжело и глубоко падаем? В душу человека должно прийти смирение. 
Когда в нас возникает злоба и ярость, то, отсекая их, мы тем самым делаем для себя узкий проход. Но этот узкий проход честен, правдив, как по отношению к ближнему, чтобы этот гнев не излился на него, так и по отношению к себе, чтобы наша душа не была изжигаема этой злобой. Или же когда приходит еще какое-то другое похотливое желание, то мы должны обращать наше внимание на Священное Писание, на примеры святых: каким образом они жили, каким образом они побеждали этот грех, и просить помощи, чтобы они помогли нам пройти тем же путем, теми же узкими вратами, через которые они сами прошли. Чтобы они нас научили, каким образом по-настоящему угождать Богу, а не себе, не своим страстям, желаниям, которые человека тянут вниз, в глубину ада, греха, муки и терзаний. Пусть каждому из нас Господь поможет увидеть тесные врата, найти их для себя, поставить ограничения через заповеди Божии и через напоминания себе о том, кто мы есть, какие мы на самом деле, увидеть через свою немощь, через свою ограниченность, увидеть себя такими, какие мы по-настоящему есть. Тогда, когда мы себя будем такими видеть, тогда нам будет нужен Господь. 
Почему мы молимся и скорбим, что благодать Божия от нас отступает? Из-за того, что мы видим себя недостойными, видим, что, когда от нас отходит благодать, нам становится тяжело. Мы видим, что если Господь нам не поможет, если мы Его не будем призывать, не будем Его молить, то мы не справимся даже с самыми мелкими своими привязанностями. Эта молитва смиряет нас. Мы видим свою слабость и силу Божию, благодать, которая может преобразить нас, чтобы мы стали лучше, чтобы вошли узкими вратами к Богу в Царствие Небесное.


Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона на Божественной Литургии в храме Корсунской иконы Божией Матери в Глинково 21 декабря 2019 года


21 декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.